СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок по теме:"Развитие жизни на земле!

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот модуль используется на этапе закрепления знаний по геохронологической таблице. В результате работы учащиеся должны запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира; изучить основные гипотезы возникновения жизни; усвоить основные ароморфозы живых орга­низмов; закрепить глобальные климатиче­ские изменения, происходившие в разных эрах.

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок по теме:"Развитие жизни на земле!»

Модульный урок по теме: Развитие жизни на земле.

Номер учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира; изучить основные гипотезы возникновения жизни; усвоить основные ароморфозы живых орга­низмов; изучить глобальные климатиче­ские изменения, происходившие в разных эрах.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Выполните тест.

1.Первые организмы возникли в:

А) почве; Б) возду­хе; В) воде.

2.Какой способ питания был у первых живых организмов?

А) гетеротрофный Б) автотрофный В) миксотрофный.

3.Какие организмы были первыми автотрофами?

А) гетеротрофы Б) хемотрофы В) фототрофы.

4.Какой способ питания появился в процессе эволюции у хемотрофных и фототрофных орга­низмов?

А) автотрофный Б) гетеротрофный.

5.Какие органические вещества возникли с по­явлением фотосинтезирующих бактерий?

А) бел­ки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты.

6.Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле

А) доклеточных форм жизни — вирусов

Б) клеточных форм жизни

В) биополиме­ров

Г) фазовообособленных систем.

7.Какая из реакций обмена веществ была об­щей для всех первых организмов?

А) анаэробный гликолиз

Б) реакция фотосинтеза

В) окислительное фосфорилирование.

Работайте ин­дивидуально. Каждый пра­вильный ответ- 1 балл.

ИТОГО-7 б.

УЭ-2

Выполните тестовое задание.

1.Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:

А) ранний протерозой Б) архей В) палеозой.

2. Какая наука является наукой об истории жизни на Земле?

А) ботаника Б) орнитология В) палеонтология Г) цитология.

3. Важнейшим событием архея следует считать:

А) накопление в атмосфере кислорода

Б) появление коацерватов

В) образование первых органических соединений.

4. Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру?

А) покрытосеменными;

Б) пресмыкающимися;

В) бактериями;

Г) грибами;

Д) циа­нобактериями.

5. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее?

А) наличие пород органического происхождения — графита, мрамора, известняка;

Б) наличие ископаемых остатков живых организмов;

В) обнаружение органических соединений в космическом пространстве.

Каждый пра­вильный ответ по тесту оцени­вается в 1 балл. Максимальное количество — 5 -баллов.


УЭ-3

Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответст­вующей порядку их возникновения:

а) появление фотосинтеза; б) появление прока­риот; в) появление многоклеточных водорос­лей; г) появление свободного кислорода; д) по­явление членистоногих; е) появление моллю­сков; ж) появление кольчатых червей.

Архей

Протерозой




Оценка за пра­вильный ответ — 7 баллов.


УЭ-4

Выполните тестовое задание:

1.На какие периоды делится палеозой?

А) кембрий; Б) юра; В) пермь; Г) карбон; Д) триас;

Е) силур; Ж) ордо­вик; З) девон; И) мел.

2.В каком периоде появляются первые хордовые животные?

А) в силуре; Б) в ордовике; В) в кембрии.

3.Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений?

А) появлением хлорофилла;

Б) появлением многоклеточности;

В) появлением проводящей ткани.

4.Предками каких животных считаются трилобиты?

А) членистоногих; Б) моллюсков; В) инфузо­рий.

5.Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора?

А) те, которые не имели внешнего скелета;

Б) те, кото­рые могли жить в холодном климате;

В) те, кото­рые могли выйти на сушу.

6.В каком периоде появились кистеперые рыбы?

А) в перми; Б) в карбоне; В) в девоне.

7.Какое изменение в строении организма по­зволило появиться первым земноводным?

А) по­явление сердца;

Б) появление легких;

В) появление парных конечностей.

8.Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила разви­тие пресмыкающихся?

А) строение яйца;

Б) два кру­га кровообращения;

В) большая масса тела.

9.Необходимым условием для жизни растений на суше было:

А) наличие кислорода в атмосфере;

Б) наличие почвы;

В) наличие хлорофилла.

10.С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми?

А) с общим по­теплением климата;

Б) с увеличением водных про­странств;

В) с общим похолоданием климата.

11.Какие периоды составляют мезозойскую эру?

А) девон; Б) мел; В) силур; Г) палеоген; Д) триас;

Е) кембрий; Ж) юра.

12.Какое событие было наиболее значительным в триасе?

А) появление млекопитающих;

Б) появление пресмыкающихся;

В) появление земноводных.

13.Какой из названных ящеров относится к летающим?

А) стегозавр; Б) динозавр; В) птеранодон.

14.С какой особенностью физиологии пресмы­кающихся можно связать их быстрое вымирание в более поздние сроки эпохи?

А) с холоднокровностью;

Б) с малой подвижностью;

В) с отсутст­вием кожного дыхания.

15. Какие изменения в строении и физиологии организма обеспечили прогресс млекопитаю­щих?

А) два круга кровообращения;

Б) легочное дыхание;

В) живорождение.

16.Сокращение численности голосеменных на­ступает в:

А) конце мезозоя;

Б) начале мезозоя;

В) конце палеозоя;

Г) начале кайнозоя.

17. Расцвет пресмыкающихся произошел в:

А) карбоне; Б) юре; В) перми; Г) триасе.

18. Исчезновение динозавров связано с:

А) общей дегенерацией;

Б) биологическим прогрессом;

В) био­логическим регрессом;

Г) морфофизиологическим прогрессом.


Прочитайте текст учебника М.К.Гильманова (2013г.) §50-52, с. 234—244.


Правильный от­вет— 25 баллов.


УЭ-5

Выполните следующие задания:

I. Закончите предложения.

1.В кайнозойской эре выделяют следующие периоды:....., …..., …..... .

2. Это время расцвета ... растений, ... и высших позвоночных — ... и ....

3. Период в истории Земли, отличавшийся от других важнейшим эволюционным событием появлением и развитием человека ....

4. Представители всех основных современных групп царств живой природы сформировались к концу... периода кайнозоя.

5. Большая часть времени ... периода пришлась на ледниковый век, что способствовало распро­странению растений и животных, приспособ­ленных к холодному климату.

II. Вспомните материал, который вы изучали на уроках ботаники и ответьте на вопрос: что по­зволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение, потеснив предста­вителей голосеменных? Дополните схему, заме­нив вопросительные знаки и пропуски необхо­димыми сведениями.

III. Вспомните материал, который вы изучали на уроках зоологии и ответьте на вопрос: в чем за­ключаются преимущества птиц и млекопитаю­щих перед другими группами позвоночных жи­вотных? Дополните схему, заменив вопроси­тельные знаки необходимыми сведениями.


Эволюционные приобретения птиц и млекопитающих




Особенности пищ-ой системы -?

Сердце -?

Лёгкие -?

Покровы тела -?






Правильный ответ—10 бал­лов.

Работайте в парах.






Правильный ответ — 5 бал­лов.











Правильный ответ — 4бал­ла.


УЭ-6

Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 63—53 баллов, то получаете оценку — «5»; 52—46 баллов — оценку — «4»; 45—19 баллов — оценку—«3»; менее 18 баллов — оценку — «2».

IV. Домашнее задание.

Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если же вы испытывали затруднения, допуска ли много ошибок, прочитайте текст учебника М.К.Гильманова (2013г.) § 48-52, с. 229—244.

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку учителю (в ин­дивидуальном порядке).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!