Модульный урок по химии в 10 классе
по теме
«Спирты»
Цель урока: сформировать представление о классификации спиртов. Познакомиться с отдельными представителями спиртов, их химическими свойствами и влиянием на живые организмы.
Задачи:
Образовательные – познакомиться с номенклатурой, классификацией спиртов, их химическими свойствами.
Развивающие – логическое мышление путём сравнения, обобщения, синтеза; развитие познавательной активности учащихся.
Воспитывающие – формировать умение работать коллективно, оценивать возможности, проводить антиалкогольную пропаганду.
Оборудование и реактивы: C2H5OH, вода, NaOH, CuSO4, пробирки, спички, спиртовки, глицерин, фильтр, пипетки, медная проволока.
Ход урока.
а) Организационный момент
б) Изложение нового материала
Учитель объясняет план изучения нового материала по учебным модулям. Объясняет, как правильно работать с учебными модулями. На экране демонстрирует каждый модуль.
I модуль.
Классификация и номенклатура спиртов.
Слайд №3.
Цель: сформировать представление о составе и номенклатуре спиртов.
Учащиеся читают начало §20 по учебнику и отвечают на вопросы:
Докажите, какая из формул соответствует этанолу
СН3-СН2-ОН или СН3-О-СН3
2. Какие вещества называют спиртами?
3. Какую общую формулу имеют спирты?
4. Как образуются названия спиртов?
5. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
Руководство по изучению учебного материала: при составлении формул спиртов учитывайте, что углерод – IV валентный, кислород – II валентный, водород – I валентный.
Слайд №4.
Обобщение изученного модуля: учащиеся находят соответствие между названиями и формулами спиртов.
1. 2 – метилбутанол – 1 А) С2Н5ОН
2. Этанол Б) СН3ОН
3. Метанол В) СН3 – СН2 – СН – СН2ОН
СН3
4. Пентанол – 2 Г) Н3С – СН – СН2 – СН2 – СН3
ОН
Слайд №5.
Модуль 2.
Получение этанола.
Цель: познакомиться с некоторыми способами получения этанола.
Учащиеся изучают схему:
Слайд №6.
метанол этанол
из галогеналканов
из глюкозы
из древесины и крахмала
Затем идут дополнения учителя, комментарии. Делается вывод.
Слайд №7.
По итогам изучения этого модуля, учащимся предлагается игра "Нет – да".
Вопросы:
1) Можно получить спирт из этена?
2) Этанол содержится в листьях растений?
3) Брожением сахаристых веществ получают метанол?
4) Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол?
5) Если картофель заморозить, то можно получить этиловый спирт?
Учащиеся с помощью пультов управления нажимают на кнопку: да/нет. Учитель делает вывод о результатах изучения модуля 2.
Слайд №8.
Модуль 3.
Характерные химические свойства этилового спирта.
Цель: научиться писать уравнения реакций, характеризующих свойства этанола.
Учащимся предлагается прочитать текст учебника со стр. 85 со слов "характерные химические свойства этанола…"
Слайд №9.
Затем учащиеся работают по группам:
I группа. Проводят опыт: взаимодействие этанола с натрием. Записывают уравнение реакции.
II группа. Проводят эксперимент под руководством учителя реакцию реакции окисления этанола оксидом меди (II) – СuO.
Слайд №10.
Для закрепления материала предлагается цепочка превращений:
CO2
Руководство по изучению учебного материала: не забывайте, что ОН- -функциональная группа спиртов
Слайд №11.
Модуль 4.
Отдельные представители одноатомных спиртов.
Цель: изучить свойства и применение этанола и метанола.
Учащимся предлагается изучить текст учебника стр. 84 о метаноле и этаноле. Затем предлагается найти соответствие.
Слайд №12.
Ткип=64,7.
Бесцветная жидкость, смешивается с водой в любых отношениях.
Растворитель органических веществ.
Яд.
Слайд №13.
Учащиеся комментируют выражение Эдгара По "Спирт и опиум – близнецы ада и гибели».
Учитель даёт комментарии, делает выводы.
Слайд №14.
Учащимся предлагается игра "Угадай меня". В закрытой шкатулке предлагается одно из веществ, которое получено на основе этанола.
«Я создан на основе этанола…»
(это J2 – спиртовой раствор).
Слайд №15.
Модуль 5.
Многоатомные спирты.
Цель: изучить свойства многоатомных спиртов и их значение в жизни человека.
Учащиеся изучают текст учебника на стр. 89. Предлагается упражнение "Найдите третий лишний".
Слайд №16.
Предлагается разбиться на две группы.
Руководство по изучению учебного материала: Воспользуйтесь инструкцией к л. о. стр. 98.
I группа. С помощью виртуальной лаборатории проводит качественную реакцию на глицерин.
II группа. Экспериментально проводит качественную реакцию на глицерин.
Слайд №17.
Закрепление изученного материала.
Первый уровень.
1. Осуществите превращение:
2. Сколько воздуха (в л) необходимо для сжигания 6,4 г метилового спирта?
Слайд №18.
Второй уровень.
1. Осуществите превращение:
2. Из 50 кг этилена за одно прохождение через реактор получается 36 кг этилового спирта. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.
Итог: выполнение кроссворда по теме "Спирты".
Домашнее задание: §§20-22, 1 ур. ? 7 с.88
2 ур. ?14 г) с.88
3 ур. Задача №3 с.92