СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная программа внеурочной деятельноати декоративно-прикладного искусства кружка"Радуга"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа дополниетльного образования.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа внеурочной деятельноати декоративно-прикладного искусства кружка"Радуга"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 33


















Программа дополнительного образования детей

мастерской декоративно-прикладного творчества

«Радуга»



2019-2023 учебный год







руководитель кружка: А.В. Зайцева



Срок реализации программы – 4 года

Возраст учащихся 7-11 лет









2019-2023 учебный год






Пояснительная записка


В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в  школе.  Во время учебного года  далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. Задача руководителя кружка сформировать такой  коллектив, в котором   каждый  ребенок чувствовал бы себя комфортно, смог раскрыть свои  творческие способности.

Разработка данной программы организации свободной  от уроков деятельности, оздоровления и занятости детей вызвана:

  • повышением спроса родителей  на организованный отдых обучающихся  в условиях школы;

  • необходимостью использования  творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме, кружка. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.


Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией РФ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 года №373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,


Цели:

  • Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

  • Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.


Задачи:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

  • формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

  • формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

  • развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

  • формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

  • формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

  • формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.


Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

  • Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими

технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.

Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы мастерской «Радуга» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания программы мастерской «Радуга» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.


Место кружка-мастерской декоративно-прикладного творчества "Радуга" в учебном плане

На проведение кружка в начальной школе отводится 1 ч в неделю.

Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели);

34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе)

Описание ценностных ориентиров

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.


Результаты освоения

Личностные

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

уважительно относиться к труду людей;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать

замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,комплексные работы, социальные услуги).


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные

в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы,

читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-

художественной задачей.


Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале

Содержание курса


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.


Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.


Содержание курса

Характеристика деятельности

Аппликация

Знакомство с режимом работы творческой мастерской «Радуга».

Знакомство с понятием декоративно-прикладное творчество? Основными видами декоративно-прикладного творчества.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.

Материалы для аппликаций.

Виды аппликаций (предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые).

Приемы работы с инструментом. Работа с ножницами, с канцелярским ножом.

Рабочее место. Знакомство с основными трудовыми навыками работы.

Правила техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.

Общее понятие о предстоящих работах.

Беседа на выбранную тему: выбор «Аппликация для украшения».

Анализировать формы объекта труда, выбранного для украшения.

Показ и обсуждение возможных сюжетов, для аппликации.

Выбор сюжета для аппликации.

Выбор колорита.

Выполнение эскиза: перенос контуров отдельных элементов на изнаночную сторону цветной бумаги.

Вырезание фигуры.

Наклеивание.

Мозаичные узоры: разметка квадратов.

Вырезание полосок, ромбов.

Вырезание треугольников, кружков.

Развитие воображения «собери силуэты» из ромбов, треугольников, кружков.

Составление фигур.

Выполнение поздравительных открыток.

Выполнение аппликаций машин, светофора, домино, ракеты и др. работ.

Обсуждение готовой работы

Показ и демонстрация готовых работ.

Уход и хранение инструментов.

Характеризовать основные требования к изделию.

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром;

предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено)

Оригами

История оригами… как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно…

Из истории бумаги... Родиной бумаги считают Китай. Сырьем для ее изготовления служили стебли бамбука. Через два столетия в Индии научились выделывать бумагу из старых парусов….

Твоя коллекция современных видов бумаги… Собери свою коллекцию-каталог современных видов бумаги. Можно сделать каталог в виде альбома, цветка с лепестками или картины…

Художественное моделирование из бумаги путем сгибания.

Показать детям схемы оригами.

Зарисовать условные обозначения: сложить «долиной», сложить «горой», перегнуть (согнуть и разогнуть), перевернуть на другую сторону, вогнуть внутрь, вставить одно в другое, завернуть и т.д.

Показать конструирование из модулей… Модулем в изобразительном искусстве называют условную меру, принятую для выражения отношений размеров целого и его частей.

Показать различные приемы сгибания квадратов.

Складывания квадрата по схемам для получения базовой формы «блин».

Показать приемы сгибания прямоугольников.

Конструирование различных видов земноводных и рыб (лягушки, жабы, головастика, черепахи, рыб, кита, краба и т.д.)

Оформление поделок.

Обсуждение готовой работы

Показ и демонстрация готовых работ.

Характеризовать основные требования к изделию.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы,), чертежных инструментов (линейка).

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы)

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать (совместно с учителем) последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи,

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.


Работа с тканью

Виды тканей. Ткани бывают из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть) и из химических волокон.

Подготовить ткани для образцов.

Техника безопасности при работе с инструментами.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях (ножницы, иголка, нитки, наперсток, пяльцы).

История наперстка… невозможно точно назвать время появления этого простого, но полезного приспособления, защищающего пальцы портного при шитье…

История сказки иголочки и ниточки…

Научить детей изготавливать различные виды ручных швов. Шагает мастерица. Очень мал ее шажок, а зовется он… - стежок!

«Вперед иголку», «Строчка».

Закрепляющие швы: «Через край», «Петельный».

Отделочные швы: «Тамбурный», «Елочки», «Бархатный», строчка для образования сборок.

Размер стежков. Пришивание пуговиц.

Выполнение образцов ручных работ стежков и строчек.

Изготовление игольницы «шляпки».

Вышивание листочков, веточек различными швами.

Научить детей переводить узоры на ткань.

Вышивание узоров.

Оформление поделок.

Обсуждение готовой работы

Показ и демонстрация готовых работ

Характеризовать основные требования к изделию.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Работа с разными материалами

Техника безопасности при работе с инструментами.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях (ножницы, иголка, нитки, наперсток, крепированная бумага, клей, ткань, атласные ленты, кусочки клеенки и др).

Используя технику симметричного вырезания можно превратить обычную баночку в нарядную вазочку.

Показать технику симметричного вырезания.

Оформления баночки.

Аппликация из ваты на бархатной бумаге.

Показать и научить выполнять аппликации из ваты и пряжи на бархатной бумаге. Выполнить аппликацию «Верба».

Научить детей изготавливать цветы из крепированной бумаги.

Составлять букеты.

Шитье по выкройкам.

Изготовить выкройку-шаблон.

Выкраивание деталей по шаблону.

Способы соединения деталей.

Научить детей выполнять различные сувениры и подарки для близких и друзей.

Обсуждение готовой работы.

Показ и демонстрация готовых работ.


Характеризовать основные требования к изделию.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки

Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):

-инструменты материальных и информационных технологий;

-элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;

-технологические свойства –способы обработки элементов ин­формационных объектов: ввод, уда­ление, копирование и вставка текстов

Проектировать информационные изделия; создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел. Используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

Планировать последователь­ность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффек­тивные способы реализации за­мысла в зависимости от особен­ностей конкретной инструменталь­ной среды.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и ко­нечного результата.



Примерное распределение часов по годам обучения

Темы раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аппликация

7

7

6

3

Оригами

9

9

4

3

Работа с тканью

11

6

7

21

Комбинированные работы с разным материалом

6

12

17

7


33

34

34

34


Тематическое планирование


Дата проведения

Наименование раздела и тема занятий

1 класс

Аппликация

1


Что такое декоративно-прикладное творчество?

А что же такое аппликация? Правила безопасности труда при работе с инструментами. «Геометрия вокруг нас». Виды аппликаций. Материалы для аппликаций.

2


Выбор «Аппликация для украшения». Выполнение эскиза. Выбор колорита. Изготовление шаблона. Перенос контуров элементов на цветную бумагу.

3


Вырезание фигуры. Наклеивание фигуры. Обсуждение готовой работы.

4


«Связь человека с природой». Узоры из листьев. Симметричное вырезание.

5


Мозаичные узоры: разметка квадратов. Вырезание полосок, ромбов. Вырезание треугольников, кружков.

6


Аппликация «Букет в вазе»

7


Аппликация «Букет в вазе»

Оригами

8


История оригами. Материалы для оригами. Приемы изготовления поделок. Приемы сгибания квадратов.

9


Изготовление простейших моделей рыбок.

10


Изготовление панно «Аквариум»

11


Помогите птицам зимой. Изготовление птиц из бумаги.

12


Конкурс на лучшее изготовление новогодних снежинок из бумаги.

13


Изготовление новогодних украшений из бумаги. История Новогодней ёлки

14


Изготовление новогодних украшений.

15


Новогодняя аппликация «Подарок другу».

16


«Новогодняя гирлянда».

Работа с тканью

17


Инструменты и материалы для работы с тканью. Техника безопасности при работе с инструментами. Шов «Вперед иголку».

18


Шов «Назад иголку»

19


Шов «Через край»

20


Пришивание пуговиц

21


Мозаика из пуговиц

22


«Веселые зверюшки». Аппликация

23


«Веселые зверюшки». Аппликация

24


Мягкая игрушка. Перевод деталей на ткань. Вырезание деталей

25


Мягкая игрушка. Сборка изделия.

26


Мягкая игрушка. Сборка изделия. Оформление

27


Обсуждение готовой работы. Показ и демонстрация готовых работ.

Комбинированные работы из различных материалов

28


Техника безопасности при работе с инструментами. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях.

29


Аппликация из ваты на бархатной бумаге.

30


Оформление композиции «Верба».

31


«Наряд для баночки» (заготовка)

32


«Наряд для баночки» (оформление)

33


Обсуждение готовой работы. Показ и демонстрация готовых работ.

2 класс

Комбинированные работы из различных материалов

1


Техника безопасности при работе с инструментами. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях

2


Изготовление цветов из крепированной бумаги.

3


Изготовление цветов из крепированной бумаги.

4


Составление букетов.

Оригами

5


Приемы изготовления поделок. Приемы сгибания квадратов.

6


Изготовление простейших моделей

7


Изготовление панно

8


Изготовление панно

9


Обсуждение готовой работы. Показ и демонстрация готовых работ.

Аппликация

10


Мозаичные узоры: разметка квадратов. Составление композиции «коврик»

11


Составление композиции «коврик». Окантовка

12


Вырезать квадраты по цвету радуги. Панно из квадратов

Оригами

13


Панно «Ворона и лисица»

14


Панно «Ворона и лисица»

Комбинированные работы из различных материалов

15


Гномик из тарелок

16


Гномик из тарелок

Работа с тканью

17


Инструменты и материалы для работы с тканью. Техника безопасности при работе с инструментами. Шов «петельный» и его варианты.

18


Шов «петельный» и его варианты.

19


Тамбурные швы «цепочки».

20


Шов «Петля в прикреп».

21


Стебельчатый шов.

22


Завершение и оформление работы «Подарок маме»

Аппликация

23


Аппликация «Нарциссы в вазе»

24


Аппликация «Нарциссы в вазе»

25


Аппликация с использованием салфеток

26


Аппликация с использованием салфеток

Комбинированные работы из различных материалов

27


Аппликация из салфеток и семечек «Цыплёнок»

28


Аппликация из салфеток и семечек «Цыплёнок»

29


Весенняя аппликация из ватных дисков

30


Весенняя аппликация из ватных дисков

31


Аппликация из крупы, фасоли, семян кофе

32


Аппликация из крупы, фасоли, семян кофе

33


Чудо дерево из ватных палочек

34


Чудо дерево из ватных палочек

3 класс

Комбинированные работы из различных материалов

1


Работа из ватных дисков «Лебеди»

2


Работа из ватных дисков «Лебеди»

3


Аппликация из крупы

4


Аппликация из крупы

Работа с тканью

5


Мягкая игрушка «Мышка»

6


Мягкая игрушка «Мышка»

7


Мягкая игрушка «Мышка»

8


Мягкая игрушка «Мышка»

9


Выставка работ. Новогодний мешочек

10


Новогодний мешочек

11


Новогодний мешочек

Комбинированные работы из различных материалов

12


Шишка из шарика

13


Шишка из шарика

14


Новогодний шарик из тарелок

15


Новогодний шарик из тарелок

16


Новогодний шарик из тарелок

Аппликация

17


Торцевание «Ветка сирени»

18


Торцевание «Ветка сирени»

19


Оформление работ

Комбинированные работы из различных материалов

20


Объёмные цветы

21


Объёмные цветы

22


Объёмные цветы

23


Объёмные цветы

Аппликация

24


Торцевание «Голубь мира»

25


Торцевание «Голубь мира»

26


Оформление работ

Комбинированные работы из различных материалов

27


Работа из ватных дисков «подснежники»

28


Работа из ватных дисков «подснежники»

29


Работа из ватных дисков «Ромашки»

30


Работа из ватных дисков «Ромашки»

Оригами

31


Панно

32


Панно

33


Панно

34


Выставка работ

4 класс

Работа с тканью

1


Вышивание листочков петельными швами

2


Вышивание листочков петельными швами

3


Вышивание веточки различными швами.

4


Вышивание веточки различными швами.

5


Вышивание композиции. Перевод рисунка на ткань.

6


Вышивание узора.

7


Вышивание узора.

8


Вышивание узора.

9


Оформление вышивки в рамку. Изготовление паспорту

10


Мягкая игрушка «Слоник»

11


Мягкая игрушка «Слоник»

12


Мягкая игрушка «Слоник»

13


Мягкая игрушка «Слоник»

14


Игрушка «Шишка» из тесьмы

15


Игрушка «Шишка» из тесьмы

16


Оформление выставки

Комбинированные работы из различных материалов

17


Изготовление цветов из крепированной бумаги.

18


Изготовление цветов из крепированной бумаги.

19


Изготовление цветов из крепированной бумаги.

20


Составление букетов.

Работа с тканью

21


Вышивка крестом

22


Вышивка крестом

23


Вышивка крестом

24


Вышивка крестом

25


Оформление работ

Аппликация

26


Торцевание «Открытка к 9 мая»

27


Торцевание «Открытка к 9 мая»

28


Торцевание «Открытка к 9 мая»

Комбинированные работы из различных материалов

29


Вязание крючком. Основные приёмы

30


Вязание крючком. Цветы из киндеров

31


Вязание крючком. Цветы из киндеров



Оригами


32


Панно

33


Панно

34


Выставка работ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика здоровья. В.Н.Касаткина.

2. Риторика.1-4 классы. М.Хасанова. Г.М.Сафиуллина. М.Я.Гарифуллина

3. Уроки нравственного воспитания. В.Казыйханов.

4. Кружок изготовления игрушек-сувениров. О.С. Молотобарова.

5. Аппликационные работы в начальных классах. И.К. Щеблыкин; В.И. Романина;

И.И. Кагакова.

6. Чудесные поделки из бумаги. З.А. Богатеева.

7. Детские газеты и журналы.

8. Виртуальный мир для мальчиков и девочек. Д.Н.Сафарова.

9. Уроки труда в начальных классах. В.П Трушина.

10. Сто лучших моделей оригами. Ильин.И.С.

11. Поделки папье-маше и бумажные цветы. РэйГибсон.

12. Уроки занимательного труда. Васильева Л. Гангус.

13. Что можно сделать из природного материала. Э.К.Гульянс.

14. Внеклассная работа по труду. А.И.Гукасова.

15. Уроки мастерства. Т.Н. Проснякова.

16. В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб

семейного досуга, 2010.

17. Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста / ЭКСМО, 2007.

18. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988 г.

19. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль,  2001

20. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

































22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!