СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения художественной направленности «Золотые ручки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по декоративно-прикладному творчеству для учащихся 5 - 7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения художественной направленности «Золотые ручки»»




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»



Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»

МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» __________ Решетникова Т.И.

Протокол №___ «_____» ________________ 20____ г.

«____» ____________ 20___ г.





Модифицированная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

объединения художественной направленности

«Золотые ручки»

(144 часа)



Возраст детей: 9 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность программы: художественная

Автор программы: педагог дополнительного образования

Фукс Ирина Владимировна



г. Богучар, 2022

Пояснительная записка


Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции.

В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства по функциональной структуре (утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы), по способу производства (изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы), по объёмно-пространственной структуре (плоскостные изделия, объёмные формы, объёмно-пространственные композиции), по функции (мебель, посуда, одежда, игрушки), по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка). Такая классификация обусловлена важной ролью материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам декоративно-прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.

Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития личности. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу и обогащает духовный мир подрастающего поколения.

Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Дополнительное образование детей – необходимое звено воспитания  многогранной личности, ее образования, ее  ранней профессиональной ориентации.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05. 05. 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана, 2017– 608 с.

Программа «Золотые руки» создана на основе модифицированной дополнительной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество», рекомендованной ВИРО и соответствует Уставу и программе развития МКУ ДО «Богучарский РЦДТ».

Актуальность программы «Золотые ручки» заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни для украшения одежды, жилища, быта и т.д. Подростки могут выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих профессий: дизайнер, оформитель, педагог дополнительного образования.

Новизна программы: программа нацелена на расширение базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах декоративно-прикдадного творчества и изобразительного искусства, а также способствует профессиональной ориентации подростков.

Направленность программы – художественная.

Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, познавательного интереса обучающегося посредством освоения различных техник декоративно – прикладного творчества и применения полученных знаний в повседневной жизни.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обучающие:

- овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками и опытом деятельности по технологии обработки используемого материала и применение полученных знаний в повседневной жизни;

- расширение уже имеющихся знаний в области рукоделия;

- научить создавать образцы и композиции аксессуаров одежды и интерьера на базе полученных знаний .

развивающие:

- развитие художественного и эстетического вкуса, аккуратности, самостоятельности и творческого отношения к труду;

- развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, глазомера и интеллектуальных способностей;

- развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятельность в группе.

воспитательные:

- воспитание культурной личности, обладающей качествами, необходимыми для уверенного поведения в современном обществе: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др. ;

- приобщение обучающихся к истории и культуре своего края, России и народов стран мира;

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению норм техники безопасности.

Содержание программы дает широкое представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося, направленную на преображение окружающего мира.

Программа может быть использована для кружковой работы в общеобразовательных школах, домах культуры, центрах детского творчества. На протяжении всего курса обучения обучающиеся учатся работать с разными материалами (бумага, ткань, нити, кожа), овладевают способами их обработки и различными понятиями (симметрия, композиция, контрастность), узнают особенности цвета, формы, узора, орнамента и т.д.

Программа может корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому, поэтому может корректировать и изменять в процессе работы уровень сложности выполнения творческих заданий.

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно - ориентированного обучения следующих педагогических принципах:

- доступности и последовательности в обучении – построение учебного процесса «от простого к сложному»;

- природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- наглядности – использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения;

- связь теории с практикой – сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений;

- актуальности – приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;

- межпредметности – связь программы с другими науками или областями деятельности (музыка, изо, МХК).

- культуросообразности – основывается на ценности региональной и национальной культур;

- прагматичности – практической полезности полученных знаний в повседневной жизни учащихся.

Формы и методы реализации программы

Занятия по программе декоративно-прикладного творчества «Золотые руки» проводятся в групповой форме с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся).

Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия.

Выбор методов обучения определяется уровнем знаний и практических навыков, имеющихся у обучающихся на занятиях в детском объединении.

Возраст детей, сроки реализации

По программе занимаются обучающиеся в возрасте от 9 до 15 лет. Численность учащихся в группе от 12 до 15 человек.

Программой предусмотрен следующий режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут с сентября до конца мая. Программа одногодичная рассчитана на 144 учебных часа.

По программе практикуются следующие формы работы:

- индивидуальная,

- групповая,

- коллективная.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по образовательной программе «Золотые ручки» при условии прилежного отношения к занятиям обучающийся будет:

1) иметь представления о разновидностях декоративно-прикладного искусства; иметь представление о рукодельных традициях родного края;

2) выполнять все основные приёмы различных видов работ;

3) уметь разрабатывать эскиз изделия и работать по шаблону;

4) особенности художественных материалов;

5) навыками работы с различными инструментами (ножницами, шилом, резаком, иглой и т.д.) и электрическими приборами (утюг, выжигатель и т.д.);

6) владеть навыками изготовления мелких аксессуаров и больших декоративных панно;

7) уметь разрабатывать проект декоративно-прикладной выставки.

8) обладать такими качествами, как: терпеливость, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;

9) обладать достаточной произвольной памятью и развитым образным мышлением;

10) уметь применять навыки дизайна предметов быта и украшений;

11) уметь подготовить и защитить портфолио своих творческих работ.

Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики:

- педагогическое наблюдение,

- анализ творческих работ,

- анализ участия обучающихся в ярмарках, выставках, вернисажах, презентациях, изучение активности детей на занятиях.

Формы итогового контроля

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

1. вводный контроль (сентябрь);

2. текущий контроль (в течение всего учебного года);

3. промежуточный контроль (декабрь);

4. итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний.

Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе. Теоретический материал проверяется с помощью итогового теста.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация педагогов приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии)

-практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами)

-на занятиях используют игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развития воображения;

-частично-поисковый метод (выполнение заданий, требующих самостоятельной активности);

- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа учащихся);

- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Средства и условия необходимые для реализации программы: классная комната с мебелью, соответствующей возрасту учащихся, учебно-методическая литература, наглядные пособия и фотографии по изучаемой теме, природный материал (зёрна кофе, срезы веток и деревьев, камни галька, семена растений), инструменты, бумага, картон, бисер, проволока, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан» («Момент», «Вулкан»), акриловый лак, мебельный прозрачный лак, кисти, гуашь, акриловые краски, рамки различных размеров, утюг, клеевый пистолет, пирографы (выжигатели), доски разделочные без рисунка, фломастеры.

В ходе изучения программы «Золотые ручки» применяются следующие формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, презентация, практическое занятие, экскурсия, защита проектов.

Методическое обеспечение программы «Золотые руки»: дидактический и лекционный материал, презентации по темам занятий, разработки занятий.

Квалификация педагогического персонала, позволяющая обеспечить достижение поставленных педагогических задач: учитель или педагог дополнительного образования, имеющий достаточные знания в области декоративно-прикладного искусства.

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

0

1

2.

Работа с природным материалом

1

10

11

3.

Работа с бумагой, картоном.

1

19

20

4.

Работа с тканью и фетром.

1

17

18

5.

Работа с солёным тестом

1

13

14

6.

Вязание спицами и крючком

1

13

14

7.

Работа с папье-маше

1

7

8

8.

Работа с натуральной и искусственной кожей.

1

11

12

9.

Вышивка.

1

11

12

10.

Работа с фоамираном

1

11

12

11.

Работа с бисером

1

11

12

12.

Изготовление работ, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах.

0

8

8

13.

Подготовка итоговой выставки в ЦДТ

1

1

2

ИТОГ:

144 часа



Содержание образовательной программы

1.Вводное занятие (1 час) Комплектование групп. Знакомство с работой объединения. Обсуждение целей и задач объединения. ИТБ на занятиях, переменах и на пути следования к месту занятий, на прогулках и экскурсиях. Расширение сведений о декоративно-прикладном творчестве. Применение в повседневной жизни изделий, изготавливаемых на занятиях объединения.

2.Работа с природным материалом (11 часов) Общие сведения о природном материале. Заготовка и хранение природного материала. Классификация природного материала в декоративном творчестве. Беседа о красоте и пользе окружающей среды. Стихи и музыка о природе. Ветки деревьев и корни в декоративном творчестве. Настенные и настольные украшения. Пирография. Поделки из кофейных зёрен (топиарии и бонсаи). Поделки и настенные украшения из веток деревьев и семян растений. Аппликации и поделки из яичной скорлупы (кракле). Срезы веток и стволов деревьев и поделки из них. Торцевание. Техника безопасности при работе в данном модуле.

3. Работа с бумагой и картоном (20 часов) Вводная беседа. Расширение сведений о бумаге и ее видах. Способ изготовления бумаги, сырье для бумажной промышленности. Роль бумаги в повседневной жизни человека. ИТБ. Роль бумаги в декоративном творчестве. Квиллинг. Европейский и корейский квиллинг. Виды бумажных роллов. Украшение изделий элементами квиллинга. Работы из бумажных модулей. Объемные изделия. Вытынанки композиционные.Пейп-арт - декоративная техника оформления предметов интерьера и создания стильных аксессуаров. В основе бумажная скрутка, которая обрабатывается акриловыми красками и позолотой, что делает изделия оригинальными и неповторимыми. Айрис фолдинг или радужное складывание цветной бумаги в определенном порядке. На практике изготавливаются оригинальные открытки, шкатулки, альбомы, блокноты. Обрывная или обрезная аппликации. Аппликация в технике пуантилизма. Техника безопасности на занятиях.

4.Работа с тканью и фетром (18 часов) История возникновения тканевых материалов. Классификация видов ткани. Особенности обработки ткани. Как появились нитки? Иголки и булавки? Топиарии. Пошив мягких объемных игрушек. Увеличение или уменьшение выкройки игрушки. Работа с фетром. Пошив развивающих игрушек для малышей. Аппликации из ткани (кинусайга). Художественные заплатки. Пэчворк – лоскутное шитье. Буфы. Техника безопасности на занятиях.

5. Работа с солёным тестом (14 часов) Технологии получения солёного теста. Рецепты замеса цветного теста. Правила работы с солёным тестом. Сушка изделий. Окраска изделия. Роспись изделий. Покрытие лаком. Декорирование. Изготовление настенных панно «Сова – мудрая голова», «Птица счастья». Флора. Лепка элементов по выбору учащихся. Техника безопасности на занятиях.

6. Вязание спицами и крючком (14 часов) Знакомство с материалами и инструментами. История изготовления вязаной одежды. Применение вязания в декоративном творчестве. Украшения и вязанные крючком и спицами игрушки. Вязание элементарных предметов одежды и быта. Техника безопасности на занятиях.

7.Работа с папье-маше (8 часов) История возникновения и применение папье-маше. Изготовление интерьерного настенного украшения «Маски». Изготовление настольного украшения «Мухомор». Техника безопасности на занятиях.

8. Работа с натуральной и искусственной кожей (12 часов) История обработки натуральных кож. Изделия из кожи и их применение в быту. Украшения из кожи. Настенные панно из мешковины и кожи. Украшения вязаных изделий кожаными элементами. Техника безопасности на занятиях.

9.Вышивка (12 часов) Вышивка крестиком и гладью. Вышивка лентами «Ветка сирени».Оформление работ в рамки. Расчёт стоимости работы. Одежда и предметы быта с элементами вышивки. Материалы и инструменты при вышивке. Техника безопасности на занятиях.

10.Фоамиран и изделия из него( 12 часов) Что такое фоамиран? Как он появился и где используется. Производство фоамирана. Свойства фоамирана. Цветы из фоамирана. Заколки для волос и ободки, украшенные фоамираном. Фоторамки, украшенные фоамирановыми цветами. Техника безопасности на занятиях.

11.Работа с бисером (12 часов) История бисера. Виды бисера. Способ окраски бисера: прозрачный, матовый, с перламутровым блеском, с окрашенным изнутри отверстием. Стеклярус. Изготовление работ из бисера и проволоки. Ткачество из бисера. Узоры и орнаменты. Изготовление объемных поделок из бисера. Вышивка бисером. Техника безопасности на занятиях.

12. Изготовление работ, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах (8 часов) В программе отводятся часы на изготовление изделий, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах. Эти часы используются в течение учебного года по мере поступления приказов и положений конкурсов «Неопалимая Купина», «Старая, старая сказка», «Рождественское чудо» и т.д. К участию в конкурсах допускаются лучшие работы учащихся объединения.

13.Подготовка к итоговой выставке в ЦДТ (2 часа) В ходе подготовки к выставке дети осваивают правила устройства выставок и на практике применяют полученные знания. Дети учатся выступать в роли экскурсоводов.



Литература для педагога:

1. Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”- «Просвещение», М. 1982.

2.Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”.

3.Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

4.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.

5.Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.

6.Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

7.Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

8.Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.

9.Декупаж. Красивый декор своими руками. –Минск: Харвест, 2010 - 256с.

10.Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.

11.Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.

12.Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014.

13.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

14.Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

15.Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

16.Скребцова Т.О. Объемные картины их кожи – Ростов-на-Дону: 2007 г.

17.Стольная Е. Цветы и деревья из бисера.- М.: Мартин, 2005г.

18.Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.

19.Уильямс М. Шелковая лента – М.: Эксмо 2007 г.

20.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

21.Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

22.Хапилина И.А. Художественная вышивка.- М.: Профиздат, 2004г.

23.Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

Литература для учащихся:

1.Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”- «Просвещение», М. 1982.

2. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.

3.Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

4. Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.

5.Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014

6. Стольная Е. Цветы и деревья из бисера.- М.: Мартин, 2005г.

7. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

Интернет-ресурсы:

1.https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/1415-applikaciya-v-obryvnoy-tehnike-pashalnaya-korzina-master-klass-s-foto.html

2.https://podelki-shop.ru/master-klassy-i-stati/ajris-folding/koshka-v-texnike-ajris-folding

 3.http://radugamaster.ru/index.php/ukrasheniya-svoimi-rukami/ukrasheniya-dlya-doma/248-mozajka-iz-yaichnoj-skorlupy-master-klass.

 4.http://bicer.ru/bicer_fauna.htm.

5.https://www.lady-i.ru/dzhutovaya-filigran

6.https://kitchenremont.ru/dekor/topiarii/topiarii-svoimi-rukami

7.https://mirpozitiva.ru/articles/1928-topiarij-svoimi-rukami-poshagovoe-foto.html

8.https://topiarii-mk.ru/topiary-collection/








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!