СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный декоратор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Юный декоратор" (базовый уровень для детей 7 - 12 лет)

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный декоратор»»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»



Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»

МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» __________ Решетникова Т.И.

Протокол №___ «_____» ________________ 20___ г.

«____» ____________ 20__ г.





Модифицированная дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

«Юный декоратор»

144 часа



Возраст детей: 7 - 12 лет

Направленность программы: художественная

Срок реализации: 1 год

Автор программы: педагог дополнительного образования

Фукс Ирина Владимировна





Г. Богучар, 2021



Пояснительная записка

В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.

Наиболее благоприятным для творческого развития детей является младший школьный возраст. Ученики уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий. Изделия близки и понятны ребёнку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно: игрушки, фрукты, овощи, грибы, животные и растения и т.д.

На занятиях декоративно-прикладного искусства дети учатся бережно относиться к материалам, уважать свой труд и труд товарищей, знакомятся с элементами устного народного творчества.

При выполнении коллективных работ дети учатся сотрудничать, учитывать мнение друг друга.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05. 05. 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана, 2017– 608 с.

Программа «Юный декоратор» создана на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество», рекомендованной ВИРО.

Данная программа создает условия для формирования личностных качеств: уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе, проявлять лидерские качества. Через занятия изобразительным искусством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие в школе и в семье.

Актуальность программы заключается в том, что по этой программе могут заниматься дети младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным для творческого развития. Младших школьников необходимо учить наблюдать, пользоваться различными материалами, выражать свои мысли и чувства через свои поделки. На занятиях школьники активно развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, навыки по общению в группе.

Отличительные особенности и новизна программы:

- программа ориентирована на возможность дать детям 7 – 12 лет базовые систематизированные знания по декоративно-прикладному искусству;

- программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему зрелищно-игровых приемов для формирования и поддержания у детей мотивации к творчеству.

- программа модернизирована, расширена по тематике, углублена по содержанию. Есть перспектива последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Цель программы: научить детей основам декоративно-прикладного творчества, изобразительной грамоты, активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка, приобщение к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

1)обучающие:

- знакомство с жанрами декоративно-прикладного искусства;

- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

-приобретение умения грамотно строить композицию.

2)развивающие:

-развитие внимания, мышления, памяти, воображения;

-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

-формирование организационно-управленческих умений и навыков (планирование деятельности, определять проблему и ее причины, пути ее решения);

-развитие коммуникативных умений и навыков.

3)воспитательные:

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

-воспитывать интерес к элементам устного народного творчества (пословицы и поговорки о труде);

- воспитывать уважение к труду и трудящимся.

Направленность программы – художественная.

Сроки и условия реализации программы:

В условиях программы занимаются дети 7 – 12 лет. Дети занимаются 2 раза по 2 часа в неделю. Одно занятие длится два урока по 45 минут с перерывом 10 минут. В группе 12 – 15 учащихся. Объем программы 144 часа.

Краткая характеристика психофизиологических особенностей обучающихся: к занятиям допускаются учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, которым по врачебным показаниям не запрещены занятия декоративно-прикладным творчеством.

Форма и режим занятий: занятия проводятся в очной или дистанционной форме 2 раза в неделю.

Сотрудничество с семьей воспитанников

В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:

-единый подход к процессу воспитания ребёнка;

-открытость учреждения для родителей;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равная ответственность родителей и педагогов.

Методы и приемы работы с детьми:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация педагогов приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии)

-практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами)

-на занятиях используют игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развития воображения;

-частично-поисковый метод (выполнение заданий, требующих самостоятельной активности).

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся знают:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

умеют:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Способы проверки качества усвоения программы: выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, праздниках по профилю кружка. Учащиеся проходят аттестацию в форме теста.

Средства необходимые для реализации программы: классная комната, учебно-методическая литература, наглядные пособия, природный материал, инструменты, бумага, картон, бисер, глина, пластилин, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан».

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

0

2

2.

Работа с природным материалом (засушенные листья и цветы, семена и крупы, яичная скорлупа, шишки и жёлуди, плоды каштана, ветки деревьев, солома, кора деревьев, перья)

1

13

14

3.

Работа с бумагой, картоном, фольгой.

1

21

22

4.

Работа с тканью, лентами, тесьмой

1

15

16

5.

Работа с солёным тестом

1

27

28

6.

Работа с папье-маше

1

23

24

7.

Лепка из глины

1

11

12

8.

Лепка из пластилина


1

13

14

9.

Работа с бисером

1

9

10

10

Выставка в ЦДТ

0

2

2

ИТОГ:

144 часа



Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие (2 часа) Комплектование групп. Знакомство с работой объединения. Обсуждение целей и задач объединения. ИТБ на занятиях, переменах и на пути следования к месту занятий, на прогулках и экскурсиях. Общие сведения о декоративно-прикладном творчестве.

2. Работа с природным материалом (14 часов)Экскурсия в природу. Общие сведения о природном материале. Заготовка природного материала. ИТБ. Беседа о красоте и пользе окружающей среды. Стихи и музыка о природе. Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев и цветов. Понятие «орнамент», «геометрия». Правила составления орнаментов. ИТБ. Аппликации из сухих листьев и цветов. «Подводный мир» или «Аквариум». Беседа о рыбах и их среде обитания. Аппликация из засушенных цветов, листьев и трав «Букет». Аппликации из семян арбуза, тыквы, кабачка. «Цветы».Аппликация из круп (гречневая крупа, пшено, рис, горох). «Мишка», «Зайка», «Смайлик». Миниатюры из желудей, шишек, каштанов. «Весёлые человечки», фигурки животных и птиц. Композиции. Аппликации из яичной скорлупы (кракле). «Яблоко», «Груша», «Петушок». ИТБ. Композиционная коллективная работа «Цып, цып, цып, мои цыплятки». Изготовление фигурок петушка, курочки и цыплят из объемной яичной скорлупы и цветной бумаги. Прослушивание песни А.Хачатуряна «Цып, цып, цып, мои цыплятки». Работка с ветками деревьев. Декорирование бумажными элементами. «Цветущая яблоня», «Сакура». Аппликации из перьев. «Чудо птица».Простейшие аппликации из соломы. «Цветок в вазе».ИТБ.

3. Работа с бумагой и картоном, фольгой (22 часа) Вводная беседа. Общие сведения о бумаге и ее видах. Способ изготовления бумаги, сырье для бумажной промышленности. Обрывная аппликация и правила ее изготовления. «Фрукты», Корзина с фруктами». Обрывная аппликация «Дикие и домашние животные». Беседа об охране животных. Многослойная аппликация «Букет цветов». Правила изготовления многослойной аппликации. Многослойная аппликация «В цирке». Беседа о цирке. Многослойные аппликации по сказкам. «Царевна лягушка», «Чиполлино».

ИТБ при работе с ножницами и клеем. Беседа о сказках. Объёмная аппликация «Коровка». Оригами «Коробочка». Декорирование готового изделия. История оригами. Чеканка из фольги. Понятие «чеканка». Как получилась фольга? Декупаж изделий. Изготовление фоторамки. Декупаж декоративной тарелки. История декупажа.

4. Работа с тканью, лентами, тесьмой (16 часов) История возникновения тканевых материалов. Классификация видов ткани. Особенности обработки ткани. Как появились нитки? Иголки и булавки?. ИТБ.Аппликация из ткани. «Бабочка», «Божья коровка», «Матрёшка». Как появилась матрёшка? Правила изготовления аппликации из ткани. Простейшие швы, используемые в практике. Пришивание пуговиц. Вышивка. История вышивки. Сшивание деталей изделия. Изготовление игольницы. «Подушечка», «Ромашка». Изготовление объемных цветов из ткани. «Мак».

5. Работа с соленым тестом ( 28 часов)Знакомство с технологией получения солёного теста. Рецепты замеса цветного теста. Правила работы с солёным тестом. Сушка изделий. ИТБ.Изготовление поделок из солёного теста. «Пряничные фигурки». Роспись акриловыми красками или гуашью. Поделки из соленого теста. Композиция «Сладких снов».Поделки из солёного теста. «Корзина с цветами». Плоские фигурки птичек, рыбок, кошек, лошадок. Роспись.Поделки из соленого теста. Рамка для фото. Изготовление объемных поделок из солёного теста. Цветы. Изготовление объёмных поделок. Фигурки диких и домашних животных. Изготовление медальонов сердечек ко Дню Святого Валентина. Изготовление браслетов и брошей из солёного теста. Изготовление стаканов, чашек и тарелок из соленого теста. «Чайная пара».

6. Папье-маше (24 часа)Знакомство с появлением техники папье-маше. Технология приготовления папье-маше. Применения папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне. Изготовление подставки для карандашей из одного, двух или трёх модулей. Зачистка, грунтовка. Роспись изделия. Изготовление бус, браслетов, брошей. Дальнейшая обработка изделия, роспись. Изготовление декоративной тарелки. Изготовление вазы- конфетницы. Изготовление из папье-маше фигурки матрёшки и ее декорирование.

7. Лепка из глины (12 часов) История гончарного промысла. Виды и свойства глины. Лепка мелких изделий путём соединения шаров и цилиндров. Лепка цветка. Смайлики. Лепка декоративных стаканчиков. Роспись готового изделия. Лепка плоских фигурок рыбок, птиц, животных. Декорирование картин. Лепка подсвечников различного уровня сложности. Декорирование изделия. Лепка фигурки ангелочков. Создание композиции из отдельных фигурок.

8. Лепка из пластилина (14 часов) Беседа о создании пластилина и его свойствах. Назначение. ИТБ. Рисование пластилином. Беседа об охране природы. Рисование пейзажа пластилином. Понятие «пейзаж». Лепка объёмных изделий.

9. Работа с бисером (10 часов) История бисера. Виды бисера: круглый, гранёный, рубка. Способ окраски бисера: прозрачный, матовый, с перламутровым блеском, с окрашенным изнутри отверстием. Стеклярус. ИТБ при работе с бисером. Плетение браслетов-феничек. Плетение ажурных цепочек. Зарисовка схем плетения. Аппликации из бисера.

10. Подготовка работ на ежегодную отчетную выставку в ЦДТ (2 часа) Подготовка экспонатов на итоговую выставку. Этикетаж. Награждение грамотами отличившихся учащихся.

Методическое обеспечение программы: педагогом разработаны конспекты занятий, игр и бесед по теме программы, презентации, дидактический и раздаточный материал.

Кадровое обеспечение программы: реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования, учитель, имеющий достаточный уровень знатий в области декоративно-прикладного искусства. Предусматривается возможность и необходимость регулярного прохождения курсов повышения квалификации в области ДПИ.

Материально-техническое обеспечение программы

на 1 группу из 12 учащихся

Наименование

Количество

на группу

1.

Клей ПВА

12

2.

Картон цветной

12

3.

Картон белый

12

4.

Бумага цветная в наборе

12

5.

Крупа рисовая

2 кг.

6.

Крупа гречневая

2 кг.

7.

Крупа пшено

2 кг.

8.

Крупа горох колотый

2 кг.

9.

Фасоль

3 кг.

10.

Фольга жесткая

3 рулона

11.

Ткань белая

5 метров

12.

Ткань плотная цветная

По 1 метру

13.

Мука пшеничная

30 кг.

14.

Соль

24 пачки

15.

Гуашь

12 наборов

16.

Кисти

24 шт

17.

Холст

5 метров

18.

Водоэмульсионная краска

1 банка

19.

Пластилин

24 набора

20.

Бисер

12 наборов

21.

Леска

2 катушки

22.

Иглы

24 шт.

23.

Шило

6 шт.

24.

Нитки белые

10 шт.

25.

Пряжа

12 мотков

26.

Стразы

6 наборов

27.

Рамки для работ

36 шт.

28.

Клей «Титан» или «Вулкан»

3 шт.

29.

Доска разделочная

24 шт.

30.

Тарелки одноразовые

24 шт.

31.

Салфетки декупажные

50 шт.

32.

Лак мебельный прозрачный

2 бутылки по 0,5 литра

33.

Флешка

1 шт. на 16Гб

34.

Ноутбук

1 шт.

35.

Бумага белая «Снежинка»

2 упаковки

36.

Нитки белые №40

3 катушки

37.

Лак акриловый

1 ведро 1 кг.

38.

Салфетки бумажные столовые однотонные белые

3 упаковки по 100 шт.

39.

Салфетки однотонные цветные

5 упаковок по 100 шт.

40.

Шпажки бамбуковые

2 упаковки по 50 шт.

41.

Скотч двусторонний

1 шт.

42.

Степлер

2 шт.

43.

Скобы к степлеру

3 упаковки

44.

Ножницы

12



Список литературы:

  • Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

  • Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.

  • Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.

  • Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

  • Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

  • Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф-Издат, 2009.

  • Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.

  • Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.

  • Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.

  • Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.

  • Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.







































Приложение 1

Промежуточный тест

для учащихся по программе «Юный декоратор»

1.Чтобы определить пригодность глины для лепки, ее нужно:

а) смять

б) погладить

в) скатать жгут и согнуть пополам

2.Какие изделия создают из глины:

А) обувь

Б) посуду

В) мебель

3. Чтобы игрушка была прочной ,ее:

А) обжигают

Б) кладут в холодильник

В) хранят в темноте

4. Чтобы краска при росписи сохранилась ,нужно добавить :

А) известь

Б) фруктовый сок

В) клей ПВА

5.Для обжига игрушек существует специальная печь:

А)микроволновая

Б)тостер

В)муфельная

6.Мастера –гончары создают формы кувшинов :

А)на гончарном круге

Б)на столе

В)на лавочке

7.Каким способом можно слепить вазочку :

А)ленточным

Б)бантичным

В)веревочным.

8.Что такое Орнамент?

А) орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке.

Б) орнамент- это рисунок с растительными мотивами

В)орнамент – это выкройка излелия из бумаги.

9.Какие материалы и инструменты используются для вышивания?

А)пяльцы.

Б)калька.

В) белая ткань.

10.Какие ручные швы ты знаешь?

А)«вперед иголка»

Б)тамбурный

В)стебельчатый.

Г)петельный

11.Аппликация из цветной бумаги.

А)детали склеиваются

Б) детали сшиваются

В)детали сколачиваются гвоздям

12. Как можно размягчить пластилин?

А)разогреть в микроволновке

Б)разогреть на солнце

В) разогреть теплом своих рук

13. Как правильно передавать ножницы?

А) кольцами вперед

Б) кольцами к себе

В) кинуть

Г) с раскрытыми лезвиями

14. Кисточку после работы с клеем необходимо:

А) вымыть водой

Б) вымыть водой с шампунем

В)выбросить

Г) высушить

18. Из какого материала в настоящее изготавливают бисер? (стекло)

19. От какого слова появилось название бисер? (бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

20. Назовите родину бисера ( По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).

21.Квиллинг - это...

А)аппликация;

Б)бумагокручение;

В)складывание бумаги.

22. Инструменты для квиллинга

А)клей, зубочистка, пластилин;

Б)зубочистка, ножницы, бумага;

В)ножницы, проволока, бисер.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!