Урок по физике в 9 классе
Тема урока: Строение атома, опыт Резерфорда.
Тип урока: Комбинированный урок .
Цели урока:
1. Образовательные:
закрепить знания о радиоактивности и видах излучения;
ознакомить учащихся с планетарной моделью атома;
дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению данной модели.
2. Развивающие:
развить у учащихся информационные умения, т.е. умения извлекать информацию из разных источников (текст, рисунок, таблица, справочник);
продолжить формирование умений анализировать экспериментальные факты, делать логические заключения, выводы и обобщения на их основе.
3. Воспитательные – содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи, познаваемость природы).
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация .
ХОД УРОКА
1. Организация работы. Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке. ( 2 мин)
2. Повторение темы "Явление радиоактивности".(6 мин) проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала (актуализация знаний):
(проводится письменно на заранее заготовленных листиках)
Вопрос 1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Н. Бор;
В) Дж. Томсон;
Г) Э. Резерфорд;
Д) А. Беккерель.
Вопрос 2. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
А) По действию на фотопластинку;
Б) По ионизирующему действию на воздух;
В) По вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц;
Г) По следам в камере Вильсона.
Д) По импульсам тока в счетчике Гейгера-Мюллера.
Вопрос 3. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) Атом не изменяется;
Б) Изменяется запас энергии атома, но атом остается атомом того же химического элемента;
В) Атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) Атом на короткое время изменяется, но очень быстро возвращается в прежнее состояние;
Д) Атом полностью исчезает.
Вопрос 4. Что такое альфа – излучение?
А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
Вопрос 5. Что такое бета – излучение?
А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
Вопрос 6. Что такое гамма – излучение?
А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
(теперь взаимопроверка каждый правильный ответ 1 балл(на экране правильные ответы, озвучивает учитель), не забудьте подписать проверяющие); листики собираем, лаборант выставляет баллы)
3. Изложение нового материала.(27 мин)( (Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке; при входе в класс учащиеся получили записки «сюрприз») Сформировать представление об истории открытия строения атома.
(Углубить знания о строении атома, понять сущность планетарной модели атома, уметь объяснять схему опыта Резерфорда и причину рассеивания α-частиц.)
Для того что бы сообщить учащимся тему урока и сформулировать цели урока смотрим на экран: на экране слайд «Яблоко---Демокрит; Пудинг с изюмом—Томсон; Планетарная модель---- ? Резерфорд»
Итак на уроке изучаем : Строение атома. Модель атома Резерфорда
Какова цель такого урока: (сначала учащиеся, в конце как итог учитель)
Открыли тетради , записали сегодняшнее число, классная работа, Тема урока: «Строение атома. Опыт Резерфорда», вопросы которые мы должны рассмотреть в течение урока.(1. Модель атома Дж. Томсона, 2. Опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц, 3.Ядерная модель атома, 4. Недостатки модели атома Резерфорда, 5.Электрон) (учащимся предлагается развернуть свои листики, которые они получили при входе в класс--- теперь ясно кто в кокой группе)
Начинается работа в группах( в течение 5мин вам придётся разобраться с поставленным перед вами вопросом(материал можно взять из параграфа учебника или из дополнительной литературы и 3мин отводится на выступление)
После выступления учащимся предлагается оценить работу в группе и свое выступление по 10 бальной шкале,(листики с фамилиями , собственными оценками передать на демонстрационный стол)
4.Первичное закрепление изученного материала.(5 мин.)
(сначала учитель обобщает выше сказанное учениками, делает акцент на опыт Резерфорда, на «+» и «-» моделей) и предлагает вместе ответить на следующие задания.
Задание 1.
Составьте логическую схему из следующих слов: ядро, материя, электроны, вещество, атом, поле, молекула.
Правильный ответ показан на слайде.
Задание 2.
Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Пропущенные слова (в именительном падеже):
солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная, строение, металлическая, заряженные, альфа-частицы, электроны
В 1911 году английский физик __________ поставил опыт по исследованию_______ и_______ атома. В своих опытах он использовал:
Источник______________;
Очень тонкую ________________фольгу;
Экран, способный ______________под действием ____________частиц.
Ученый пришел к ______________о том, что _______напоминает по строению нашу Солнечную систему. Подобно тому, как планеты движутся вокруг массивного_____________,_____________ в атоме движутся вокруг массивного_____________ . Модель атома созданную _______назвали__________.
Пропущенные слова (в именительном падеже): солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная, строение, металлическая, заряженные, альфа-частицы, электроны. (Слайд 33)
Правильный ответ показан на слайде. (Слайд 34)
5. Подведение итогов урока(3 мин)
13 + знаю, знал, но забыл новое что поразило, удивило что не понял + - ! ? (смотрят на турнирную таблицу на экране или доске на которой Ф.И. учащегося; повторение; работа в группе;балл от учителя. Оценка за урок(если ,Вы набрали от14 до16 баллов оценка «5»; от 11 до 13—«4»; от 8 до 10 – «3»)
Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?
Что является главной характеристикой данного химического элемента? об этом вы узнаете на следующем уроке необходимо будет взять с собой таблицу химических элементов Д.И.Менделеева приступаем к Д.З.
6. Домашнее задание.(2 мин)
Параграф §21 (ответить на вопросы к параграфу), таблица Менделеева.
УРОК ОКОНЧЕН!!!