СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель взаимодействия «Детский сад – школа» в формировании ранней профориентации дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Просмотр содержимого документа
«Модель взаимодействия «Детский сад – школа» в формировании ранней профориентации дошкольников»

1















Современное образование требует раннего самоопределения и ранней технологической подготовки детей. Как отмечают многие исследователи данной проблемы, современные дети очень рано приобщаются к технологической среде. Они ездят вместе с родителями на автомобилях, пользуются домашним оборудованием, умеют пользоваться телевизором и компьютером и т.п. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия. А, следовательно, одной из ключевых задач в детском саду, а затем и в начальной школе является направление изобретательской энергии детей в нужное русло, т.е. важно научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда (бумага и карандаш, фотоаппарат, увеличительное стекло и т.д.). Они должны научиться проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами, уметь различать то, что им интересно, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя. Именно на этих этапах развития происходит формирование фундаментальных основ точных наук с учетом возрастных и психических особенностей личности. Формировать логическое, образное, техническое мышление нужно начинать с детского сада, формируя моторику и воображение. Дальнейшее развитие продуктивного мышления будет уже продолжено в начальных классах. Следовательно, современное технологическое образование, предполагающее на выходе высокую профессиональную компетентность, должно и может начинаться уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети в ДОУ учатся с уважением относятся к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Педагоги ДОУ готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Задача педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, поиском более эффективных современных образовательных технологий. Именно поэтому дошкольный период по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Ранняя профессиональная ориентация в нашем ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов. Кроме того, ранняя профориентация в нашем ДОУ включает в себя приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей, а также объединение и развитие форм сотрудничества по преемственности в профессиональной ориентации воспитанников ДОУ на этапах дошкольного и начального образования в рамках реализации модели «Детский сад– школа»

В рамках такого подхода появилась возможность экспериментально определить и проверить, как образовательное пространство дошкольного учреждение может обеспечить на первой ступени образования раннюю подготовку и профориентацию детей, преемственность и успешность продвижение личности на дальнейших ступенях образования.



Концептуальная основа модели

Теоретическую и методологическую основу модели составили концептуальные основы исследования:

  • Становление и развитие системы технологического образования авторы П. Р. Атутов, A.B. Бердышев, М.Б. Павлова, Д. Пиг, В.А.Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л Хотунцев и др. В их исследованиях доказана необходимость технологического образования с младшего школьного возраста.

  • Концепция влияния ведущей деятельности на развитие ребенка (Л.С. Выготский, В.С.Мухина, Н.И.Непомнящая и др.);

  • Развитие творческого потенциала (Е. А. Глуховский, С. Р. Евинзон, Н. В. Клоповой, В. Ф. Копосовой, Л. В. Мещеряковой, В. Ф. Овчинникова,, В. Г. Рындак и др.);

  • Совершенствование начального школьного и дошкольного трудового обучения и воспитания исследовали (P.C. Буре, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Н.М.Конышевой, В.И. Романиной, ДВ. Сергеев);



Цель модели: создание модели методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС, обеспечивающей раннюю технологическую подготовку и профориентацию детей

Задачи модели:

    1. Проанализировать существующие модели ранней профориентации детей в системе дошкольного образования и на их основе разработать технологию психолого-педагогического сопровождения ранней профориентации детей в образовательном пространстве ДОУ

    2. Выработать подходы и принципы к созданию организационно - педагогических условий успешной реализации модели: кадровые; материально-технические; программно-методических; информационно-методическое; социальное партнёрство.

    3. Обеспечить преемственность и непрерывность профессиональной ориентации детей в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

    4. Создать систему сетевого взаимодействия МБДОУ «Детский сад «Снежинка» и МБОУ ТСОШ №1,

    5. Выработать систему мониторинга сопровождения процесса внедрения и реализации модели.

    6. Осуществить анализ эффективности модели ранней профориентации в системе дошкольного образования

Сроки реализации

I этап Аналитико-диагностический

  • Анализ моделей профориентационной подготовки детей в системе дошкольного образования;

  • Изучение исходной ситуации в системе ДОУ и выработка направлений деятельности коллектива по формированию профессиональной ориентации дошкольников;

  • Изучение готовности педагогов ДОУ к участию в экспериментально-исследовательской деятельности;



II этап Организационно-управленческий

  • Создание стратегий и технологий психолого-педагогического сопровождения ранней технологической подготовки и профориентации детей в образовательном пространстве ДОУ;

  • Создание системы условий для реализации экспериментально -исследовательской деятельности;

  • Разработка планируемых результатов реализуемой модели: диагностическое сопровождение эксперимента.



III этап Внедрение разработанной модели

  • Организация сетевого взаимодействия для реализации идей ранней профориентации в системе непрерывного образования;

  • Разработка системы мониторинга эффективности экспериментально- исследовательской деятельности;

  • Отслеживание промежуточных результатов реализации модели;

  • Организация творческой группы на базе ДОУ с привлечением родителей и специалистов смежных организаций

IV этап

Анализ и обобщение результатов внедрения и функционирования модели в региональном пространстве

  • Диагностика и анализ результатов апробации модели;

  • Выработка новых стратегий развития непрерывного технологического образования в пространстве дошкольного учреждения;

  • Проведение мастер-классов; семинаров.

Новизна реализуемой инновационной модели
  • Создать сеть социальных партнеров как условия разрешения проблем организации профориентационной практики.

  • Теоретическая разработка и обоснование организационно-педагогических условий реализации непрерывного образования профессиональной ориентации детей системе «Дет сад- Школа»



Планируемый результат
  1. Повышение уровня профессиональных, социокультурных компетенций участников эксперимента.

  2. Возрастание эффективности воздействия образовательно-развивающей среды дошкольного учреждения на целостное развитие личности

  3. Обеспечение условий для развития образного, логического, технического, творческого мышления, интеллекта достаточного для успешного продолжения образования в начальной школе

  4. Проектирование целостной системы взаимодействия педагогов-родителей и социума по развитию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Описание модели

Концептуальная идея ранней технологической подготовки и профориентации в образовательном пространстве ДОУ связана с реализацией модели по развитию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Цель: создание информационно-образовательного пространства в системе сетевого взаимодействия различных групп взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, систему дополнительного образования, школы, структуры, производство и т.д.)

Задачи:

  • Обеспечение непрерывного образования профессиональной ориентации детей;

  • Cозданиt условий для творческого, физического, интеллектуального развития, успешной социализации, проявлению социальных инициатив и нравственных компетенций обучающихся, обеспечивающих им дальнейшую эффективную самореализацию в личностном, жизненном и профессиональном плане.

Данная модель предполагает реализацию принципов:

  • Принцип многоступенчатости. Создание модели «Детский сад – школа -производство». Задача детского сада - реализация пропедевтической работы по включению детей в трудовую деятельность через игру, конструирование, исследование, творчество с поддержкой взрослого.

  • Принцип целостности, подразумевающий реализацию функционального и содержательного взаимодействия систем ДОУ и начального образования.

  • Принцип преемственности образовательных программ, способствующий становлению необходимого уровня образования, его непрерывности, легкости перехода обучающегося на последующие ступени образования.

  • Принцип сетевого взаимодействия и партнерства, обеспечивающий координацию деятельности и совместное использование образовательных ресурсов различных образовательных организаций.

  • Принцип индивидуализации и социализации обучающихся предполагает создание системы специализированной технологической подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию детей детского сада и школы/

  • Принцип деятельности, мотивирующий участников образовательного сообщества к осознанному выбору действий/

В настоящее время дошкольное и общее образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного образования. Переход к непрерывному образованию по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает качественные изменения, в системе технологической подготовки детей начиная с детского сада, а затем в школе. Прежде всего, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения. Положительно повлиять на проблему преемственности дошкольного и школьного этапов технологического образования и создать реальные условия для их интеграции может введение ранней технологической подготовки и профориентации в системе ДОУ. При подобной организации взаимодействия в образовательной системе «детсад-школа-ВУЗ» дети получают начальную технологическую подготовку, которая является необходимой для формирования технологической культуры личности и подготовки их к дальнейшей исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности и профессионального самоопределения в системе общего образования.

Таким образом, мы рассматриваем образовательную среду дошкольного учреждение не как этап в структуре ступеней образования, а как поле соорганизации субъектов деятельности, как новый способ сотрудничества детского сада и школы в области реализации непрерывной технологической подготовки. Когда выступая в качестве партнеров, они становятся инициаторами новых инновационных процессов в технологическом образовании детей, реализуя совместные исследования и проекты.

Модель взаимодействия «Дет сад – школа» в области непрерывного технологического образования построенная на гуманистических и деятельностных (проектных), интегративных технологиях, предусматривает создание и реализацию развивающей, информационно-образовательной среды, обеспечивающей целостное развитие личности. Свободная для творчества и самореализации образовательная среда дошкольного учреждения, знакомство с техникой, развитие образного, логического, технического, творческого мышления, интеллекта, мелкой моторики, ранней профориентации, должна позволить каждому ребенку реализовать индивидуальную траекторию развития.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Развитие представлений о различных профессиях способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и интересов. Ранняя профориентация заключается не в навязывании детям того, кем они должны стать, а в том, чтобы познакомить их с различными видами труда, чтобы облегчить им самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Информационно-образовательное пространство сетевого взаимодействия

МБДОУ «Детский сад

«Снежинка»




МБДОУ «Детский сад «Снежинка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!