СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель инклюзивного образования МАОУ СОШ№42 города Томска

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель  инклюзивного  образования МАОУ СОШ№42  —  это  комплексное  взаимодействие  по  оказанию помощи  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  освоении  основной образовательной программы основного общего и среднего  общего образования.

Деятельность    направлена  на  обеспечение  коррекции  недостатков  в  физическом  и  (или) психическом  развитии  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  оказание помощи  детям  этой  категории  в  освоении  основной  образовательной  программы основного общего и среднего  общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Модель инклюзивного образования МАОУ СОШ№42 города Томска»







Администрация города Томска

Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска

Елизаровых ул., д. 47, Томск, 634012, тел.: (3822) 54-07-79, факс: (3822) 54-07-79 , e-mail: [email protected]























































































Томск 2016 год

Пояснительная записка.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Модель инклюзивного образования МАОУ СОШ№42 — это комплексное взаимодействие по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

Деятельность направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой деятельности МАОУ СОШ№42 в рамках инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:

На Федеральном уровне:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26
    "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18

апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

На уровне образовательного учреждения разработаны:

  • Положение об организации инклюзивного обучения.

  • Положение о психологической службе.

  • Положение о логопедической службе.

  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №42 г. Томска

Аналитические данные по состоянию и функционированию МАОУ СОШ№42 указывают, что в ОУ для реализации инклюзивного образования имеется ряд условий:

1. Определенный контингент учащихся:

  • Учащиеся с ОВЗ общеобразовательных классов, с 1 по 9 класс (60 учащихся), это учащиеся с заключениями ГПМПК. Эти дети, имеют нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики. У данных учащихся нарушения, не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций.

  • Учащиеся коррекционных классов V вида - с 1 по 5 классы (62 учащихся). Всего 62 учащихся, из них 1Д – 14 учеников, 2Г – 12 учеников, 3Г – 13 учеников, 4Г – 8 человек, 5Г – 15 человек. Предельная наполняемость таких классов – 15 учеников. В структуре дефекта детей с выраженными нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Все это накладывает отпечаток на особенности поведения детей с (к) классов V вида.

  • Дети-инвалиды, обучающиеся на домашнем обучении – 6 учащихся.

  • Дети-инвалиды, обучающиеся дистанционно, это дети, имеющие инвалидность, сохранный интеллект и рекомендации к индивидуальному обучению. Всего детей– инвалидов 14 человек из общеобразовательных учреждений г. Томска (4 из МАОУ СОШ№42 г. Томска, 8 из других учреждений г. Томска), 6 обучающихся в начальной школе, 7 обучающихся – среднее звено (5-9 классы), 1 обучающихся – 10-11 классы.

2. Адаптивная образовательная среда, способствующая эффективной реализации инклюзивного образования. В учреждение современная инфраструктура: оборудованы широкие входные двери, приспособленное санитарно-гигиеническое помещение, на входе в школу имеется пандус.

3. Наличие в МАОУ СОШ№42 службы психолого-педагогического сопровождения и психолого-медико-педагогического консилиума. Оснащённые кабинеты педагогов-психологов и учителей-логопедов, в наличии технические средства для обучения всех категорий учащихся. Служба сопровождения обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе. Учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог работают в тесном контакте, как с педагогами общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.

4. Создано организационно-методическое обеспечение (разработана адаптивная образовательная программа НОО для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – для обучающихся коррекционных классов. Для детей с ОВЗ интегрированных в общеобразовательные классы разработаны индивидуальные адаптированные общеобразовательные программы).

5. На базе школы действует две инновационные площадки «Организация профориентационной работы с учащимися в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска», «Модель инклюзивного образования в деятельности общеобразовательной организации».

6. Наблюдается положительная динамика роста профессиональной компетентности и повышения творческой инициативы педагогов, 25 педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.



Цель работы МАОУ СОШ№42 в рамках инклюзивного образования: внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

обеспечение индивидуального педагогического подхода к детям с особыми образовательными потребностями с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

В МАОУ СОШ№42 созданы условия для реализации инклюзивного образования.

В МАОУ СОШ№42 создана адаптивная образовательная среда, способствующая эффективной реализации инклюзивного образования.

В учреждение современная инфраструктура: оборудованы широкие входные двери, приспособленное санитарно-гигиеническое помещение, на входе в школу имеется пандус, оснащённые кабинеты педагогов-психологов и учителей-логопедов, в наличии технические средства для обучения всех категорий учащихся.

Важная составляющая сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – наличие в МАОУ СОШ№42 службы психолого-педагогического сопровождения (психолого-медико-педагогический консилиум).

Служба сопровождения (ПМПк) – это структурное подразделение образовательного учреждения, которая обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе

Учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог работают в тесном контакте, как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.

Особое внимание при работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы. Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь. При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам учебного года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и классов коррекционно-педагогической поддержки.

Разработано нормативное обеспечение инклюзивного образования (положения). Создано организационно-методическое обеспечение (учебные планы и вариативные образовательные программы, планы воспитательной работы школы и классов, педагоги прошли курсы повышения квалификации).













































































Схема 1. Условия для инклюзивного обучения в МАОУ СОШ№42

Основные направления реализации инклюзивного образования в МАОУ СОШ№ 42:

  1. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в специальных коррекционных классах.

  2. Реализация дистанционного образования.

  3. Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

  4. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных классах.

  5. Функционирование общеобразовательных классов в системе инклюзивного образования.











































































Схема 2. Модель инклюзивного образования МАОУ СОШ№42



Обучение детей с особыми образовательными потребностями в специальных (коррекционных) классах.

         Специальные (коррекционные) классы  V  вида в МАОУ СОШ№42 созданы для обучения и воспитания детей с речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционные классы V вида предусматривают получение начального общего образования на протяжении 4 лет.

Учащиеся коррекционных классов V вида - с 1 по 5 классы (62 учащихся). Всего 62 учащихся, из них 1Д – 14 учеников, 2Г – 12 учеников, 3Г – 13 учеников, 4Г – 8 человек, 5Г – 15 человек. Предельная наполняемость таких классов – 15 учеников. В структуре дефекта детей с выраженными нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Все это накладывает отпечаток на особенности поведения детей с (к) классов V вида.

Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса V вида составляет 15 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

     Коррекционная работа проводиться во взаимодействии педагогов, родителей, специалистов: учителя – логопеда и педагога-психолога. Учитель-логопед, работающий в классах V вида, проводит систематические консультации, ведет пропаганду логопедических знаний  по исправлению речевых нарушений  с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Работа педагога-психолога даёт возможность всем участникам образовательного процесса получать и применять на практике знания, необходимые для формирования оптимальных условий, способствующих успешной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи в учебной деятельности и их дальнейшей социализации

Наряду с этим учащиеся коррекционных классов. Включены в воспитательную деятельность школы, которая предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Воспитательные мероприятия направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, социализацию, профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основной целью воспитания и социализации всех обучающихся МАОУ СОШ№42, является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная цель реализуется через систему воспитательной работы МАОУ СОШ№42.



Реализация дистанционного образования.



В 2016-2017 учебном году в МАОУ СОШ№ 42 г. Томска дистанционно обучается 14 человек из общеобразовательных учреждений г. Томска (4 из МАОУ СОШ№42 г. Томска, 8 из других учреждений г. Томска), 6 обучающихся в начальной школе, 7 обучающихся – среднее звено (5-9 классы), 1 обучающихся – 10-11 классы.

 Уроки, с использованием дистанционных технологий, проводятся в специализированном кабинете, оснащенном 21 автоматизированными рабочим местом.

     Процесс дистанционного обучения осуществляют 18 учителей- предметников:  4 учителя начальных классов, 2 учителя русского языка и литературы, 2 учителя математики, 3 учителя иностранного языка, а так же учителя физики, химии, биологии, географии, истории и информатики.

     Все учителя- предметники прошли обучение на краткосрочных  курсах повышения квалификации в объеме 144 часов по следующим темам:

- «Техническое, технологическое сопровождение и программное обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ» (ТОИПКРО);

- «ИКТ- компетентность учителя при обучении детей – инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Специальные компьютерные инструменты учителя- предметника» (Московский институт открытого образования).

Наработанный опыт по дистанционному обучению детей- инвалидов позволил коллективу школы создать инновационный проект  «Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство школы через использование дистанционных технологий» и стать муниципальной инновационной площадкой (распоряжение № р231 Департамента образования администрации города Томска от 22.04.2013г.).



Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных классах (интегрированное обучение).



Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учащиеся с ОВЗ общеобразовательных классов МАОУ СОШ №42, это с 1 по 9 класс (60 учащихся с заключениями ГПМПК) - это дети, которые имеют нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики. У данных учащихся нарушения, не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций.

Основная цель интегрированного обучения данной категории учащихся — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

      В интегрированном обучении реализуются принципы систематичности и последовательности решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

      В классе интегрированного обучения созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Таким образом, осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию познавательной сферы ребенка и работу специалистов службы сопровождения.







Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями.



Индивидуальное обучение – это полноценный процесс обучения, аналогичный учебе в обычной дневной школе. Основное отличие заключается в том, что ученик занимается один на один с преподавателем, что дает возможность выстраивать удобное расписание занятий. В МАОУ СОШ№42 данную форму обучения используют 6 учащихся с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальную форму обучения в МАОУ СОШ№42 используют ученики, которые не имеют возможности посещать школьные занятия по стабильному расписанию по причине слабого здоровья.

Процесс индивидуального обучения состоит в следующем: для ребенка составляется расписание занятий с учетом возможностей ученика и пожеланий его родителей. График уроков является гибким, он может корректироваться в течение всего учебного года.

  1. Преимущества индивидуального обучения состоят в гибком регулировании темпов обучения (можно приостановить и возобновить учебу в случае необходимости).

    Функционирование общеобразовательных классов в системе инклюзивного образования.



В системе инклюзивного образования в рамках взаимодействия со здоровыми школьниками, очень важным является формирование инклюзивной культуры.

В МАОУ СОШ№42, под инклюзивной культурой понимается построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что к нему относятся доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта самостоятельной деятельности – положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

Реализация принципов инклюзивной культуры, является основополагающей для эффективного функционирования инклюзивного образования.

С целью формирования инклюзивной культуры, в школе проводятся совместные мероприятия событийного характера, в которых принимают участие и здоровые и больные дети.



Ожидаемые результаты реализации инклюзивного образования:

1. Совершенствование адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.

2. Обеспечение основных направлений социально-гуманитарной поддержки процессов социализации ребенка в обществе.

3. Обеспечение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.

4. Повышение социальной активности и уровня самореализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

5. Обеспечение процесса формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ и инвалидностью.

6. Установление партнерства между муниципальными, государственными и общественными организациями, обеспечение координации и интеграцию деятельности

организаций, структур.



Список литературы:

  1. С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва

  2. Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. – М., 2003

  3. Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. – М., 2003

  4. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc

  5. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php

  6. http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir

  7. http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php

  8. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!