СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация в странах Европы, США и Японии. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модернизация в странах Европы, США и Японии. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в.»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Модернизация в странах Европы, США и Японии. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с развитием науки и техникии процессе индустриализации в Европе, США и Японии. А также разобрать ситуацию с Африкой.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про Европу, США, Японию, Африку с использованием учебной литературы

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Подведение обучающихся к теме урока. Объяснение вкратце обучающимся что такое 19 век и начало 20 века в мировой истории.

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.

Монополия. Монополия- это объединение промышленников, которые контролируют выпуск большей части определённых видов продукции.

Произошло слияние банковского капитала с промышленным. Банки, получая под залог или вкладывая деньги в прибыльные акции промышленных компаний, превращались в их совладельцев. На базе слияний банковского капитала возникали холдинговые компании (концерны), владельцы которых обладали контрольными пакетами акций, дававших им право решающего голоса в управлении десятками различных предприятий.

Крупные монополии, освоившие конвейерное производство, начали разорять конкурентов, задержавшихся на фазе мелкосерийного выпуска продукции, ставить под полный контроль, то есть монополизировать внутренние рынки своих стран.



Записывают за преподавателем

IV этап Освоение новых знаний

Познакомиться с ситуациями в США, Европе, Японии в 19- нач. 20 вв. в плане науки, техники, индустриализации.

В США в конце 19 в. Было изобилие капиталов, быстро растущий потребительский спрос, благоприятные условия для перехода к индустриальному, массовому выпуску продукции, формированию монополий.

Первое монополистическое объединение в США, трест «Стандарт ойл», принадлежало Дж. Рокфеллеру. В 1879 г. Он контролировал 90% нефтеперерабатывающей промышленности страны. Затем семейство Рокфеллеров учредило «Нэшнл сити банк». Он начал скупать акции других компаний, создав банковско-промышленную группу.

Концентрация производства и капитала в руках узкой группы собственников-олигархов выявила существенные негативные последствия полной монополизации экономики. Контролируя целые её отрасли, монополии принялись диктовать рынку цены на свою продукцию, чаще всего искусственно завышая их. Получение сверхприбылей таким методом, с одной стороны, ослабляло стимулы к техническому прогрессу и дальнейшей модернизации производства, с другой — вызывало недовольство ростом цен широких слоёв граждан — фермеров, мелких и средних предпринимателей.

В этих условиях конгресс США в 1890 г. Принял антитрестовский закон, запрещавший любые действия, нарушавшие принцип свободы торговли и конкуренции. На основании этого закона суды получили возможность опротестовывать решения о слияниях компаний, расследовать обоснованность установления цен. Антитрестовская политика не остановила процессов концентрации производства и централизации капитала. В 1904 г. На крупные корпорации и акционерные общества приходилось 73,7% выпуска всей стоимости промышленной продукции США, в 1914 г. — 83,2%.

На путь индустриальной модернизации вступили Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Швеция, где также начали складываться монополистические объединения. Но при менее ёмком внутреннем рынке, отсутствии свободных капиталов они формировались медленнее, чем в США, и поэтому там не требовалось государственное вмешательство в экономику с целью контроля деятельности корпораций.

Первые монополии в Западной Европе появлялись в новых, наиболее динамично развивавшихся отраслях промышленности — химической, сталелитейной, автомобильной, военной. Они оказались конкурентоспособны на мировом рынке, часто выполняли правительственные заказы. В Англии крупнейшими стали военные фирмы «Виккерс» и «Армстронг». Во Франции сложился военный концерн «Шнейдер-Крёзо», в автомобилестроении преобладали фирмы «Рено» и «Пежо».

Однако в целом темпы модернизации экономики в Англии и Франции были невысокими. Это привело к падению их доли в мировом промышленном производстве в начале XX в. Большая часть промышленных предприятий этих стран была построена ещё в первой половине XIX в., их оборудование морально и физически устарело. Но благодаря обширным колониальным рынкам сбыта продукции стимулов к обновлению производства у промышленников не возникало.

Франция и особенно Англия играли роль старейших центров банковской деятельности. Их банки обслуживали связи с колониальными империями, имели тысячи отделений в различных странах мира. В банковской сфере развивались процессы централизации капитала. Так, в Англии в 5 крупнейших банках сосредоточилось около 40% всех вкладов, большая часть капиталов страны принадлежала семьям Ротшильдов, Ллойдов, Чемберленов и Берингов. Во Франции 3 крупнейших банка контролировали 70% денежных средств. Однако банковский капитал Англии и Франции не проявлял особого интереса к развитию отечественной промышленности. Он направлялся в колонии, в менее развитые страны, где можно было рассчитывать на получение наибольших прибылей.

В конце XIX в. Выделилась группа держав, в которых государство выступало ведущей силой в осуществлении модернизации промышленности. К ним принадлежали Германия, Италия и Япония.

Этим странам были свойственны общие черты. Они отстали в своём развитии от стран, первыми осуществивших промышленный переворот. Кроме того, объединение итальянских и германских земель в единые государства состоялось лишь во второй половине XIX в., а в Японии были сильны феодальные пережитки.

Особая роль государства в проведении модернизации в этих странах проявлялась в следующем:

• В ускоренном осуществлении реформ, призванных устранить те преграды на пути развития торговли и предпринимательства, которые сохранялись с феодальных времён.

• В проведении жёсткой протекционистской политики, активном поиске и завоевании новых международных рынков. Упор делался на использование военных средств. Германия, Италия и Япония проявляли повышенную агрессивность в борьбе за колонии и сферы влияния.

• Государство строило железные дороги, предприятия, загружало их заказами (особенно военными), поощряло создание монополий, само вкладывало средства в акционерные общества. В таких акционерных обществах происходило слияние (сращивание) государственного и частного банковского и промышленного капиталов.

Наиболее успешно модернизация экономики сверху, с использованием рычагов государственной политики, осуществлялась в Германии. К началу Первой мировой войны она вышла на второе место в мире по объёму промышленного производства, уступая лишь США. По реализации продукции наиболее передовых отраслей промышленности (электротехнической, машиностроительной, химической, алюминиевой) она лидировала на мировых рынках.

Благодаря поддержке государства монополизация шла быстрыми темпами и охватила все отрасли экономики. Первоначально преобладающими были не тресты, как в США, а картели и синдикаты, поскольку германские банкиры и промышленники не располагали такими финансовыми ресурсами, как американские. Чаще они шли по пути согласования своей деятельности. Гигантские монополистические объединения сложились в тех новых отраслях, в развитии которых было заинтересовано государство. В сфере производства вооружений преобладала фирма Круппа, преобразованная в акционерное общество. Крупнейшим держателем её акций был кайзер (император). В электротехнической промышленности доминировали «Сименс» и АЭГ, в химической — «И.Г. Фарбениндустри».

С успехами торговой экспансии начал развиваться процесс централизации капитала. К 1914 г. 9 ведущих банков контролировали 85% его оборота, к ним постепенно переходили акции промышленных компаний. Однако в целом в Германии большую роль играл не банковский, а промышленный капитал. Экспорт товаров увеличивался более быстрыми темпами, чем вывоз капитала.

Заводы Круппа

Вопрос о каком-либо ограничении деятельности монополий в Германии не возникал, они в большей степени зависели от поддержки государства. Решающее же влияние на его политику оказывало чиновничество, в основном происходившее из семей прусских юнкеров (помещиков).

Ещё большей была роль государства в Японии. Железные дороги, промышленные предприятия строились, как правило, за его счёт, оно же организовывало подготовку кадров для промышленности в университетах Европы и Америки. Затем многие из построенных предприятий передавались в аренду или продавались на льготных условиях торгово-банковским фирмам (среди них особенно большую роль играли старейшие в Японии «Мицуи» и «Мицубиси») и близким ко двору представителям земельной аристократии, пожелавшим заняться промышленной деятельностью. В 1895 г. После успешного для Японии завершения войны с Китаем, позволившей получить с него значительную контрибуцию, был принят 10-летний план развития хозяйства. Его целью стало превращение Японии в одну из ведущих военных держав мира. К 1913 г. На долю государственных предприятий приходилось 66% производства чугуна, 85% выплавки стали. Контрольные пакеты акций принадлежали государству и крупнейшим японским банкам.

Активная и последовательная государственная поддержка модернизации экономики превратила Японию в одну из самых динамично развивавшихся стран. Среднегодовые темпы роста промышленной продукции в 1900-1914 гг. В Японии были самыми высокими в мире. В то же время низкий исходный стартовый уровень, концентрация внимания на производстве вооружений не позволили ей в начале XX в. Стать ведущей индустриальной державой.

Медленнее и сложнее развивалась модернизация в Италии и Австро-Венгрии. Там государство также брало на себя инициативу в строительстве железных дорог и промышленных предприятий. Однако ограниченность внутренних ресурсов, неравномерность развития отдельных районов этих стран (в Италии промышленный Север резко контрастировал с аграрным Югом, ещё большими были различия в положении отдельных территорий Австро-Венгрии), сохранение многих черт феодальных отношений в деревне замедляли темпы развития. Попытки привлечь иностранный капитал, имевший собственные интересы, давали ограниченные результаты.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. Возникли возможности перехода к новому, индустриальному типу развития, которые были использованы во многих странах. При этом роль государства в осуществлении модернизации определялась национально-специфическими условиями экономики и историческими традициями разных государств.

Ещё в XIX в. Главным средством обеспечения интересов наёмных работников стало профсоюзное движение. Оно зародилось в Великобритании. Первоначально профсоюзы возникали на отдельных предприятиях, затем начали складываться общенациональные профсоюзы, объединявшие работников одной отрасли.

Рост численности профсоюзов, вовлечение в их ряды всё большего числа рабочих приводили к социальным конфликтам, характерным для развитых стран Европы XIX — начала XX в. Исход забастовок нередко определялся возможностями рабочих продержаться до тех пор, пока убытки от остановки производства не заставят предпринимателя пойти на уступки.

Солидарность и взаимоподдержка профсоюзов укрепились с созданием ими общенациональных организаций. Так, в Великобритании ещё в 1868 г. Был создан Британский конгресс тред-юнионов (профсоюзов). В начале века начали развиваться и международные связи профсоюзов. В 1901 г. В Копенгагене (Дания) был создан Международный секретариат профсоюзов (МСП), обеспечивавший сотрудничество профцентров разных стран. В 1913 г. В МСП, переименованном в Международную федерацию профсоюзов, вошло 19 национальных профсоюзных объединений, представлявших 7 млн человек. В 1908 г. Возникло международное объединение христианских профсоюзов.

Развитие профсоюзного движения было важнейшим источником повышения уровня жизни наёмных работников. Особенно это относилось к квалифицированным и полуквалифицированным рабочим членам старейших профсоюзов — так называемой рабочей аристократии. После получения значительных уступок от предпринимателей они стали ориентироваться на социальное партнёрство.

Колонизация Африки. Наиболее агрессивную колониальную политику в Африке проводила Великобритания. Оккупировав в 1882 г. Египет, английские войска начали продвигаться вниз по течению Нила, на юг. В 1885 г. они заняли Хартум — столицу Судана. Однако здесь колонизаторы столкнулись с упорным сопротивлением местных племён, которые неоднократно наносили поражения англичанам. Несмотря на огромное военное превосходство завоевателей, покорение Судана завершилось лишь к 1898 г.

Другим направлением британской экспансии стала Южная Африка, где были открыты месторождения золота и алмазов. Вожди африканских племён уступили англичанам право на использование огромной территории к северу от реки Замбези. Для её освоения была основана «Южноафриканская привилегированная компания». В 1889 г. британское правительство передало ей право эксплуатации этих земель, включая организацию управления ими (создание армии, полиции, судов). В прошлом такие права имела только Ост-Индская компания в Индии.

Англия стремилась к созданию сплошной полосы владений, связанных сетью железных дорог от юга до севера Африки, от Каира до Кейптауна. Помехой этим планам оказались республики Трансвааль и Оранжевая. Они были основаны бурами — белыми потомками переселенцев из Голландии ещё в 1830-е гг. На территории бурских государств находились алмазные и золотые прииски. Под предлогом ущемления прав работавших там англичан Великобритания начала войну с Трансваалем и Оранжевой.

Буры упорно сопротивлялись. Англии пришлось перебросить на юг Африки 250-тысячную армию, её потери превысили 20 тыс. человек. Тем не менее англо-бурская война 1899-1902 гг. завершилась присоединением бурских республик к Британской империи.

В 1910 г. английские владения на юге Африки были объединены в доминион — Южно-Африканский Союз.

Активную колониальную политику в Африке проводила Франция. В 1881 г. она захватила Тунис. Французскую власть признали племена Сахары, народы Западной и Экваториальной Африки. Однако популярная во Франции идея создания африканской колониальной империи, простирающейся от Атлантического до Тихого океана, не осуществилась. Этому помешал захват Англией Судана. В 1894- 1896 гг. Франция покорила Мадагаскар, а в 1912 г. — Марокко. Часть территории этой страны перешла под власть Испании.

Германия, утвердившись на пути индустриального развития, также вступила на путь колониальных захватов. В 1885 г. была учреждена Германская Восточноафриканская компания, которая закрепилась в прибрежной полосе Африки протяжённостью 1800 км. Германии удалось захватить часть Юго-Западной и Восточной Африки, Того и Камерун. Попытки африканцев сопротивляться колонизаторам пресекались с исключительной жестокостью. Так, численность племён гереро и готтентотов после подавления восстания 1904-1905 гг. в немецких владениях в Африке уменьшилась в 4-5 раз.

Италия закрепилась на восточном побережье Африки, основав колонии Сомали и Эритрея. Она попыталась завладеть Абиссинией (Эфиопией), однако в итало-эфиопской войне 1895-1896 гг. потерпела поражение и вынуждена была не только отказаться от своих претензий, но и выплатить Эфиопии контрибуцию. Тем не менее Италии всё же удалось создать свою колониальную империю в Африке. В результате войны с Турцией 1911-1912 гг. она захватила её владения — Триполитанию и Киренаику (современная Ливия).

2. Колониальные империи. С завершением раздела Африки большая часть мира оказалась поделена между индустриальными державами. Сложились обширные колониальные империи, каждая из которых имела свои особенности.

Колониальная империя Великобритании включала доминионы, колонии и протектораты (зависимые страны). Доминионами в основном были территории, освоенные переселенцами из Великобритании и других европейских стран. В 1867 г. статус доминиона получила Канада, в 1901 г. — Австралия, в 1907 г. — Новая Зеландия, в 1910 г. — Южная Африка, в 1921 г. — Ирландия (с 1937 г. независимое государство). Это происходило, как правило, под влиянием движений протеста против политики колониальных властей. Учитывая опыт потери североамериканских колоний, правящие круги Англии проявляли уступчивость.

В доминионах формальным главой государства был монарх Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, представленный генерал-губернатором. Доминионы избирали парламенты, имели право принимать собственные законы. Лидер парламентского большинства формировал правительство, самостоятельно решавшее вопросы внутренней политики. Права доминионов постепенно расширялись. В 1931 г. им была предоставлена возможность самостоятельно определять внешнюю политику, хотя при этом сохранялась так называемая единая система имперской обороны. В 1932 г. между Англией и доминионами был установлен льготный режим таможенных пошлин. Свои золотовалютные резервы доминионы должны были держать в британских банках. Всё это позволяло Англии сохранять господствующие позиции на рынках большинства доминионов.

К протекторатам относились государства, чья внешняя и внутренняя политика контролировалась британским правительством, но при этом формально сохранялась независимость. На их землях могли создаваться военные базы, метрополия направляла советников для контроля над деятельностью министерств, отвечавших за финансы, сбор налогов, армию. К числу протекторатов в 1882- 1922 гг. относился Египет, а в 1919-1930 гг. Ирак. Позднее им были навязаны неравноправные договоры.

Колониальная империя Великобритании включала колонии, управляемые назначаемыми генерал-губернаторами. Крупнейшей и самой богатой из колоний была Индия. После Первой мировой войны к Англии перешли Германская Восточная Африка, Юго-Западная Африка, часть Того и Камеруна, ряд островов в Тихом океане и Новая Гвинея.

Крупной колониальной державой мира стала Франция. К числу её основных колониальных владений относились Индокитай (территории современного Вьетнама, Лаоса, Камбоджи), Северная Африка (Алжир, Тунис, протекторат Марокко). После Первой мировой войны Франция получила в своё управление в качестве протекторатов Ливан и Сирию, ранее входившие в состав Османской империи. Ей были переданы также большая часть Камеруна и небольшая — Того.













Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя

1.Что такое монополия?

2.Какая ситуация была в США?

3.Какая ситуация была в Европе?

4. Какая ситуация была в Японии?


VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§2,8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!