“ Gagauz olmaa – benim için en büük kısmet. Kısmetli olmaa hiç bir zaman geç diil, sade lääzım seväsin halkını.”
TODUR ANGELİ
Моделирование развития речи на гагаузском языке у учащихся 5-9 классов (уровень диалогической речи)
Doctorand: COCEANJI Nadejda
Conducător științific: REPIDA Tatiana,
doctor în științe pedagogice,
conferențiar universitar
Comisia de îndrumare: GUȚU Vladimir,
doctor habilitat în științe pedagogice,
profesor universitar
GORAȘ-POSTICĂ Viorica,
doctor habilitat în științe pedagogice,
profesor universitar
ȘEVCIUC Maia ,
doctor în științe pedagogice,
conferențiar universitar
Teza de doctorat cu titlul:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ (УРОВЕНЬ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ) УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ( ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВЫПУСКНИК?)
- НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ( КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТУ КОМПЕТЕНЦИЮ)
- ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- ВЫВОДЫ
Обучение диалогу - как одна из важнейших целей преподавания гагаузского языка на среднем этапе в гимназическом цикле общего образования - предполагает развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в соответствии с их реальными потребностями и интересами в разнообразных, социально детерминированных ситуациях
- делать краткие сообщения, описывать события или явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному или услышанному, давать краткую характеристику персонажам;
- Исходя из этого, мы делаем вывод, что по окончании гимназического звена выпускник должен уметь:
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе или селе, о своей стране;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения»
речевые и интерактивные упражнения ;
тематические речевые и учебные ситуации,
различные виды учебных диалогов
В ходе экспериментальной работы наиболее эффективными проявили себя следующие методы и приемы:
Важным звеном формирования умений и навыков диалогической речи являлись следующие задания:
отредактировать диалог, включив в него вводные слова и другие языковые средства,
выразительно прочитать диалог, соблюдая интонацию согласно знакам препинания;
перевести монолог в диалог, поставив к каждому предложению вопросы;
пересказать диалог в виде монолога,
составить вопросы к описанию картины, подобрать ответы на вопросы;
преобразовать вопросы и ответы в диалог;
восстановить пропущенные реплики в диалоге.
- Перцептивные, направленные на восприятие диалога. Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте. Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.
- Перцептивные, направленные на восприятие диалога.
- Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте.
- Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.
- Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации. Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой. Построение диалога по образцу. Учащиеся на основе предложенных образцов-диалогов строят собственные диалоги.
- Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации.
- Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой.
- Построение диалога по образцу. Учащиеся на основе предложенных образцов-диалогов строят собственные диалоги.
- конструктивные, направленные на построение диалогов по: заданной теме, началу текста, рисунку, содержанию, заданной ситуации коммуникативные, направленные на обучение учащихся общению посредством диалога.
- конструктивные, направленные на построение диалогов по: заданной теме, началу текста, рисунку, содержанию, заданной ситуации
- коммуникативные, направленные на обучение учащихся общению посредством диалога.
На подготовительном этапе нами были использованы следующие виды упражнений.
На этапе развития умений построения диалога были использованы такие виды упражнений:
На этапе формирования коммуникативных умений нами были предложены следующие виды упражнений:
В ходе выполнения задания на составление вопросов по прочитанному произведению учащимся предлагалось составить несколько видов вопросов:
- вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики.
- вопросы, касающиеся событийной стороны произведения;
- вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);
- проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;
Эта работа велась на интегрированных уроках гагаузского языка и литературы и ориентирована на формирование одной из составляющих специфических коммуникативной компетенции по дисциплине «Гагаузский язык и литература»: восприятие и понимание информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении:
- - анализировать содержание текста;
- - формулировать проблему;
- - формулировать собственное мнение и аргументированно его доказывать;
- - приводить примеры и структурировать собственный текст.
Дифференцированные задания для самостоятельной работы по литературе предполагают выделение трех уровней владения коммуникативной компетенцией
Задания низкого уровня предполагают репродуктивную деятельность учащихся, включающую:
- воспроизведение фактологического материала, выполнение заданий по алгоритму или образцу: перечислить (назвать) даты, признаки; дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; выбрать правильный ответ в параграфе.
- воспроизведение фактологического материала, выполнение заданий по алгоритму или образцу: перечислить (назвать) даты, признаки;
- дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера;
- выбрать правильный ответ в параграфе.
Задания среднего уровня предполагают реконструктивную деятельность обучающегося. Это задания:
- на сравнение, обобщение, классификацию, например, поставить проблемные вопросы, составить портрет писателя по воспоминаниям современников и т.д.
- на сравнение, обобщение, классификацию, например, поставить проблемные вопросы, составить портрет писателя по воспоминаниям современников и т.д.
Высокий уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает продуктивную деятельность учащихся. Это задания, направленные на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей.
Уровень сформированности диалогической речи у обучающихся по итогам формирующего эксперимента был изучен по двум направлениям:
- умение составлять диалог по началу; умение составлять диалог по заданной ситуации; умение употреблять неполные предложения; умение использовать формулы речевоrо этикета; богатство словаря и синтаксических конструкций; выражение эмоционально-личностного отношения к предмету использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка; грамматическая правильность речи.
- умение составлять диалог по началу;
- умение составлять диалог по заданной ситуации;
- умение употреблять неполные предложения;
- умение использовать формулы речевоrо этикета;
- богатство словаря и синтаксических конструкций;
- выражение эмоционально-личностного отношения к предмету
- использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка;
- грамматическая правильность речи.
Выявление уровня умений и навыков учащихся 5 - 9 классов составлять и вести диалог на основе предложенных заданий
- Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы Высказывание собственного мнения Грамотность изложения Логичность изложения Инициативность учащихся
- Умение задавать вопросы
- Умение отвечать на вопросы
- Высказывание собственного мнения
- Грамотность изложения
- Логичность изложения
- Инициативность учащихся
Исследование состояния диалога при организации ролевых игр, мини-проектов беседы на заданную тему.
Качественная характеристика выполнения коммуникативно-речевых упражнений (составление и ведение диалога)
№
Коммуникативно-речевые компетенции
1
Ошибки и недочеты выполненных заданий
умение составлять диалог по началу;
2
Небольшой объем диалогов;
умение составлять диалог по заданной ситуации;
3
Речь прерывиста, обилие пауз, повторов, срывы начатого предложения.
умение употреблять неполные предложения;
4
5
умение использовать формулы речевоrо этикета;
Неумение пользоваться неполными предложениями;
Крайне редкое использование формул речевого этикета;
богатство словаря и синтаксических конструкций;
6
Диалогическая речь учащихся часто страдает изобилием ошибок лексического характера. Редко используются конструкции сложных предложений, синтаксических оборотов причастного и деепричастного оборотов.
выражение эмоционально-личностного отношения к предмету
7
Интонационная невыразительность речи, которая проявляется в ее монотонности, в неумении ставить логическое и фразовое ударение;
использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка;
8
Очень редко используются вводные слова, для выражения эмоционального отношения.
грамматическая правильность речи.
Часто используются союзы, вместо причастных оборотов, ошибки в построении предложений с правильным порядком слов.
Качественная характеристика выполнения коммуникативно-речевых упражнений (состояние диалога)
№
Коммуникативно-речевые компетенции
1
Ошибки и недочеты выполненных заданий
Умение задавать вопросы
2
Формулировка неполных вопросов.
Умение отвечать на вопросы
3
4
Высказывание собственного мнения
Ответы - одним словом. Ошибки при конструировании предложения.
Стеснение, боязнь высказать собственное мнения, ошибки при конструировании предложения
Грамотность изложения
5
Ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при произношении слов множественного числа и глаголов настоящего и будущего времени
Логичность изложения
6
Короткие предложения. Редко используются доказательства. Проблемы в подборе и систематизации аргументов.
Инициативность учащихся
Редко проявляют инициативность
Диагностика результатов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе формирующего эксперимента (уровень сформированности коммуникативно-речевой компетенции (создание и ведение диалога))
Экспериментальная группа
Контрольная группа
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (СОСТОЯНИЕ ДИАЛОГА))
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Процентное соотношение показателей уровня сформированности коммуникативно-речевой компетенции учащихся (обобщенная диаграмма)
Экспериментальная группа
Контрольная группа
модель развития речи на гагаузском языке через коммуникативно-речевые упражнения (задания), направленная на формирование диалогической речи и базирующаяся на создании речевых ситуаций и учебных диалогов, ситуативно- тематической основе , на текстовой основе соответствующей тематики, позволила у большинства учащихся экспериментальной группы сформировать коммуникативно-речевую компетентность на достаточном уровне.
Коммуникативно-речевая компетентность
целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю);
при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу);
планировать речевые действия (при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что и как скажу);
Выражать и развертывать мысль (что говорю)
осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.).
осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, высказать свое мнение, и пр.);
. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-9 КЛАССАХ
На подготовительном этапе
Упражнения:
Вопросно-ответный уровень - формируется умение элементарно высказываться, т.е. задавать вопросы и ответить на первую реплику, в основном диалоги-двучлены: вопрос - ответ.
На этапе развития умений построения диалога
Репликовые упражнения:
-Перцептивные, направленные на восприятие диалога.
Упражнения:
На этапе формирования коммуникативных умений
Уровень микродиалога (репликовый) - формируется умение сочетать реплики двучлены, трехчлены с коммуникативной задачей.
Текстовый осуществляется на уровне свободной беседы. Предполагает вести непринужденную беседу, разнообразную в информационном отношении в соответствии с программой, тематикой и сферами общения.
-Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте.
– Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации.
Упражнения:
Репликовые упражнения:
• «Игра в мяч».
-Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.
– Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой.
Репликовые упражнения:
- построение диалогов по заданной теме
• Отреагируйте на фразу
• «Кто ответит на вопрос?»
• Поинтересуйтесь у вашего товарища...
• Посоветуйте вашему товарищу...
-задания на соотношение вопроса и ответа,
по началу текста, рисунку, содержанию произведения, заданной ситуации
-Аналитические, направленные на определение участников диалога, темы диалога.
– Построение диалога по образцу.
-расположить слова, данные в скобках, в нужной последовательности;
• опрос общественного мнения.
• Восстановите пропущенные реплики
-из данных предложений выбрать одно, правильное по словорасположению и др.
• восполнение информации
- задание на умение анализировать вопросы и ответы в предложенных диалогах,
• Дополните диалог фразами-клише.
-составить вопросы к описанию картины, подобрать ответы на вопросы; .
-наблюдение и анализ языка,
• Выберите из предложенных реплик подходящую к данной
-преобразовать вопросы и ответы в диалог;
-замена в диалогах полных предложений неполными,
-перевод диалогов с гагаузского языка на русский и наоборот.
-Восстановите пропущенные реплики
- задания на составление таких вопросов к тексту, которые бы позволили увидеть тему текста с неожиданной стороны. перевести монолог в диалог, поставив к каждому предложению вопросы;
-заменить отдельные слова реплик синонимами;
- пересказать диалог в виде монолога, сохранив при этом вопросительные и восклицательные предложения, обращения к собеседнику;
-восстановить пропущенные реплики в диалоге.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-9 КЛАССАХ
Составление вопросов:
-вопросы, касающиеся событийной стороны произведения;
Составление вопросов:
Коммуникативно-речевая ситуация (микроситуация)
-проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;
Составление вопросов:
Коммуникативно-речевая ситуация (макроситуация)
Реальные(естественные) речевые ситуаций
вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики. - вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);
Коммуникативно-речевая ситуация (макроситуация)
Тематические учебные речевые ситуации
– интерактивные упражнения на формирование ролевых взаимоотношений (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения);
Диалог этикетного характера
– интерактивные упражнения на формирование отношений совместной деятельности (обмен опытом, групповая работа);
Информативные интерактивные упражнения обычно начинаются с указаний: «Annat.»(), «Sölä..», «Açıkla..».(“Piramida”, “Payacan”, “CV” (aazdan))
Тематические учебные речевые ситуации
Диалог побуждение к действию
Диалог – расспрос
Групповой диалог (первая и вторая фаза)
– интерактивные упражнения на формирование социально-статусных взаимоотношений (например, дискуссия по поводу прав и обязанностей человека, беседа о традициях, стран тюркского мира);
Альтернативные интерактивные упражнения могут содержать вопрос, а обучающийся самостоятельно выбирает форму выполнения упражнения («Neçin kaybeler adetlerimiz? Makar ki bu iş için gider çik laf.”»).(“Sinkveyn”, “Fikir sepedi”, “Başlık için prognoz”)
Проблемные интерактивные упражнения направлены на выявление и разрешение определенной ситуации, например, «Annadın neçin annatmanın baş personajı bölä yaptı...... nicä düşünersiniz o dooru mu yaptı.... ya siz ne yapaceydiniz......, yaşamanın paalılıkları nesoydur....»
Диалог обмен мнениями
Групповой диалог (третья фаза)
Групповая беседа: “разговор за круглым столом”.
Групповой диалог (четвертая фаза)
Групповая беседа: интервью, “разговор за круглым столом”, дискуссия.
Учебно-критические диалоги
Групповая беседа: интервью, “разговор за круглым столом”, дискуссия, дебаты.
Театрализированно-художественные диалоги
Учебно-литературоведческие диалоги
Выводы исследования
- при организации обучения устной речи учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых.
процесс обучения устной речи, посредством формирования диалога на гагаузском языке должен быть моделью процесса коммуникации;
при обучении устной речи необходимо научить детей обращаться к конкретному лицу в конкретных ситуациях и условиях общения, при этом высказывание должно быть построено логично и связно;
- необходимым условием обучения устной речи на гагаузском языке является создание речевых и учебных ситуаций, которые побуждают к речевой деятельности;
для организации общения на изучаемом языке использовать коммуникативно-ценный материал, который способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся;
- при определении содержания обучения устной речи необходимо обращаться к актуальным для учащихся сферам общения и областям деятельности;
Для определения содержания обучения, целесообразно включать ситуации из сфер общения, близких учащимся. При коммуникативно-ориентированном обучении гагаузскому языку необходимо обращать особое внимание на следующие сферы:
сфера духовной культуры (наука, школа, спорт, литература, музыка, традиции, праздники, живопись, досуг);
сфера обслуживания (бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, транспорт, здравоохранение, музеи, клубы, библиотека, кино, театр, СМИ);
социально-политическая сфера (семья, классный коллектив, село, город, республика, природа);
сфера материального производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство).
Ana dilim için söz
- Halkın en paalı bir zenginnii – dili.
- Dil – onun istoriyası, akılı.
- Onnar herbir halkın kanatlarında
- Uçarak, geçer asird än asirä
- Ana dilim –dedelerin kanı,
- Bütün ecelimnän severim seni.
- Keder dä, şennik tä var sendä,
- Bülbül öter ana Bucakta.
- Benim ana dilim – bir küçük derä,
- Bana kaldı ana- bobadan zesträ,
- Yolun senin, dilim, geçti zor,
- Ama sän yanıp oldun koor.
- Bucak alêr serin soluk,
- Sürer onu eni puluk.
- Diveç yaşasın dilimiz!
- Sevelim onu hepimiz!
04/01/2024