СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование развития речи на гагаузском языке у учащихся 5-9 классов (уровень диалогической речи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДСТАВЛЕНЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ (КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТУ КОМПЕТЕНЦИЮ)

Просмотр содержимого документа
«Моделирование развития речи на гагаузском языке у учащихся 5-9 классов (уровень диалогической речи)»

“ Gagauz olmaa –  benim için en büük kısmet.  Kısmetli olmaa hiç bir zaman geç diil, sade lääzım seväsin halkını.”   TODUR  ANGELİ

Gagauz olmaa – benim için en büük kısmet. Kısmetli olmaa hiç bir zaman geç diil, sade lääzım seväsin halkını.”

TODUR ANGELİ

Моделирование развития речи на гагаузском языке  у учащихся 5-9 классов (уровень диалогической речи) Doctorand:  COCEANJI Nadejda       Conducător științific:  REPIDA Tatiana,   doctor în științe pedagogice, conferențiar universitar   Comisia de îndrumare:  GUȚU Vladimir,  doctor habilitat în științe pedagogice, profesor universitar      GORAȘ-POSTICĂ Viorica,   doctor habilitat în științe pedagogice, profesor universitar      ȘEVCIUC Maia ,    doctor în științe pedagogice, conferențiar universitar Teza de doctorat cu titlul:     ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ (УРОВЕНЬ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ) УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Моделирование развития речи на гагаузском языке у учащихся 5-9 классов (уровень диалогической речи)

Doctorand: COCEANJI Nadejda

 

Conducător științific: REPIDA Tatiana,

doctor în științe pedagogice,

conferențiar universitar

 

Comisia de îndrumare: GUȚU Vladimir,

doctor habilitat în științe pedagogice,

profesor universitar

GORAȘ-POSTICĂ Viorica,

doctor habilitat în științe pedagogice,

profesor universitar

ȘEVCIUC Maia ,

doctor în științe pedagogice,

conferențiar universitar

Teza de doctorat cu titlul:

   

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ (УРОВЕНЬ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ) УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ( ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВЫПУСКНИК?) НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ( КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТУ КОМПЕТЕНЦИЮ) ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫВОДЫ

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

  • КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ( ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВЫПУСКНИК?)
  • НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ГАГАУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ( КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТУ КОМПЕТЕНЦИЮ)
  • ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  • МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
  • ВЫВОДЫ

Обучение диалогу - как одна из важнейших целей преподавания гагаузского языка на среднем этапе в гимназическом цикле общего образования - предполагает развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в соответствии с их реальными потребностями и интересами в разнообразных, социально детерминированных ситуациях

  • делать краткие сообщения, описывать события или явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному или услышанному, давать краткую характеристику персонажам;
  • Исходя из этого, мы делаем вывод, что по окончании гимназического звена  выпускник  должен уметь:

– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

– начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе или селе, о своей стране;

использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения»

речевые и интерактивные упражнения ; тематические речевые и учебные ситуации, различные виды учебных диалогов В ходе экспериментальной работы наиболее эффективными проявили себя следующие методы и приемы:

речевые и интерактивные упражнения ;

тематические речевые и учебные ситуации,

различные виды учебных диалогов

В ходе экспериментальной работы наиболее эффективными проявили себя следующие методы и приемы:

Важным звеном формирования умений и навыков диалогической речи являлись следующие задания:   отредактировать диалог, включив в него вводные слова и другие языковые средства, выразительно прочитать диалог, соблюдая интонацию согласно знакам препинания; перевести монолог в диалог, поставив к каждому предложению вопросы; пересказать диалог в виде монолога, составить вопросы к описанию картины, подобрать ответы на вопросы; преобразовать вопросы и ответы в диалог; восстановить пропущенные реплики в диалоге.

Важным звеном формирования умений и навыков диалогической речи являлись следующие задания:

отредактировать диалог, включив в него вводные слова и другие языковые средства,

выразительно прочитать диалог, соблюдая интонацию согласно знакам препинания;

перевести монолог в диалог, поставив к каждому предложению вопросы;

пересказать диалог в виде монолога,

составить вопросы к описанию картины, подобрать ответы на вопросы;

преобразовать вопросы и ответы в диалог;

восстановить пропущенные реплики в диалоге.

  • Перцептивные, направленные на восприятие диалога. Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте. Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.
  • Перцептивные, направленные на восприятие диалога.
  • Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте.
  • Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.
  • Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации. Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой. Построение диалога по образцу. Учащиеся на основе предложенных образцов-диалогов строят собственные диалоги.
  • Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации.
  • Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой.
  • Построение диалога по образцу. Учащиеся на основе предложенных образцов-диалогов строят собственные диалоги.
  • конструктивные, направленные на построение диалогов по: заданной теме, началу текста, рисунку, содержанию, заданной ситуации коммуникативные, направленные на обучение учащихся общению посредством диалога.
  • конструктивные, направленные на построение диалогов по: заданной теме, началу текста, рисунку, содержанию, заданной ситуации
  • коммуникативные, направленные на обучение учащихся общению посредством диалога.

На подготовительном этапе нами были использованы следующие виды упражнений.

На этапе развития умений построения диалога были использованы такие виды упражнений:

На этапе формирования коммуникативных умений нами были предложены следующие виды упражнений:

В ходе выполнения задания на составление вопросов по прочитанному произведению учащимся предлагалось составить несколько видов вопросов:   вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики. вопросы, касающиеся событийной стороны произведения; вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);  проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;

В ходе выполнения задания на составление вопросов по прочитанному произведению учащимся предлагалось составить несколько видов вопросов:

  • вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики.
  • вопросы, касающиеся событийной стороны произведения;
  • вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);
  • проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;
Эта работа велась на интегрированных уроках гагаузского языка и литературы и ориентирована на формирование одной из составляющих специфических коммуникативной компетенции по дисциплине «Гагаузский язык и литература»: восприятие и понимание информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении:   - анализировать содержание текста; - формулировать проблему; - формулировать собственное мнение и аргументированно его доказывать; - приводить примеры и структурировать собственный текст.

Эта работа велась на интегрированных уроках гагаузского языка и литературы и ориентирована на формирование одной из составляющих специфических коммуникативной компетенции по дисциплине «Гагаузский язык и литература»: восприятие и понимание информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении:

  • - анализировать содержание текста;
  • - формулировать проблему;
  • - формулировать собственное мнение и аргументированно его доказывать;
  • - приводить примеры и структурировать собственный текст.

Дифференцированные задания для самостоятельной работы по литературе предполагают выделение трех уровней владения коммуникативной компетенцией

Задания низкого уровня предполагают репродуктивную деятельность учащихся, включающую:

  • воспроизведение фактологического материала, выполнение заданий по алгоритму или образцу: перечислить (назвать) даты, признаки; дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; выбрать правильный ответ в параграфе.
  • воспроизведение фактологического материала, выполнение заданий по алгоритму или образцу: перечислить (назвать) даты, признаки;
  • дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера;
  • выбрать правильный ответ в параграфе.

Задания среднего уровня предполагают реконструктивную деятельность обучающегося. Это задания:

  • на сравнение, обобщение, классификацию, например, поставить проблемные вопросы, составить портрет писателя по воспоминаниям современников и т.д.
  • на сравнение, обобщение, классификацию, например, поставить проблемные вопросы, составить портрет писателя по воспоминаниям современников и т.д.

Высокий уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает продуктивную деятельность учащихся. Это задания, направленные на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей.

Уровень сформированности диалогической речи у обучающихся по итогам формирующего эксперимента был изучен по двум направлениям:

  • умение составлять диалог по началу; умение составлять диалог по заданной ситуации; умение употреблять неполные предложения; умение использовать формулы речевоrо этикета; богатство словаря и синтаксических конструкций; выражение эмоционально-личностного отношения к предмету использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка; грамматическая правильность речи.
  • умение составлять диалог по началу;
  • умение составлять диалог по заданной ситуации;
  • умение употреблять неполные предложения;
  • умение использовать формулы речевоrо этикета;
  • богатство словаря и синтаксических конструкций;
  • выражение эмоционально-личностного отношения к предмету
  • использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка;
  • грамматическая правильность речи.

Выявление уровня умений и навыков учащихся 5 - 9 классов составлять и вести диалог на основе предложенных заданий

  • Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы Высказывание собственного мнения Грамотность изложения Логичность изложения Инициативность учащихся
  • Умение задавать вопросы
  • Умение отвечать на вопросы
  • Высказывание собственного мнения
  • Грамотность изложения
  • Логичность изложения
  • Инициативность учащихся

Исследование состояния диалога при организации ролевых игр, мини-проектов беседы на заданную тему.

Качественная характеристика выполнения коммуникативно-речевых упражнений (составление и ведение диалога)

Коммуникативно-речевые компетенции

1

Ошибки и недочеты выполненных заданий

умение составлять диалог по началу;

2

Небольшой объем диалогов;

умение составлять диалог по заданной ситуации;

3

Речь прерывиста, обилие пауз, повторов, срывы начатого предложения.

умение употреблять неполные предложения;

4

5

умение использовать формулы речевоrо этикета;

Неумение пользоваться неполными предложениями;

Крайне редкое использование формул речевого этикета;

богатство словаря и синтаксических конструкций;

6

 

Диалогическая речь учащихся часто страдает изобилием ошибок лексического характера. Редко используются конструкции сложных предложений, синтаксических оборотов причастного и деепричастного оборотов.

выражение эмоционально-личностного отношения к предмету

7

Интонационная невыразительность речи, которая проявляется в ее монотонности, в неумении ставить логическое и фразовое ударение;

использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка;

8

Очень редко используются вводные слова, для выражения эмоционального отношения.

грамматическая правильность речи.

Часто используются союзы, вместо причастных оборотов, ошибки в построении предложений с правильным порядком слов.

Качественная характеристика выполнения коммуникативно-речевых упражнений (состояние диалога)   № Коммуникативно-речевые компетенции 1 Ошибки и недочеты выполненных заданий Умение задавать вопросы 2 Формулировка неполных вопросов. Умение отвечать на вопросы 3 4 Высказывание собственного мнения Ответы - одним словом. Ошибки при конструировании предложения. Стеснение, боязнь высказать собственное мнения, ошибки при конструировании предложения Грамотность изложения 5 Ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при произношении слов множественного числа и глаголов настоящего и будущего времени Логичность изложения 6 Короткие предложения. Редко используются доказательства. Проблемы в подборе и систематизации аргументов. Инициативность учащихся Редко проявляют инициативность

Качественная характеристика выполнения коммуникативно-речевых упражнений (состояние диалога)

Коммуникативно-речевые компетенции

1

Ошибки и недочеты выполненных заданий

Умение задавать вопросы

2

Формулировка неполных вопросов.

Умение отвечать на вопросы

3

4

Высказывание собственного мнения

Ответы - одним словом. Ошибки при конструировании предложения.

Стеснение, боязнь высказать собственное мнения, ошибки при конструировании предложения

Грамотность изложения

5

Ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при произношении слов множественного числа и глаголов настоящего и будущего времени

Логичность изложения

6

Короткие предложения. Редко используются доказательства. Проблемы в подборе и систематизации аргументов.

Инициативность учащихся

Редко проявляют инициативность

Диагностика результатов контрольной и экспериментальной групп на  контрольном этапе формирующего эксперимента  (уровень сформированности коммуникативно-речевой компетенции (создание и ведение диалога))   Экспериментальная группа Контрольная группа

Диагностика результатов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе формирующего эксперимента (уровень сформированности коммуникативно-речевой компетенции (создание и ведение диалога))

Экспериментальная группа

Контрольная группа

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП НА  КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (СОСТОЯНИЕ ДИАЛОГА))   Контрольная группа Экспериментальная группа    

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (СОСТОЯНИЕ ДИАЛОГА))

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

Процентное соотношение показателей уровня сформированности коммуникативно-речевой компетенции учащихся (обобщенная диаграмма)   Экспериментальная группа Контрольная группа

Процентное соотношение показателей уровня сформированности коммуникативно-речевой компетенции учащихся (обобщенная диаграмма)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

модель развития речи на гагаузском языке через коммуникативно-речевые упражнения (задания), направленная на формирование диалогической речи и базирующаяся на создании речевых ситуаций и учебных диалогов, ситуативно- тематической основе , на текстовой основе соответствующей тематики, позволила у большинства учащихся экспериментальной группы сформировать коммуникативно-речевую компетентность на достаточном уровне.

модель развития речи на гагаузском языке через коммуникативно-речевые упражнения (задания), направленная на формирование диалогической речи и базирующаяся на создании речевых ситуаций и учебных диалогов, ситуативно- тематической основе , на текстовой основе соответствующей тематики, позволила у большинства учащихся экспериментальной группы сформировать коммуникативно-речевую компетентность на достаточном уровне.

Коммуникативно-речевая компетентность целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); планировать речевые действия (при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что и как скажу); Выражать и развертывать мысль (что говорю) осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.). осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, высказать свое мнение, и пр.);

Коммуникативно-речевая компетентность

целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю);

при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу);

планировать речевые действия (при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что и как скажу);

Выражать и развертывать мысль (что говорю)

осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.).

осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, высказать свое мнение, и пр.);

. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-9 КЛАССАХ

На подготовительном этапе

Упражнения:

Вопросно-ответный уровень - формируется умение элементарно высказываться, т.е. задавать вопросы и ответить на первую реплику, в основном диалоги-двучлены: вопрос - ответ.

На этапе развития умений построения диалога

Репликовые упражнения:

-Перцептивные, направленные на восприятие диалога.

Упражнения:

На этапе формирования коммуникативных умений

Уровень микродиалога (репликовый) - формируется умение сочетать реплики двучлены, трехчлены с коммуникативной задачей.

Текстовый осуществляется на уровне свободной беседы. Предполагает вести непринужденную беседу, разнообразную в информационном отношении в соответствии с программой, тематикой и сферами общения.

-Репродуктивные, задания на нахождение и воспроизведение диалога в тексте.

– Дополняющие, направленные на дополнение диалога репликами в зависимости от ситуации.

Упражнения:

Репликовые упражнения:

• «Игра в мяч».

-Имитационные, направленные на повторение образцов диалогической речи.

– Трансформационные, направленные на изменение одной реплики другой.

Репликовые упражнения:

- построение диалогов по заданной теме

• Отреагируйте на фразу

• «Кто ответит на вопрос?»

• Поинтересуйтесь у вашего товарища...

• Посоветуйте вашему товарищу...

-задания на соотношение вопроса и ответа,

по началу текста, рисунку, содержанию произведения, заданной ситуации

-Аналитические, направленные на определение участников диалога, темы диалога.

– Построение диалога по образцу.

-расположить слова, данные в скобках, в нужной последовательности;

• опрос общественного мнения.

 

 

• Восстановите пропущенные реплики

-из данных предложений выбрать одно, правильное по словорасположению и др.

• восполнение информации

- задание на умение анализировать вопросы и ответы в предложенных диалогах,

• Дополните диалог фразами-клише.

-составить вопросы к описанию картины, подобрать ответы на вопросы; .

-наблюдение и анализ языка,

• Выберите из предложенных реплик подходящую к данной

-преобразовать вопросы и ответы в диалог;

-замена в диалогах полных предложений неполными,

-перевод диалогов с гагаузского языка на русский и наоборот.

-Восстановите пропущенные реплики

- задания на составление таких вопросов к тексту, которые бы позволили увидеть тему текста с неожиданной стороны. перевести монолог в диалог, поставив к каждому предложению вопросы;

-заменить отдельные слова реплик синонимами;

- пересказать диалог в виде монолога, сохранив при этом вопросительные и восклицательные предложения, обращения к собеседнику;

-восстановить пропущенные реплики в диалоге.

 

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В 5-9 КЛАССАХ

Составление вопросов:

-вопросы, касающиеся событийной стороны произведения;

Составление вопросов:

Коммуникативно-речевая ситуация (микроситуация)

 

-проблемные вопросы, которые хочется обсудить с одноклассниками и узнать их мнение по поводу выявленной проблемы;

Составление вопросов:

Коммуникативно-речевая ситуация (макроситуация)

Реальные(естественные) речевые ситуаций

 

вопросы, направленные на выяснение авторской позиции, особенностей композиции произведения, его символики. - вопросы на выяснение непонятного (спроси о том, что показалось непонятным в произведении);

Коммуникативно-речевая ситуация (макроситуация)

Тематические учебные речевые ситуации

– интерактивные упражнения на формирование ролевых взаимоотношений (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения);

Диалог этикетного характера

– интерактивные упражнения на формирование отношений совместной деятельности (обмен опытом, групповая работа);

Информативные интерактивные упражнения обычно начинаются с указаний: «Annat.»(), «Sölä..», «Açıkla..».(“Piramida”, “Payacan”, “CV” (aazdan))

Тематические учебные речевые ситуации

 

Диалог побуждение к действию

Диалог – расспрос

Групповой диалог (первая и вторая фаза)

– интерактивные упражнения на формирование социально-статусных взаимоотношений (например, дискуссия по поводу прав и обязанностей человека, беседа о традициях, стран тюркского мира);

Альтернативные интерактивные упражнения могут содержать вопрос, а обучающийся самостоятельно выбирает форму выполнения упражнения («Neçin kaybeler adetlerimiz? Makar ki bu iş için gider çik laf.”»).(“Sinkveyn”, “Fikir sepedi”, “Başlık için prognoz”)

Проблемные интерактивные упражнения направлены на выявление и разрешение определенной ситуации, например, «Annadın neçin annatmanın baş personajı bölä yaptı...... nicä düşünersiniz o dooru mu yaptı.... ya siz ne yapaceydiniz......, yaşamanın paalılıkları nesoydur....»

Диалог обмен мнениями

Групповой диалог (третья фаза)

Групповая беседа: “разговор за круглым столом”.

Групповой диалог (четвертая фаза)

Групповая беседа: интервью, “разговор за круглым столом”, дискуссия.

Учебно-критические диалоги

Групповая беседа: интервью, “разговор за круглым столом”, дискуссия, дебаты.

 

Театрализированно-художественные диалоги

Учебно-литературоведческие диалоги

Выводы исследования - при организации обучения устной речи учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых. процесс обучения устной речи, посредством формирования диалога на гагаузском языке должен быть моделью процесса коммуникации; при обучении устной речи необходимо научить детей обращаться к конкретному лицу в конкретных ситуациях и условиях общения, при этом высказывание должно быть построено логично и связно; - необходимым условием обучения устной речи на гагаузском языке является создание речевых и учебных ситуаций, которые побуждают к речевой деятельности; для организации общения на изучаемом языке использовать коммуникативно-ценный материал, который способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся; - при определении содержания обучения устной речи необходимо обращаться к актуальным для учащихся сферам общения и областям деятельности;

Выводы исследования

- при организации обучения устной речи учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых.

процесс обучения устной речи, посредством формирования диалога на гагаузском языке должен быть моделью процесса коммуникации;

при обучении устной речи необходимо научить детей обращаться к конкретному лицу в конкретных ситуациях и условиях общения, при этом высказывание должно быть построено логично и связно;

- необходимым условием обучения устной речи на гагаузском языке является создание речевых и учебных ситуаций, которые побуждают к речевой деятельности;

для организации общения на изучаемом языке использовать коммуникативно-ценный материал, который способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся;

- при определении содержания обучения устной речи необходимо обращаться к актуальным для учащихся сферам общения и областям деятельности;

Для определения содержания обучения, целесообразно включать ситуации из сфер общения, близких учащимся. При коммуникативно-ориентированном обучении гагаузскому языку необходимо обращать особое внимание на следующие сферы: сфера духовной культуры (наука, школа, спорт, литература, музыка, традиции, праздники, живопись, досуг); сфера обслуживания (бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, транспорт, здравоохранение, музеи, клубы, библиотека, кино, театр, СМИ); социально-политическая сфера (семья, классный коллектив, село, город, республика, природа); сфера материального производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство).

Для определения содержания обучения, целесообразно включать ситуации из сфер общения, близких учащимся. При коммуникативно-ориентированном обучении гагаузскому языку необходимо обращать особое внимание на следующие сферы:

сфера духовной культуры (наука, школа, спорт, литература, музыка, традиции, праздники, живопись, досуг);

сфера обслуживания (бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, транспорт, здравоохранение, музеи, клубы, библиотека, кино, театр, СМИ);

социально-политическая сфера (семья, классный коллектив, село, город, республика, природа);

сфера материального производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство).

Ana dilim için söz Halkın en paalı bir zenginnii – dili. Dil – onun istoriyası, akılı. Onnar herbir halkın kanatlarında Uçarak, geçer asird än asirä Ana dilim –dedelerin kanı, Bütün ecelimnän severim seni. Keder dä, şennik tä var sendä, Bülbül öter ana Bucakta. Benim ana dilim – bir küçük derä, Bana kaldı ana- bobadan zesträ, Yolun senin, dilim, geçti zor, Ama sän yanıp oldun koor. Bucak alêr serin soluk, Sürer onu eni puluk. Diveç yaşasın dilimiz! Sevelim onu hepimiz! 04/01/2024

Ana dilim için söz

  • Halkın en paalı bir zenginnii – dili.
  • Dil – onun istoriyası, akılı.
  • Onnar herbir halkın kanatlarında
  • Uçarak, geçer asird än asirä
  • Ana dilim –dedelerin kanı,
  • Bütün ecelimnän severim seni.
  • Keder dä, şennik tä var sendä,
  • Bülbül öter ana Bucakta.
  • Benim ana dilim – bir küçük derä,
  • Bana kaldı ana- bobadan zesträ,
  • Yolun senin, dilim, geçti zor,
  • Ama sän yanıp oldun koor.
  • Bucak alêr serin soluk,
  • Sürer onu eni puluk.
  • Diveç yaşasın dilimiz!
  • Sevelim onu hepimiz!

04/01/2024


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!