-Итак, ребята, мы вывели определение модели. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления. Почему возникает необходимость строить модель, а не исследовать сам оригинал? Рассмотрим причины создания моделей и законспектируем: 1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. (пример, теория вымирания динозавров). 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. (пример, карта местности, модель живых организмов) 3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (пример, глобус, модель атома) 4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно. (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели) 5. Исследование объекта может привести к его разрушению. (пример, модель самолета). - Ребята, давайте вспомним, а что такое моделирование? Верно, процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений называется моделированием Запишем определение моделирования в тетрадь. Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков. Существуют различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления. Запишем с вами классификацию моделей. 1. По области использования: -учебные (обучающие программы, наглядные пособия); -опытные (модель корабля); -научно-технические (динамо-машина, осциллограф); -игровые (игра “Зарница”, военные учения); -имитационные (мышь Шеннона). 2. По временному фактору: -статические (фотография, кристаллическая решетка); - динамические (в физике - движение тел, в химии - химические реакции). 3. По способу представления. Это способ мы рассмотрим более подробно. Рассмотрим классификацию по способу представления. Заполним таблицу в тетради (приложение 1) Приведите примеры каждого вида моделей. Классификации информационных моделей по форме представления: 1. Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.). 2. Математические модели (математические формулы и т.д.). 3. Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.). 4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.). 5. Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.) |