Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №30
Конспект интегрированного урока
по физике и информатике на тему:
«Моделирование физических процессов.
Свойства света.»
Авторы: Могиленко Наталья Валерьевна учитель физики,
Дзиова Марина Петровна учитель информатики
г.Владикавказ
Интегрированный урок по физике и информатике на тему "Свойства света"
Цели урока:
Обеспечить условия для усвоения знаний по геометрической и волновой оптике;
cодействовать в применении знаний, полученных на уроках информатики, при решении физических задач;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте;
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
обеспечить активизацию интереса к предмету за счет краеведческой ориентации, развитие ценностного отношения к своему городу.
Тип учебного занятия: нетрадиционный урок (урок повторения и закрепления изученного материала).
Инструментарий:
компьютеры “Pentium IV”;
проектор, экран;
презентация урока “Свойства света”;
дидактический материал для каждого учащегося в виде карточки “Задачи по теме “Свойства света”;
табличный процессор Excel;
среда программирования QBasic;
фрагменты видеуроков.
Этапы урока
I. Организационный
II. Мотивация и актуализация опорных знаний
III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков
IV. Информация о домашнем задании
V. Тест. Подведение итогов занятия
Ход урока
I. Организационный (на экране слайды презентации)
Учитель информатики: Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует? Все ли готовы к уроку (наличие тетради, ручек, дневника)?
II. Мотивация и актуализация опорных знаний.
На экране проектора появляются слайды с видами Владикавказа.
Учитель физики: читает стихотворение (звучит тихая музыка):
На город я гляжу ночной порою:
В мильон свечей сверкает окон ряд,
И, подражая звездам над собою,
Они так переливчато горят!
Мне светит город мой в просторе темном –
Моей любви и гордости оплот,–
И кажется: он кораблем огромным
Спокойно в море бурное плывет!
Учитель физики: Это только малая часть той красоты, которой мы наслаждаемся ежедневно, глядя вокруг себя. Все это – благодаря свету. Наш урок посвящен свойствам света. Откройте тетради и запишите тему урока.
III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков.
Учитель физики: на этом уроке мы будем решать физические задачи с применением знаний, полученных на уроках информатики. Повторим некоторые основные понятия, необходимые для их решения (слайды).
Прямолинейное распространение света.
Свет в прзрачной однородной среде распространается прямолинейно.
(Образование тени и полутени, солнечное и лунное затмение).
Отражение света.
Преломление света.
Полное внутреннее отражение.
Если направить луч света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду, то по мере увеличения угла падения преломленный луч будет приближаться к границе раздела двух сред , затем пойдет по границе раздела , а при дальнейшем увеличении угла падения преломленный луч исчезнет, т.е. падающий луч будет полностью отражаться границей раздела двух сред
.
Линзы.
Прозрачное тело из оптического или органического стекла, ограниченное двумя сферическими поверхностями. По свойствам делятся на собирающие и рассеивающие.
Формула тонкой линзы.
Построение изображения в линзе.
Дисперсия
Зависимость показателя преломления от длины волны.
Луч белого света, проходя через трехгранную призму не только отклоняется, но и разлагается на составляющие цветные лучи.
Интерференция
– это явление наложения когерентных волн
когерентные волны
разность хода
условие максимума
условие минимума
Когерентные волны - это волны, испускаемые источниками, имеющими одинаковую частоту и постоянную разность фаз.
При наложении когерентных волн в какой-либо точке пространства амплитуда колебаний (смещения ) этой точки будет зависеть от разности расстояний от источников до рассматриваемой точки. Эта разность расстояний называется разностью хода.
Дифракция– это отклонение световых лучей от прямолинейного распространения при прохождении сквозь узкие щели, малые отверстия или при огибании малых препятствий.
дифракционная решетка
дифракционный максимум
постоянная решетки
угол отклонения
Принцип Гюйгенса-Френеля дает объяснение явлению дифракции:
1. Вторичные волны, исходя из точек одного и того же волнового фронта (волновой фронт – это множество точек, до которых дошло колебание в данный момент времени) когерентны, т.к. все точки фронта колеблются с одной и той же частотой и в одной и той же фазе;
2. вторичные волны, являясь когерентными, интерферируют.
Дифракционная решетка
- это оптический прибор для измерения длины световой волны.
Поляризация
Поляризованной волной называется такая поперечная волна, в которой колебания всех частиц происходят в одной плоскости.
Учитель информатики: повторим основные определения и понятия по информатике, которые помогут нам при решении задач (слайд).
Учитель информатики: вам предстоит решить расчетные задачи по физике, применив знания, полученные на уроках информатики.
Задание 1. Полное отражение (табличный редактор Exсel).
Составить таблицу предельных углов полного отражения по таблице показателей преломления веществ:
Вещество | Показатель предломления | Предельный угол |
лед | 1,31 | |
вода | 1,33 | |
глицерин | 1,47 | |
алмаз | 2,42 | |
Для вычисления предельного угла воспользуйтесь формулой:
Учтите, что результат следует перевести в радианную меру измерения, для чего его следует умножить на 180 и разделить на pi (Вставка – Функции – Математические – ПИ()). Результаты вычислений округлить до целых (Формат ячеек – Число – Числовой – Число десятичных знаков=0).
Оформить полученную таблицу. Можно вставить картинки в дополнительный столбец (для наглядности).
По полученным данным построить график зависимости предельных углов от показателя преломления вещества.
Задание 2. Дисперсия света (табличный редактор Excel).
Используя табличные данные, построить график зависимости показателя преломления стекла n от длины световой волны .
Вычислить и сравнить скорости распространения световых волн разной длины в стекле. Скорость света в вакууме принять равной 3*108 м/с. Выделить отдельную ячейку для этой величины и при выполнении расчетов учесть абсолютную адресацию этой ячейки.
Формула для вычисления скорости распространения световых волн в стекле:
λ, мкм | n | V,м/с |
0,3 | 1,75 | |
0,4 | 1,675 | |
0,6 | 1,625 | |
1 | 1,6 | |
Построить график зависимости скорости в стекле от длины волны
Задание 3. Интерференция света (язык программирования Basic).
Составить программу для определения результата интерференции (n – четное – светлая полоса, n – нечетное – темная полоса).
Проверить выполнение программы для заданных величин: разности хода волн и длины волны.
1.
2.
Задание 4. Построение изображения в собирающей линзе (язык программирования Basic)
Составить программу для построения изображения в собирающей линзе при заданных расстоянии от предмета до центра линзы (d=200), высоте предмета (h=70) и фокусном расстоянии линзы (F=120). Используя графический режим рисования SCREEN 12 (размеры экрана 640х460), задайте координаты центра линзы (центр экрана 320,230), и выполняя необходимые вычисления строим, используя подпрограмму, изображение относительно координат центра.
Необходимые формулы для расчетов (знакомы вам из курса физики):
Расстояние от центра линзы до построенного изображения S
Высота построенного изображения в тонкой линзе hi
Когда все задания выполнены, учитель проецирует решения на экран. От каждой группы выходит к экрану ученик и комментирует полученный результат. Остальные учащиеся участвуют в обсуждении.
IV. Тестовый опрос (программа Testgen)
Запустить программу Генератор тестов
Открыть тест к уроку Физика+Информатика. Тесты составлены на основе материалов для подготовке к ЕГЭ, разработанных ФИПИ 2012.
Выберать один из предложенных тестов:
4. Выполнить тест.
V. Подведение итогов занятия.
Учитель информатики: на этом уроке каждый из вас получает две оценки – по физике и информатике.
VI. Информация о домашнем задании.
Учитель информатики: На уроках информатики мы с вами начали знакомство с языком гипертекстовой разметки HTML. Я предлагаю вам обобщить все полученные знания по теме «Свойства света» и создать Web-страницу. (Демонстрация примерной работы, выполненной учениками)
8