СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование элементов музыкального языка как принцип создания игровой педагогической модели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование элементов музыкального языка как принцип создания игровой педагогической модели»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА КАК ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.


Попытки сделать музыкальные занятия более привлекательными, игровыми предпринимались и предпринимаются успешно многими музыкальными руководителями.

Традиционно фантазия педагогов катится по «асфальтированной дороге» музыкально-теоретический стихов и сказок, очень разных по своему литературно- сюжетному качеству, но похожих друг на друга в основной идее: «обернуть» теорию в красивый фантик, и создать этим на музыкальном занятии внешнюю игровую форму. Иногда лишенную всякого педагогического смысла.

Одновременно причинами, сдерживающими реальное внедрение творческого музицирования в широкую педагогическую практику, является как неразработанность соответствующих технологий, так и отсутствие методических пособий, содержащих конкретное отражение этих технологий в виде неких моделей, образцов. Появление этих пособий требует изучения самих принципов создания подобного материала. Одним из них является моделирование элементов музыкального языка.

Поскольку творческое обучение всегда ситуативно, очень чувствительно ко всякой схематизации и сопротивляется ей, то целевое создание моделей составляет не менее важную часть работы педагога, чем непосредственное обучение детей. Очевидно, что без умения самостоятельно это делать педагог будет обречен на постоянную недостаточность нужного материала, даже при условии существования необходимых пособий.

Способ, который лежит в основе создания такого педагогического материала, называется моделированием.

Моделирование элементов музыкального языка – это принцип создания педагогической модели для музицирования с детьми и один из способов, ведущих к творчеству.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет дать почувствовать и показать ребенку в доступном, обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др.

Различные способы моделирования используются в обучении музыке для облегчения восприятия и осознания детьми закономерностей строения музыкальной речи. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен.

Моделирование связано с созданием промежуточного объекта, замещающего понятие до известной степени. Поэтому метод моделирования, являясь универсальным, становится одним из важнейших механизмов обучения музыке детей.

Более правильный путь: от ощущения к пониманию. Поэтому графический символ, даже самый простой, не является первичным способом моделирования элементов музыкального языка. Начальным будет речь и движение. Самая простая графика (рисование символов) – это этап, ведущий к традиционной

нотации. Поэтому она может выступать как более поздний вид моделирования по сравнению с другими.

Любое обучение заканчивается обобщением знания в понятиях. Игра понятиями или интеллектуальная игра для детей дошкольного возраста еще недоступна в силу особенностей развития их психики. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера «основным орудием «думания» у детей служат образы и манипулирование ими». Поэтому понятийный материал, предназначенный для усвоения, должен быть организован так, чтобы дети могли устанавливать связь между видимым, слышимым, телесно ощущаемым и словом (музыкальным понятием).

Последовательность формирования музыкально-теоретического знания можно определить как первоначальное связывание звука с моторно-двигательным ощущением, затем с образом и через образ – с понятием.

В моделировании есть простота и возможности для комбинаторики, которые позволяют играть с изучаемым материалом. То, что задумывается педагогом в качестве домашней «заготовки», предполагает переиначивание и преображение. Поэтому моделирование элементов музыкального языка – это путь к творчеству. В цепочке «моделирование – игра – творчество» все звенья взаимосвязаны.

Очень важно, чтобы модель была интересна детям настолько, чтобы увлекать их. Изменение, приспособление, трансформация, вариации, добавления являются главными принципами работы над увлекательным материалом.

Моделирование элементов музыкального языка лежит в основе создания игровой модели для творческого музицирования. Главным признаком игровой модели является ее открытость для дальнейших трансформаций и периначивания, импровизации.

Способы, которые возможно использовать для подобного моделирования:

Моделирование темпа.

  • Речевое – декламация текстов в различных темпах, от медленного до очень быстрого.

  • Двигательное – исполнение движений медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.

  • Графическое – частота символов обозначает скорость движения: Быстро:



Умеренно:



Медленно:


Замедляя:


Эти и все другие способы можно использовать, превращая упражнения в игру, для представления детям любого элемента музыкальной речи.


Моделирование метра и размера.

  • Двигательное метрирование – используя разнообразные виды равномерного движения, сделать метр видимым и слышимым (звучащие жесты).

  • Речевое – это фонематическая игра слогами.

  • Графическое – использование рисунков, карточек или записи: Метр:



Размер:


2\4


3\4


4\4


Использование «ритмичных» рисунков в данном случае есть необходимая ступень на пути формирования у детей: от конкретного к абстрактному.


Моделирование ритма.

Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для этого использовать речь, мышечные ощущения, цвет, пространственные представления и др.

Можно попробовать расшифровать и записать барабанное послание африканских туземцев: «зум-ко-ко, зум-ко-ко, тики-тики-тики-ба-а».

Можно зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон-апельсин, банан-мандарин, звезда-небеса и т.д.

В бочке варится уха ( ////// /) Из цветного петуха (////// /)

Хорошо, если дети еще озвучат свою запись ритмослогами, а затем на инструментах. Какую-то музыку можно зарисовать следующим образом:










Ля - ля - ля - ля, ля-а-а! Ля - ля - ля, ля-а-а!


Знаки и фиксации ритмов могут быть самыми разными. Интересным способом моделирования ритма при подготовке детей к его чтению по записи является моделирование его на пальцах: один палец – четвертная нота, два –

восьмые и т.д. С помощью такой ритмической азбуки можно организовать игру: дети хлопают задаваемый педагогом ритм.


Моделирование звуковысотных отношений.

  • Речевое – подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх-вниз (качели, горка), а так же произвольно спускаясь и поднимаясь голосом по

«воображаемой» лестнице (топ-топ, скок-скок), дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.

  • Пространственное – моделирование рукой в воздухе направления движения мелодической линии.

Для первоначального осознания детьми соотношения звуков по высоте можно использовать игру «обмен приветствиями»: все свободно под музыку ходят по залу. В неожиданно наступившей тишине ищут себе партнера и поют друг другу по одному звуку любой высоты. Тот, у кого звук окажется ниже, приседает.


Моделирование динамики.

  • Речевое – в упражнениях: крик-шепот, громкая ритмизованная речь – тихая речь – нормальная.

  • Двигательное – игра: показать в движениях туловища на месте, а затем двигаясь по залу, громкое звучание и тихое, а так же переходы и перепады динамики.

  • Графическое – использование различных рисунков для изображения контраста, или различных переходов переменной динамики в играх с инструментами и звуками речи.

  • Пространственное – показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики.


Моделирование фактуры и партитуры.

  • Речевое – одноголосие и унисон (все декламируют одно и то же), двухголосие (речевой канон), многоголосие (каждый говорит свое, то, что хочет – речевой кластер).

  • Двигательное – одноголосие (соло), унисон (одно движение все вместе), двухголосие (каждый свое), многоголосие (кластер).

  • Графическое – использование условной символической записи, карточек с рисунками.

  • Пространственное – использование различных предметов для создания модели фактуры (карандаши, линейки, мячи и пр.) или партитуры (инструменты в нужной последовательности).


Моделирование музыкальной формы.

  • Пространственно-графическое – использование условной записи (геометрических фигур, цвета), карточек, предметов для обозначения разделов формы:

– двухчастная форма.



– трехчастная форма.



– рондо.


– вариации.



Подобное простейшее моделирование разделов музыкальной формы через закрепление в памяти через знакомый зрительный образ является схематичной партитурой.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!