СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модели современной школьной библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении многих лет школьная библиотека непрерывно изменяется. Она не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Объединяя работу с традиционными и цифровыми видами документов,  наиболее актуальным представляется преобразование школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр, способный обеспечить развитие интеллектуальных способностей ребенка и усвоением им норм общечеловеческой морали.

Просмотр содержимого документа
«Модели современной школьной библиотеки»


МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ


Романькова Е. В., заведующая

библиотечно-информационным

центром МАНОУ

«Шуховский лицей» г. Белгорода


На протяжении многих лет школьная библиотека непрерывно изменяется. Она не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Огромный скачок в развитии произошел благодаря новым информационным технологиям.

Современное общество определяет вектор развития школьной библиотеки как инновационного центра, с учетом ресурсных возможностей и сохраняя традиционные системы. Определяя модель современной школьной библиотеки можно назвать вид документов с которыми происходит основная деятельность. Так «Библиотека» подразумевает работу с бумажными носителями, «Медиатека» предусматривает работу с цифровыми образовательными ресурсами. Объединяя работу с традиционными и цифровыми видами документов, наиболее актуальным представляется преобразование школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр, способный обеспечить развитие интеллектуальных способностей ребенка и усвоением им норм общечеловеческой морали.


Работа библиотечно-информационного центра уникальна. Она не имеет границ, которыми можно было бы очертить виды деятельности.

С внедрением информационных систем и Веб-технологий в библиотеке МАНОУ «Шуховский лицей» г.Белгорода появилась возможность организовывать свою работу в новой форме. Можно назвать целый ряд новых возможностей, используемых в библиотечно-информационном центре нашем лицее.

Все процессы, связанные с основной работой БИЦ, автоматизированы, это позволило нам перейти на электронную форму документации.

В Приложении к приказу Министерства культуры РФ от 08.10.2012 N 1077 «Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» сказано: «1.5 Учет документов ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде».

Весь поступивший библиотечный фонд нашего БИЦ заносится в автоматизированную информационно-библиотечную систему «МАRK-SQL». В результате этого автоматически оформляется и распечатывается «Картотека учебников», «Книги суммарного учета», которые в конце года распечатывается и сшивается. Также это упрощает работу по формированию всевозможных Актов, справок и отчётов.

Библиотечно-информационный центр нашего лицея оснащен всей необходимой оргтехникой. Для проведения мероприятий имеется проектор и экран. В читальном зале нашего библиотечно-информационного центра есть зона для работы читателей на ноутбуках с выходом в Интернет. Имеется зона Wi-Fi. Также наши читатели имеют свободный доступ к цифровым образовательным ресурсом, которых у нас более 2500 экз.

Для повышения творческого потенциала учителей, библиотекарями лицея создана и постоянно обновляется электронная база данных «Библиотека — педагогу». В любое время педагогические работники и классные руководители могут ознакомиться с лучшими идеями, методиками, современными технологиями, педагогическими находками для изучения и использования их в своей практике.

Широко используется в работе центра собранная база фильмов, снятых по мотивам различных произведений. При знакомстве читателей с библиотекой, в ходе библиотечного урока демонстрируются мультфильмы, в которых любимые детьми персонажи рассказывается о работе библиотеки. (БУКЛЕТ) В работе с учащимися и педагогами мы стараемся использовать только ресурсы, сделанные самостоятельно работниками центра. На библиотечных уроках, конкурсах и викторинах демонстрируются только собственные презентации. (пример ПРЕЗЕНТАЦИИ «Обращение к задолжникам») Мы могли бы, конечно, использовать в своей работе уже готовые презентации, но сама работа по созданию своего мультимедийного проекта доставляет нам большое удовольствие. Также, в нашей библиотеке собран целый банк собственных малых печатных форм: буклетов, брошюр, информационных списков и т.д. Еще одной формой работы БИЦ является оформление книжных выставок. Наряду с традиционными выставками мы создаем интерактивные книжные выставки, которые демонстрируются на сайте лицея, а также на уроках и классных часах.

Наша библиотека приняла участие в областном конкурсе «Библиографию Победы пишет библиотека» и представила на конкурс свой новый проект, электронную книжную выставку «Не гаснет памяти свеча». Среди муниципальных библиотек области, библиотечно-информационный центр Шуховского лицея – единственная школьная библиотека, принявшая участие в конкурсе, стала победителем в номинации «Лучшая патриотическая виртуальная книжная выставка». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)


Еще одной победой закончилось наше участие в, казалось бы, совсем не библиотечном конкурсе на лучший методический материал по антикоррупционной тематике. Мы представили на конкурс разработку библиотечно-информационного урока «Без коррупции с детства», которая представляет собой знакомство учащихся младших классов с коррупцией в наиболее близкой их возрасту форме на примере сказочных литературных героев.


Таких участий и побед в конкурсах в нашей копилке очень много. Из каждой своей работы мы стараемся сделать яркий, интересный проект, который бы заинтересовал наших читателей.

Большой интереса наши читатели проявляют к внеклассным тематическим мероприятиям, которые проходят в нашей библиотеке:

- литературные вечера, где предлагается учащимся инсценировать эпизод различных литературных произведений;

- конкурс «Лучший читательский дневник» – к нему дети готовятся весь учебный год и летние каникулы, а в сентябре сдают в библиотеку свои шедевры, некоторые из них можно назвать просто уникальными;

- конкурс поделок «Мой любимый литературный герой» интересен тем, что в создании поделки из различных материалов, часто бывает задействована вся семья ребенка.


В условиях современного общества у детей проявляется чувство лидерства, соперничества. Детям очень важно чтобы их творческий труд заметили, они стремятся выигрывать в конкурсах, стать первыми среди сверстников. В связи с этим библиотекой лицея постоянно проводится рейтинг читаемости как внутри класса, так и по параллелям. Для этого ежемесячно формируются таблицы, где указано число посещений библиотеки по каждому ребенку и по каждому классу. Такие таблицы вывешиваются на информационных стендах лицея и в классах. Таким образом, создаются условия конкуренции. В конце учебного года мы с удовольствием награждаем большое количество лучших читателей и определяем «Читателя года» и «Лучший читающий класс».

О работе нашего библиотечно-информационного центра можно рассказывать еще очень долго. Каждый день у нас возникают новые планы и интересные проекты на реализацию которых направлены все наши силы и возможности. И, как бы не назывались наши библиотеки, главное, чтобы они были современные, то есть шли в ногу со временем. Я уверена, что с внедрением новых информационных технологий, интерес к книге и чтению не пропадет. В библиотеку, располагающую хорошим фондом литературы и современными технологиями, по-прежнему будут стремиться читатели за нужной информацией, интересной книгой и квалифицированной помощью. Такая идеальная библиотека у многих ещё только в мечтах. Мы тоже идем навстречу своей мечте, мечтая не только о реальном, но и о нереальном. Ведь мечтая, мы делаем первый шаг к цели!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!