Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя школа муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области
Модель сценария классного часа для обучающихся 3 класса
«Будущее в наших руках»
Уровень общего образования: начальное общее.
Учитель: Томкина Елена Павловна
Квалификационная категория: высшая
Модель сценария урока для 3класса «Будущее в наших руках»
Основная идея занятия – развить интерес у учащихся к происходящим позитивным переменам в регионе, дать возможность спрогнозировать свое будущее в Ульяновской области.
Цель занятия – расширить и уточнить представления младших школьников о перспективах развития Ульяновской области.
Основные задачи занятия:
формирование общего представления об особенностях социально-политического развития Ульяновской области;
развитие мышления и речи;
развитие умения аргументировать собственное мнение;
формирование у учащихся чувства гордости за свой край, воспитание ответственности за будущее региона.
Ожидаемые результаты:
В области знаний – учащиеся познакомятся с перспективами развития Ульяновской области.
В области умений – учащиеся развивают умения анализировать, обобщать и сравнивать информацию. Особое значение имеет развитие умения формулировать теоретические понятия.
В области опыта – учащиеся приобретают опыт применения отдельных операций экспертизы, проектирования и прогнозирования.
В области отношений, ценностей, внутренних установок – для учащихся становится важным, значимым чувство уважения к родному краю, малой родине.
Материально-техническое обеспечение: карта Ульяновской области, набор магнитов, цветные карандаши на столе у каждого обучающегося, мягкая игрушка, плакат «Школьный путь», альбомные листы.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, игру.
Содержательные блоки занятия:
Предлагается разработать урок (из трёх частей) на основе проблемно-рефлексивного подхода.
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Первая часть вводная, мотивационная, ее назначение – дать первые навыки системного мышления, создать условия для самовыражения учащихся, их творческой активности.
Часть 2. Основная
Во второй, информационной части урока учащиеся узнают об изменениях, планируемых в развитии Ульяновской области.
Третья, практическая часть урока посвящена проектной деятельности. В это время учащиеся самостоятельно рисуют себя в будущем. Что они будут делать, когда закончат школу? Итогом этой части урока станет выставка рисунков «Будущее в наших руках».
Часть 3. Заключение
Четвертая часть носит рефлексивный характер. Учащиеся отвечают на вопросы рефлексивного характера:
Можно ли сказать, что будущее зависит от нас?
Как я понимаю слова «Будущее в наших руках»?
Кем бы я хотел стать, какую профессию получить и почему?
Коллективная рефлексия содержания занятия способствует воспитанию ответственности за свою малую родину.
Можно организовать поездки-экскурсии в Информационный центр атомной отрасли, Детско-юношеский аэрокосмический центр «Буран», музеи и другие учреждения культуры, промышленности, которые располагаются в непосредственной вблизи от образовательной организации.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Дорогие ребята, тема урока «Будущее в наших руках».
И начнем мы урок с упражнения.
Упражнение: «Продолжи фразу». Материалы: рисунок «Школьный путь», мягкая игрушка. На доске закреплен рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, на подъеме через равные промежутки нарисованы кружки с цифрами от 1 до 11.
Учащимся предлагается продолжить фразы:
«я учился в 1 классе, мне больше всего запомнилось …»;
«во 2 классе мне хотелось бы …».
Учащиеся высказываются по кругу, передавая друг другу мягкую игрушку. Учитель помогает сформулировать мысль; если у кого-то не получается; обращает внимание на наиболее интересные высказывания.
У нашей Ульяновской области тоже есть чем поделиться с вами. ( просмотр фильма: https://youtu.be/9ghWPqcsmNM или https://youtu.be/rJ55k-roDP4 )
Часть 2. Основная: беседа о том, что наше будущее зависит от нашего прошлого.
Учитель отмечает, что все имеют большой опыт школьной жизни, и предлагает поговорить о том, что ожидают ученики от нее в дальнейшем.
– Давайте вместе попытаемся представить, что нас ждет через год, два, десять лет. А что сложнее сказать: что тебя ждет через два года или через 10 лет? Почему?
– Дальнейший школьный путь будет сложнее или легче?
Желательно подвести учащихся к тому, чтобы, отвечая, они рассматривали две стороны проблемы: хорошо – плохо, сложнее – легче.
Как пример, учащиеся могут ответить: «Сложнее, потому что больше уроков задают, сложнее предметы» или «Легче, потому что у нас будет уже большой опыт школьной жизни».
– А мы можем сделать так, чтобы нам учиться было легко?
– Что для этого нужно? Это от нас зависит?
– Какие качества нам понадобятся для успешной учебы?
Совместно с учащимися учитель называет качества, необходимые для того, чтобы хорошо учиться, и условия для хорошей учебы. А условия могут быть внешние и внутренние. Среди внутренних условий обратить внимание на желание учиться.
Следующий вопрос учителя:
«Что входит в понятие "внешние условия"?». Это школа, семья.
А что для школы внешние условия? Город, район, поселение, область и т.д.
На доске учитель рисует схему вложенных систем.
Наша жизнь зависит и от того, насколько развивается наша область, что делается в нашем селе, насколько комфортные условия создаются в школе.
– Найдем место нашей школы на карте Ульяновской области.
– Чему учит нас школа?
Обобщая ответы учащихся, можно сказать, что школа учит знанию прошлого. А еще школа учит знанию будущего, учит нас жить в изменяющемся мире.
А каким оно станет, это будущее? Это зависит от того, что есть сейчас. Я хочу вам рассказать о том, что планируется построить в Ульяновской области, что будет развиваться, какие социальные программы будут внедряться на территории области.
Учитель рассказывает о перспективах развития Ульяновской области (материал можно найти на сайте https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/15291/), и предлагает учащимся выразить свое понимание изменений с помощью рисунков.
Задание для творческой работы:
– Слушая мой рассказ, вы представляли себе разные картины. Давайте попробуем представить будущее нашей области. Предлагаю нарисовать, каким вы его видите.
После того как учащиеся справятся с заданием, каждый выходит и свой рисунок прикрепляет к доске.
Учитель предлагает оформить выставку из рисунков и совместно с учащимися формулирует название выставки «Будущее в наших руках».
При анализе рисунков на выставке учитель проводит аналогию рисунков и перспективных направлений развития Ульяновской области, обращая внимание детей на то, что будущее зависит от того, как они его представляют себе.
Часть 3. Заключительная (5-6 минут)
В конце занятия учитель организует обсуждение направлений, которые оказались самыми востребованными, интересными.
В конце урока звучит гимн Ульяновской области.
Гимн Ульяновской области: https://youtu.be/ALnx-Jc7uXY.