Анисимова Марина Геннадьевна.
Преподаватель истории и географии КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО
«Модель современного урока в контексте системно-деятельностного подхода в обучении»
Цель современного образования – научить ребенка учиться в течение всей жизни, а для этого необходимо овладеть определенными навыками – универсальными учебными действиями. Перед современным педагогом становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальными учебными действиями; формирование компетенций.
Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;· развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;· развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
В связи с обновленной системой обучения в Республики Казахстан внедряется системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. Системно-деятельностный подход стал отличным способом достижения перечисленных целей. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а умению добывать знания. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.
Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в современном обществе значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Современного ученика необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Ученик должен стать субъектом учебной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Современное образование предъявляет следующие требования к современному уроку в системе Технического и Профессионального образования :
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с студентами и умеет направлять студентов на сотрудничество с педагогом и одногруппниками;
педаго организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов;
вывод делают сами студенты;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества (исключение могут составлять группы с инклюзивной формой обучения);
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - студенты;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство педагога;
планирование обратной связи;
Структура современного урока в контексте системно-деятельностного подхода в обучении.
Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание; в идеале, цели ставят учащиеся.
В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.
Типы и виды уроков истории в контексте системно-деятельностного подхода.
№ | Тип уроков истории | Виды уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Алгоритм проектирования урока с точки зрения системно-деятельностного подхода в обучении включает приблизительно восемь аспектов.
1.
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем студентам самим формулировать цель урока.
3.
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
4.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока(применение методов и статегий)
5.
Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
6.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.1. На уроке я работал – активно/пассивно; 2. Своей работой на уроке я – доволен/не доволен; 3. Урок для меня показался – коротким/длинным; 4. Мое настроение – стало лучше/стало хуже; 5. Домашнее задание мне кажется легким/трудным и т.д.
Или рефлексия может быть проведена таким методом, как «Фразеологизмы»
7.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Н-р Эссе «Как могло пойти развитие Казахстанав 19 веке, если бы не административные реформы 1822-1824 года?»
8. Оборудование урока и ресурсы.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями и стратегиями обучения. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
Интернет-ресурсы
http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
http://www.shkola.edu.ru
http://www.pedsovet.org