«Модель реализации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на базе МАОУ СОШ № 143»
Автор работы:
Исмагилова Любовь Ивановна
Екатеринбург – 2018
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Содержание работы 5
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6
Организация этапов введения в практику МАОУ СОШ №143 работы с детьми с ОВЗ 10
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность, которая задается ценностями, задачами и методами личностного самоопределения ребёнка, имеющего ограниченные возможности, задачами профессионального и личностного роста педагога и ведет к изменению отношения участников образовательного процесса к самому себе, друг другу, к изменению образовательного пространства, деятельности в нем.
Психолого-педагогическое сопровождение решает проблему соорганизации деятельности всех участников образовательного процесса, в котором педагоги, психологи другие специалисты участвуют в разработке стратегии сопровождения ребёнка, нахождения наилучшего сочетания приспособления образовательной среды к ребёнку и ребёнка к образовательной среде.
Актуальность данной программы связана с тем, что приоритетной целью российского образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к уровню обученности детей и подростков, набору определённых знаний и навыков, оно связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно, сфера функционирования системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, она включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав обучающихся, воспитанников.
Миссией сопровождения является обеспечение доступности качественного образования для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, индивидуализация образовательного процесса, которая предполагает:
защиту прав личности ребёнка, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;
реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов;
психологическую помощь родителям и детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Цель проекта: создание психолого-педагогических условий для успешной социализации детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 143
Задачи проекта:
Организовать практику социальной адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников и взрослых.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду МАОУ СОШ № 143.
Сформировать систему содействия и психолого-педагогической помощи семьям с детьми с ОВЗ.
Реализовать педагогические технологии, развивающие базовые умения и навыки детей с ОВЗ (воображения, речи, внимания, памяти, мышления, произвольности и саморегуляции).
Организовать систему просвещения родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ в новой образовательной среде.
Расширить и обогатить навыки личностного общения детей с ОВЗ со сверстниками и взрослыми.
Основная часть Содержание работы
Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” обучающимся, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Поэтому определяющим фактором в работе с такими детьми становится восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, должен стать полноправным субъектом, соучастником образовательного процесса.
Остановимся на проблеме наличия психологических трудностей у детей с ОВЗ. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена, из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.
Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей. Детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, учащийся часто чувствует себя, социализация затруднена.
Поскольку обучение детей с ОВЗ требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе мы пытаемся создать службу для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Педагог-психолог, социальный педагог, тьютер школы должны налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку.
Педагогом-психологом разрабатывается план сопровождения детей ОВЗ на учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия. Персональный опыт педагогов требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с "особыми" потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.
На всех этапах образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.
Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:
- создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
- уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
- чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
- владеть различными технологиями реабилитации;
- формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
- психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
- консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
В работе с родителями используются анкеты, опросники и проективные рисунки направленные на совершенствование механизма реализации образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка с ОВЗ, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации. По результатам диагностики педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.
Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог - психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Организация этапов введения в практику МАОУ СОШ №143 работы с детьми с ОВЗ
Актуальность. Инклюзивный подход является основным ориентиром реформирования системы образования. Интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс, позволяет лицам с различными стартовыми возможностями находится в едином пространстве, сфере деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап целеполагания | З адача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы с детьми с ОВЗ: работа сотрудников школы в центрах содействия; создание службы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогического консилиума при образовательном учреждении и подготовка кадров. Определить перспективные направления работы службы сопровождения в образовательном учреждении; Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы сопровождения по взаимодействию с другими структурами; Определить этапы деятельности службы сопровождения. | | Ц ель: проработать модель создания школьной службы психолого-педагогического сопровождения в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы. | | Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы специалистов службы с обучающимися с ОВЗ в образовательной системе; Определить наиболее эффективные методики психодиагностики обучающихся с ОВЗ, варианты работы с обучающимися с ОВЗ; научить детей общаться друг с другом и окружающими; Провести работу по организации взаимодействия службы со всеми субъектами образования |
|
Способы организации целеполагания Изучение нормативно правовые документы регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ. Изучение опыта других организаций. Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления проблемных зон Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации |
|
Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся |
| |
Этап планирования | П ервый этап — провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы. | | Второй этап — организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении. | | Третий этап — обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального психолога, социального педагога, тьютера, дифектолога, логопеда с целью достижения положительной и устойчивой динамики развития и обучения детей с ОВЗ |
|
Алгоритм создания: разработка и реализация проекта внедрения в практику ОО службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; разработка и принятие документов, обеспечивающих работу с детьми с ОВЗ; формирование команды специалистов по работе с детьми с ОВЗ; разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке; анализ деятельности и корректировка, определение путей развития. |
Структура и организация деятельности. В образовательной организации необходимо принять положение о адаптированной образовательной программе, создать школьный психолого-педагогический консилиум, написать приказы и возложить обязанности на специалистов школы работающих с детьми с ОВЗ. |
|
Результат этапа планирования: службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ |
|
|
Этап реализации | Примерный перечень документация: приказ директора школы о создании психолого-педагогического консилиума; Положение о адаптированной образовательной программе; должностная педагога-психолога, социального педагога, тьютора, дифектолога, логопеда; формы обращений в консилиум; журнал регистрации поступивших обращений; программа сопровождения учащихся с ОВЗ; программа занятий; план работы (на неделю, год). | | Основная задача: Создание модели школьной службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе | | Возможные подходы 1.Профилактический подход. 2.Воспитательный (педагогический) подход. 3. Коррекционный подход. |
|
Основные формы работы 1.Создание безбарьерной среды учреждения 2.Адаптированная образовательная программа 3. индивидуальные планы развития детей с ОВЗ. 4. инклюзивная социальная образовательная среда |
|
Результат этапа реализации: функционирующая модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ |
|
Этап рефлексии | Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью | | О сновная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью | | Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога |
|
Способы организации этапа рефлексии |
|
Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности (успешности, результативности) |
|
Этап коррекции | З адача администрации: содействие в определении способов коррекции | | Основная задача: сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки | | Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним |
|
Способы организации этапа коррекции «банк идей»; вопросы разного характера, беседа, и т.д. |
|
Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ |
Заключение
В настоящее время инклюзивное образование становится значимым, за период с 2011 по 2013 года были разработаны нормативно-правовые документы, ориентированные на инклюзию. Инклюзия позволяет ребенку с ОВЗ равноправно участвовать в обществе сверстников. В образовательной организации необходимо создание специальных условий:
безбарьерная среда учреждения,
подготовленные педагогические кадры к работе с детьми ОВЗ,
адаптированная образовательная программа,
индивидуальные планы развития детей,
инклюзивная социальная образовательная среда.
Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолог-медики-педагогический консилиум школы. Его создание является одним из условий инклюзивного образования.
Технология сопровождения ребенка с ОВЗ заключается:
В формировании базовых предпосылок учебной деятельности.
В социальной адаптации ребенка в учебной деятельности.
В формировании бытовых функций.
В развитии общих способностей.
На данный момент в образовательной организации создается:
Разработка адаптированной образовательной программы.
Разрабатываются инклюзивные рабочие программы.
Разрабатывается пакет документов ПМППк для сопровождения детей с ОВЗ.
Разработка карт ребенка с ОВЗ.
Разработка схем индивидуальных маршрутов ребенка с ОВЗ.
Разработка плана консультаций для родителей.
Список литературы
1. О защите прав ребенка : закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ. URL: http://base.garant.ru/21086014/
2. Об образовании в Свердловской области : закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ URL: http://base.garant.ru/21074339/
3. О реализации статей 21 и 23 областного закона «О защите прав ребенка» : постановление Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 г. № 1004-ПП. URL: http://base.garant.ru/21086767/
4. Комплексная программа «Доступная среда» Свердловской области на 2014-2020 годы. Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» : постановление Правительства Свердловской области от 22 января 2014 г. № 23-ПП. URL: http://mkso.ru/data/File/invalidi/23-PP-10-04-2017.pdf
5. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» : постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919-ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/429094102 24
6. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 30 октября 2017 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. с изм. от 01 мая 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
8. Указ президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
9. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года».
10. Приказ Правительства Свердловской области от 17 июля 2017 г. № 364 «Об организации работы по реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детейинвалидов».