СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель обучения «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии в системе ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена технология "перевёрнутый класс": понятие, структура, принцип реализации. Описана роль педагога и обучающегося во время работы на уроке. Проведен сравнительный анализ традиционной классно-урочной системы и технологии "перевёрнутый класс". Выявлены слабые стороны данной системы. Сделаны выводы

Просмотр содержимого документа
«Модель обучения «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии в системе ФГОС»

Модель обучения «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии в системе ФГОС


Петрушкина Татьяна Александровна

Преподаватель

ОГБПОУ «Томский индустриальный техникум»


ФГОС рекомендует наряду с существующей классно-урочной формой работы реализовывать новые методы обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе к обучению. Одним из таких методов является модель обучения «перевёрнутый класс».

Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции и лежит в основе «перевёрнутого обучения».

Темпы развития облачных технологий, неограниченные возможности облачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.

Для «перевернутого обучения» используются научно-популярные видеолекции, водкасты - видеолекции, созданные самим преподавателем, презентации.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это видеолекция, которую её создатель рассылает через интернет.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы обучающиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.

Перевернутый класс (Flipped Class) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

  • просмотр видеолекции/презентации;

  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;

  • прохождение тестов либо выполнение заданий на начальное усвоение темы.

Технология «перевернутый класс» относится к смешанной форме обучения, поскольку в ней применяется традиционная классно-урочная система и обучение с использованием дистанционных форм.

Реализация электронного обучения осуществляется вне учебного заведения: преподаватель должен предоставить доступ к электронным образовательным ресурсам, таким как, видеоуроки, презентации, расположенные в электронном дневнике, на личном сайте преподавателя, на общедоступных образовательных сайтах (http://videouroki.net, http://infourok.ru/, http://interneturok.ru), в социальных сетях (ВК), на Google диске или Yandex диске. Обучающиеся должны ознакомиться с новой темой самостоятельно дома.

Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы преподавателя, выполнить задание и т. д. Самостоятельная работа дома должна подразумевать анализ изучаемого материала.

На уроке преподаватель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов. Но сначала нужно провести опрос обучающихся для того, чтобы проверить степень осмысления материала.

Практическая часть урока состоит из нескольких этапов. Например:

1 этап - постановка проблемы. Это вопрос, на который обучающиеся вместе с преподавателем должный найти ответ. Например, тема урока «Систематизация информации». Постановка проблемы: «почему люди систематизируют накопленную информацию?»

2 этап - формирование гипотез. Обучающиеся предлагают гипотезы для решения проблемы, т.е. варианты ответов на поставленный вопрос. Например:

1) Человек систематизирует информацию для удобного поиска.

2) Человек систематизирует информацию для быстрого поиска.

3) Человек систематизирует информацию для того, чтобы нагляднее её представить и быстрее запомнить.

3 этап – разработка способов проверки гипотез и их осуществление. Чаще всего для проверки гипотез применяют теоретическое обоснование или экспериментальное доказательство.

Рассмотрим пример экспериментального доказательства.

Обучающимся предлагается для ознакомления электронный документ с объёмным текстом, включающим в разных местах перечисления объектов. Затем преподаватель просит перечислить эти объекты и назвать их количество. Конечно, обучающиеся выполнят задание, но на это уйдет много времени, поскольку нужно сначала найти эти фрагменты в тексте, затем внимательно сосчитать. Далее преподаватель предлагает оформить эти перечисления объектов нумерованным списком и вновь перечислить их и подсчитать количество. Обучающиеся справляются с заданием гораздо быстрее.

4 этап – формулирование вывода: подтвердились ли гипотезы.

В нашем примере обучающиеся совместно с преподавателем делают вывод: человек систематизирует информацию для удобного и быстрого поиска. Гипотеза подтвердилась.

При построении обучения по модели «перевёрнутый класс» преподаватель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Для данной технологии подойдут только те темы, по которым у обучающихся уже есть начальные знания или жизненный опыт.

Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся компьютера (смартфона, планшета) с выходом в Интернет.

Ценность «перевернутых классов» состоит в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где обучающиеся могут обсудить содержание теоретического материала, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности.

«Перевёрнутый класс» инвертирует традиционные методы преподавания: обучающиеся изучают материал дома, а домашнюю работу выполняют на уроке.

При работе по технологии «перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами).

«Перевёрнутый класс» - это творческая работа. Для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но позволяют получить какую-то интересную информацию.

«Перевёрнутый класс» позволяет создавать на уроке ситуацию открытого общения, позволяет каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности. Данная технология не сработает в тех случаях, когда обучающийся не проявляет интереса к самообучению или совсем не мотивирован.

Роль преподавателя в данной технологии остается ведущей, но его деятельность направлена на координацию действий обучающихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности.

Технология «Перевернутый класс» дает возможность преподавателю освободить на уроке время для общения с обучающимися, больше внимания можно уделять тем студентам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные студенты будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одногруппников.


Таблица - Сравнительная характеристика форм обучения

Традиционная классно-урочная

«Перевёрнутый класс»

После объяснения новой темы на уроке остается мало времени для отработки изученного материала

Преподаватель располагает большим временем для разъяснения обучающимся трудных разделов

Некоторые обучающиеся не выполняют домашнее задание, поскольку не поняли материал на уроке. Отдельные обучающиеся для выполнения домашнего задания пользуются готовыми решениями

Традиционное домашнее задание выполняется в классе при поддержке преподавателя

Проверить домашнее задание у всех обучающихся на уроке не всегда получается

Больший охват обучающихся для проверки заданий

Применяется для изучения как абсолютно новых, так и для знакомых тем

Может применяться только для тех тем, по которым у обучающихся уже есть начальные знания или жизненный опыт

Студенты изучают материал одновременно, но скорость усвоения у всех разная. Более «сильные» студенты вынуждены ждать более «слабых».

Может сложиться такая ситуация, что более «слабые» студенты не признаются в том, что не смогли понять материал. В результате тема останется плохо изученной

Позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Те, кто всё понял, переходят к следующей теме. Те, кто не понял, тратят чуть больше времени на понимание

Теоретический материал в изложении преподавателя доступен только во время урока

Теоретический материал в изложении преподавателя доступен всегда. Лекции можно посмотреть онлайн, даже если обучающийся долго болел или не смог быть на уроке

Родители могут ознакомиться с материалом только из учебника

Родители могут ознакомиться с материалом онлайн и помочь ребёнку лучше подготовиться к занятию

Родители могут оценить умение преподавателя объяснять только со слов ребёнка

Родители могут увидеть, как преподаватель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка

Видеоматериал можно посмотреть только на уроке

Есть возможность неоднократно смотреть видеоматериал


Слабые стороны технологии «перевёрнутый класс»

1) Не все обучающиеся обязательны. Некоторые могут не смотреть лекции. Нет никаких гарантий, что обучающимся понравится такая форма обучения, и они согласятся так работать.

2) Преподавателям приходится создавать видеоролики либо иные материалы по темам, которые можно было бы рассказать устно без дополнительных затрат времени.

При работе с технологией «перевёрнутый класс» преподаватель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в курсе, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят. Если содержательно уроки по технологии «перевёрнутый класс» ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» не будет. Именно поэтому от обычной классно-урочной системы полностью уйти нельзя.

Список используемой литературы:

  1. Черенцова Надежда Александровна [Электронный ресурс] URL https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/03/26/master-klass-na-temu-pedagogicheskie-priyomy

  2. Богданова Диана. Перевернутый урок. [Электронный ресурс] URL:http://detionline.com/assets/files/journal/11/prakt11.pdf

  3. Харитонова Мария Владимировна. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-it.ru/attachments/article/1920/kharitonova_mv_khabarovsk_fest14.pdf

  4. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/02/27/tipy-i-vidy-urokov

  5. Перевернутый класс: технология обучения XXI века [Электронный ресурс] URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka

  6. Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России [Электронный ресурс] URL: https://mel.fm/shkola/928534-flipped_classroom

  7. Активные методы обучения. Технология «Перевернутый класс» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-tehnologiya-perevernutiy-klass-1942256.html


Скачать

© 2021 289 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!