СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель игрового задания в рамках межпредметного интегрированного погружения по теме «ломоносов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вовлечение обучающихся в особую образовательную среду – процесс, требующий создания особых условий для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. Игровые задания в рамках деловой игры дают возможность  участникам «прожить» некоторое время в изучаемой теме, самостоятельно находить и анализировать информацию с точки зрения интересующего каждого участника ракурса.

Деловую игру «Ломоносов» классифицируем как тематическую операционную игру, способствующую отработке конкретных специфических операций (создание видеорепортажа, видеоотчета).

Деловая игра «Ломоносов» направлена на развитие командно-деловой, творческой, проектной, коммуникативной видов деятельности обучающихся и способствует формированию универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«Модель игрового задания в рамках межпредметного интегрированного погружения по теме «ломоносов»»


МОДЕЛЬ ИГРОВОГО ЗАДАНИЯ В РАМКАХ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОГРУЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЛОМОНОСОВ»


Вхождение России в мировое образовательное пространство, развивающиеся глобализационные процессы интеграции во всех сферах жизни человечества выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Под интеграцией в образовании понимаем соединение по принципу семиотической противоположенности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.

Методологическое значение понятия интеграции станет более явным, если сопоставить его с тем представлением, которое уже существует в педагогическом сознании. "Интеграция,- как утверждают И.Д.Зверев и В.Н.Максимова,- есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем".

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Л. С. Выготского, А.Я. Данилюка, И.Д. Зверева, В. Н. Максимовой, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Необходимость выстраивания взаимосвязей связи между отдельными учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения: очевидна актуальность усвоения разноуровневых и разноплановых понятий обучающимися, осуществление логической связи с подобными научными категориями.

Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих погружению. Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда.

Вовлечение обучающихся в особую образовательную среду – процесс, требующий создания особых условий для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. Игровые задания в рамках деловой игры дают возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой теме, самостоятельно находить и анализировать информацию с точки зрения интересующего каждого участника ракурса.

Деловую игру «Ломоносов» классифицируем как тематическую операционную игру, способствующую отработке конкретных специфических операций (создание видеорепортажа, видеоотчета).

Деловая игра «Ломоносов» направлена на развитие командно-деловой, творческой, проектной, коммуникативной видов деятельности обучающихся и способствует формированию универсальных учебных действий

Личностные УУД:

-установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

-нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Регулятивные УУД:

-целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование учебной цели (рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий);

-информационный поиск (смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения);

знаково-символические действия (выполняют функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; переход во внутренний умственный план; формирования обобщенных знаний; виды знаково-символических действий: замещение, кодирование/декодирование, моделирование).

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества;

лидерство и согласование действий с партнером;

умение слушать и слышать.

Кроме формирования универсальных учебных действия средствами деловой игры «Ломоносов», ставилась задача развития надпредметных компетенций, а именно: способностей целеполагания, самоорганизации, видения объекта, осуществления эксперимента.

Разрабатывая и реализуя в образовательном процессе деловую игру «Ломоносов», с обучающимися 8-11 классов Самарского областного лицея-интерната мы поставили педагогические задачи:

1. познакомить обучающихся с алгоритмом исследовательской работы;

2. сформировать умение работать с различными видами информации.

За две недели до проведения деловой игры (понедельник) проводится заседание творческой группы учителей во главе с директором, где обсуждается основная идея игры. На следующий день (вторник) проводится совещание со всеми учителями, на котором формулируются задания для подготовки мероприятия. Через 3 дня (пятница) на очередном совещании учителей обсуждаются творческие задания. За три дня (вторник) до начала игры проводится совещание классных руководителей и старост класса, где выдается конкретное домашнее задание.

Организация игры включила в себя три этапа (подготовительный, основной, заключительный) и строилась следующим образом:

Задачи обучающихся на подготовительном этапе игры:

-познакомиться с правилами групповой работы и общения, определить правила групповой работы для своего класса;

-познакомиться с командными ролями;

-познакомиться со структурой НИИ через средства информационных технологий;

-определить отделы и их состав (например, отдел «Физика и астрономия» - 4 человека пофамильно);

-оформить кабинет в виде НИИ, подобрать название, девиз;

-познакомиться с видами репортажей;

-познакомиться с биографией М.В. Ломоносова.

После выполнения первого задания распределялись следующие командные роли:

1. Организатор - ответственный за принятие решений, ведет споры.

2. Генератор идей – выдает новые идеи, предлагает нестандартные.

3. Исследователи ресурсов – собирают материал, работают с источниками информации.

4. Оценщик – отвечает за критерии оценки.

5. Исполнитель – «рядовой» сотрудник команды.

6. Сценарист – отвечает за написание сценария, видеорепортаж.

7. Оператор – ведет съемку.

8. Монтажер – готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку.

В день проведения игры проводится линейка, на которой каждому классу выдается задание.

В подготовительном этапе проводится первичная диагностика (на одном из учебных занятий при реализации схожих форм деятельности обучающихся).

В основном этапе реализуется игровой сюжет и игровые задания.

В заключительном этапе подводятся итоги и проводится итоговая диагностика.

Игровой сюжет

В мае 2014 года в Стокгольме (Швеция) состоится всемирный форум ученых. Для участия каждому НИИ необходимо направить в оргкомитет видеорепортаж о достижениях российского ученого М.В. Ломоносова. Самые содержательные видеоролики будут демонстрироваться в форуме.

Задание № 1.

Работа в отделах НИИ – 40-50 мин. Познакомиться с информацией, выполнить практические задания. По своему направлению подготовить видеоотчет (не более 1 мин).

Задание № 2.

Подготовка видеорепортажа о достижениях российского ученого М.В. Ломоносова (3-4 мин) – 40-50 мин.

Репортаж - это такой жанр, к которому прибегает журналист, когда хочет рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая и визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист – обязательно участник или очевидец происходящего.

Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Жанр предполагает также монолог автора и комментарии очевидцев. Используются различные стилистические средства для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора – основное связующее звено. Задача репортажа – не только воссоздать картину события. Но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию. Образная картинка – обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей. Репортаж может включать интервью с очевидцами.

Материалы к деловой игре.

Труды Ломоносова в области физики и астрономии (учитель – Полежаев Роман Геннадьевич, первая квалификационная категория)

В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно-кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленными Ломоносовым.

В работе Ломоносова «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», написанной в начале 40-х годов, излагались впервые основы кинетической теории тепла. «Теплота тел состоит во внутреннем их движении», — писал учёный. И далее он пояснял: «Внутреннее движение как величина может увеличиваться и уменьшатся, почему разные степени теплоты определяются скоростью движения собственной материи... Для произведения любой степени теплоты достаточна та или иная скорость движения материи. Теплота тел состоит во вращательном движении монад собственной материи».

Рассматривая различные формы движения материи и её мельчайших частиц, Ломоносов делил ихна три вида: поступательное движение, колебательное и коловратное (вращательное). Тепловое движение частиц материи он относил к категории вращательного движения. «Теплота состоит во внутреннем вращательном движении связанной материи», — утверждал учёный.

В работах о причине теплоты Ломоносов рассматривал весьма важный вопрос о границах скоростей теплового движения мельчайших частиц материи. Он не ограничивал максимальную скорость этого движения, однако нижним пределом считал полное отсутствие теплового движения в материи. По мнению учёного, «нельзя представить себе такую большую скорость движения, чтобы мысленно нельзя было представить себе другую, ещё большую. Это по справедливости относится, конечно, и к теплотворному движению, поэтому невозможна высшая и последняя степень теплоты как движения. Наоборот, то же самое движение может настолько уменьшиться, что тело достигает, наконец, состояния совершенного покоя и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя ступень холода, которая должна состоять в полном прекращении вращательного движения частиц».

Таким образом, Ломоносов высказал мысль о существовании абсолютного нуля, т. е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи. Однако, подчёркивал он, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, «всё, что нам кажется холодным, лишь менее тёпло, чем наши органы чувств. Так, самая холодная вода ещё тепла, так как лёд, в который вода замёрзает на более сильном морозе, холоднее её, т. е. менее тёпел». Молекулярно-кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также и на внеземные объекты, объяснив на её основе процесс передачи тепла от Солнца на Землю.

Одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты Ломоносов создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха. 2 сентября 1748г. Ломоносов представил Академическому собранию специальную диссертацию "Опыт теории упругости воздуха", в которой доказывал, что давление воздуха объясняется не какой-то особой «расширительной силой», а движением частиц самого воздуха, имеющих форму шариков с шероховатой поверхностью.

В своих физических исследованиях Ломоносов уделял большое внимание изучению и объяснению световых явлений, а также теории цветообразования.

Рассматривая гипотезы о сущности явлений света и цветообразования, Ломоносов отдавал предпочтение взглядам Декарта. Подобно Декарту, Ломоносов считал, что мировое пространство, в котором происходят световые явления, заполнены эфиром. Световые явления осуществляются посредством движения мельчайших частичек эфира, говорил Ломоносов. Однако частицы эфира, как и корпускулы всех других тел материального мира, могут иметь движение трёх видов: поступательное, вращательное и колебательное. Какое же из них способно возбуждать и передавать поток света?

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.

Ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, Ломоносов обнаружил световой ободок вокруг Венеры.

Эффект увидели многие наблюдатели, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».

Наряду с исследованиями явлений теплоты и света Ломоносов уделял большое внимание изучению электрических явлений. Русский учёный объяснял электричество так же, как явления теплоты и света, движением мельчайших частичек эфира.

Ломоносову принадлежат несколько работ, посвящённых исследованию атмосферного и статического электричества. Первые исследования он начал вместе со своим другом академиком Г. В. Рихманом, трагически погибшим 26 июля 1753г. при изучении грозового разряда. 31 мая 1753г. Ломоносов писал И. И. Шувалову: "Без всякого чувствительного грому и молнии происходили от громовой машины сильные удары с ясными искрами и с треском, издалека слышным, что ещё нигде не примечено и с моею давнею теорией о теплоте и с нынешнею об электрической силе весьма согласно...". По существу в этих строках изложено сообщение об открытии электрического поля в атмосфере.

Задания:

  1. Исследуйте и представьте главные достижения М.В. Ломоносова в данной области знания.

  2. Определите размер одной молекулы подсолнечного масла, используя только:

мерный стакан (мензурка), пипетку, линейку, стакан с водой, подсолнечное масло.


Труды Ломоносова в области языка и литературы (учитель – Литвиненко Ирина Анатольевна, первая квалификационная категория)

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем учении «Российская грамматика» (1755). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю
           Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю.  «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, например, обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда). 

К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

«Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях». 

«Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения. 

«Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.

Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение и доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

Задания:

  1. Исследуйте и представьте главные достижения М.В. Ломоносова в русском языке и риторике.

  2. Найдите и прочитайте оду М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Представьте определение оды. Напишите оду собственного сочинения о М.В. Ломоносове, продекламируйте.


Труды Ломоносова в области математики (учитель – Горячева Ольга Васильевна, первая квалификационная категория)

Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, — писал ученый, — «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после».

В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae («Элементы математической химии», на латыни. Критерием истины в математической химии являются математическое доказательство, вычислительный эксперимент и сравнение результатов с экспериментальными данными. Важнейшую роль в математической химии играет математическое моделирование.

Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности.

Задания:

  1. Какие труды в области математики были созданы М.В. Ломоносовым? Как он оценивал её роль в своих трудах по другим наукам?

  2. Решите задачи из учебников эпохи М.В. Ломоносова, сформулируйте их условие и прокомментируйте решение на современном языке.

Задача 1.

Купил некто трех сукон 106 аршин (1 аршин примерно 71.12 см), единого взял 12-ю аршин больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего взято было?

Задача 2.

Некий человек на вопрос, сколько он имеет денег, ответил: «Аще придатся к моим деньгам только же, елико имам, и полстолика, и три четверти и две трети, и убавится из всего 50 рублёв, и тогда будет у меня 100 рублёв», и ведательно есть, колико той человек имяше денег?

Задача 3.

Один путник идёт от града в дом, а ходу его будет 17 дней, а другой от дому в оград тот же путь творяше, может пройти в 20 дней, оба же сии человека пойдошаво един и тот же час от мест своих, и ведательно есть, в колико дней сойдутся?


Труды Ломоносова в области химии (учитель – Орлова Лариса Юрьевна, высшая квалификационная категория)

Ломоносов считал химию своей «главной профессией», причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», - писал он.

Ломоносов же еще в 1745 году, составляя план химической лаборатории, выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие химически чистых веществ и реактивов.

Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие “пробные весы в стеклянном футляре”, пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в переводе на современные меры, 0.0003 грамма.

Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. В труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763 г.) он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения. Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время) — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.

Ломоносов обратил внимание (1756 г.) на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил (1741-1750 гг.) основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие. Развивая атомистические представления, он впервые высказал мнение о том, что тела состоят из «корпускул», а те в свою очередь из «элементов». 

М.В. Ломоносов изучал растворимость солей при разных температурах, исследовал влияние электрического тока на растворы солей, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Он проводил различие между процессом растворения металлов в кислоте, сопровождающимся химическими изменениями, и процессом растворения солей в воде, происходящим без химических изменений растворяемых веществ. Создал различные приборы (вискозиметр, прибор для фильтрования под вакуумом, прибор для определения твердости, газовый барометр, пирометр, котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях), достаточно точно градуировал термометры.

Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы был открытый и экспериментально подтвержденный Ломоносовым закон сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье (1743—1794). Предложенный Ломоносовым всеобщий закон природы включает в себя и закон сохранения энергии, вошедший в науку лишь в середине XIX века: «Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Задания:

«Волшебная логика»

Время на выполнение задания – 5 минут.

  1. Вследствие нагревания карбоната свинца (II) PbCO получили оксид свинца (II) массой 22,3 г и углекислый газ массой 4,4 г. Вычислите массу разложившегося карбоната свинца (II) PbCO. Процессу соответствует уравнение химической реакции

PbCO= PbO + CO

Если сделаете правильный расчет, то сумма всех цифр ответа составит число 15.

  1. Вследствие нагревания оксида серебра AgO получили 43,2 г серебра и 3,2 г кислорода. Вычислите массу оксида серебра, если процессу соответствует реакция

2AgO= 4Ag + O

Если задание будет выполнено правильно, то сумма цифр ответа будет равна 14.

  1. В пробирке смешали серу массой 8 г с железом. После реакции образовался сульфид железа (II) массой 22 г. Вычислите массу железа, вступившего в реакцию. Процессу соответствует уравнение реакции

Fe + S = FeS

В случае правильного решения сумма всех цифр ответа будет равна 5.

  1. Вследствие разложения оксида меди (II) массой 44,4 г получили 32 г меди. Вычислите массу кислорода, полученного при этом, если процессу соответствует уравнение

2СuO= 2Cu + O

В случае правильного решения сумма всех цифр ответа будет равна 7.


Экспериментальная часть

Так как у нас нет практической возможности изготовить настоящее стекло, предлагаем Вам «сымитировать» процесс изготовления мозаики.

В вашем распоряжении имеется силикатный клей и пищевые красители. С их помощью на листе бумаги создайте эмблему Вашего научно-исследовательского института.


На заключительном этапе проведения игры в лекционном зале проводится просмотр созданных видеороликов, их обсуждение и итоговое анкетирование.

Содержание основной анкеты следующее:

1. Формулирование обучающимися цели исследования (способность целеполагания):

репродуктивная цель — 1 балл; познавательная цель — 2 балла; исследовательская цель — 3 балла;

реалистичность цели, возможность ее проверки — дополнительно 1 балл;

ценность, значимость цели — дополнительно 1—2 балла;

емкость, полнота цели — дополнительно 1—2 балла.

2. Планирование деятельности (способность к самоорганизации):

нет плана — 0 баллов;

план простой из 2—3 пунктов — 2 балла;

план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов — 3 балла.

3. Отыскание фактов об объекте (способность видения объекта):

найдено и записано 0—3 факта — 0 баллов;

найдено и записано 4—7 фактов — 2 балла;

найдено и записано более 8 фактов — 3 балла.

Кроме того, за каждый оригинальный и необычный факт — по 1 баллу.

4. Опыты (медиаопыты ) - (способность осуществить эксперимент):

выполнен 1 опыт с рисунком и(или) видеоматериалом — 1 балл;

выполнено 2 и более опыта (медиаопыта) — 2 балла и т.д.

За каждый новый полученный в опыте факт — по 1 баллу.

Диагностика показала следующие результаты:

Таблица 1

Динамика развития способностей целеполагания, самоорганизации, видения объекта, осуществления эксперимента

Высокий уровень сформированности способностей (13-18 баллов) (%)

Средний уровень сформированности способностей (7-12 баллов) (%)

Низкий уровень сформированности способностей (0-6 баллов) (%)

До игры

После игры

До игры

После игры

До игры

После игры

18

27,8

23,6

25,2

58,4

47


Таким образом, итоговая диагностика показала улучшенные показатели развития способностей целеполагания, самоорганизации, видения объекта, осуществления эксперимента

Кроме того, обучающиеся оценивали качество собственного участия в деловой игре, отвечая на следующие вопросы:

  1. Определи цель своего участия в деловой игре.

  2. Что научился делать в процессе деловой игры.

  3. Что узнал нового.

  4. Где тебе может пригодиться полученный опыт.

Результаты качества участия в деловой игре показали, что развивающую цель своего участия выявляют 59,3% обучающихся; приобретение новых умений в процессе деловой игры отмечают 42,4% обучающихся; приобретение новых знаний – 73,2% обучающихся; перспективность приобретенного опыта участия в игре осознают 44,3% обучающихся.

Надеемся, что наш опыт заинтересует директоров образовательных организаций, их заместителей и учителей всех категорий как перспективный элемент образовательной системы, отвечающий современным требованиям и подходам к обучению.


Список использованных источников и литературы

  1. Волович Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы / Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова.- Казань: ИССО РАО, 1997.-104 с.

  2. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987. 180 с.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!