СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многозначность художественных образов в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Многозначность художественных образов в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок".

Просмотр содержимого документа
«"Многозначность художественных образов в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок".»

Многозначность художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»   Открытый урок учителя русского языка и литературы1 категории Эзегьянц Елены Павловны

Многозначность художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»

Открытый урок учителя русского языка и литературы1 категории Эзегьянц Елены Павловны

Цели урока :   Образовательные . познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»; выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения; дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней; учиться выразительному чтению стихотворения.  Развивающие. создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся.  Воспитательные. способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Цели урока :

Образовательные .

познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»;

выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;

дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней;

учиться выразительному чтению стихотворения.

Развивающие.

создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся.

Воспитательные.

способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей;

воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Рефлексия предыдущего урока На предыдущем уроке мы познакомились со стихотворением «Парус». - Какие чувства, какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Выразительное чтение наизусть.

Рефлексия предыдущего урока

На предыдущем уроке мы познакомились со стихотворением «Парус».

- Какие чувства, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Выразительное чтение наизусть.

Универсальные учебные действия Личностные : воспитание чувства любви к русской литературе; развитие стремления к речевому и общекультурному самосовершенствованию. Метапредметные:  -совершенствование владения всеми видами речевой деятельности; -развитие умения работать с информацией, находить её в тексте, анализировать, делать выводы.

Универсальные учебные действия

Личностные :

  • воспитание чувства любви к русской литературе;
  • развитие стремления к речевому и общекультурному самосовершенствованию.

Метапредметные:

-совершенствование владения всеми видами речевой деятельности;

-развитие умения работать с информацией, находить её в тексте, анализировать, делать выводы.

Универсальные учебные действия Предметные : учить анализировать художественное произведение, оценивать героев, осознавать ключевые проблемы творчества М.Ю.Лермонтова,  -владеть литературоведческой терминологией ;  совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом. Коммуникативные : задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственную мысль, высказывать свою точку зрения Регулятивные : -развитие навыков работы в группе, -организация самостоятельной деятельности

Универсальные учебные действия

Предметные :

  • учить анализировать художественное произведение, оценивать героев, осознавать ключевые проблемы творчества М.Ю.Лермонтова,
  • -владеть литературоведческой терминологией ;
  • совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом.

Коммуникативные :

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственную мысль, высказывать свою точку зрения

Регулятивные :

-развитие навыков работы в группе,

-организация самостоятельной деятельности

Актуализация знаний - Что видите на рисунке? -Что можно сказать о нем? -Напишите несколько слов о вашем отношении к листку . Что у вас получилось? -Как вы думаете, как связано творчество Лермонтова и листок, о котором мы говорили? -Есть ли что то общее между образом листка и образами из стихотворений «Парус», «На севере диком» Парус, сосна , пальма и листок одиноки

Актуализация знаний

- Что видите на рисунке?

-Что можно сказать о нем?

-Напишите несколько слов о вашем отношении к листку . Что у вас получилось?

-Как вы думаете, как связано творчество Лермонтова и листок, о котором мы говорили?

-Есть ли что то общее между образом листка и образами из стихотворений «Парус», «На севере диком»

Парус, сосна , пальма и листок одиноки

Какой теме будет посвящен урок? - познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок».  -Нам предстоит выявить главную идею стихотворения.  - Выявить авторскую позицию.  -Понять в чем состоит нравственная ценность стихотворения,  - какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Какой теме будет посвящен урок?

- познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». -Нам предстоит выявить главную идею стихотворения. - Выявить авторскую позицию. -Понять в чем состоит нравственная ценность стихотворения, - какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

-              - Можно ли с первого раза разобраться в стихотворении?  - Лучше понять поэта?  - Увидеть художественно-изобразительные средства, которые использовал поэт в этом стихотворении? Я предлагаю вам побыть исследователями творчества М.Ю.Лермонтова и проанализировать это стихотворение Изучающее чтение

-

- Можно ли с первого раза разобраться в стихотворении?

- Лучше понять поэта?

- Увидеть художественно-изобразительные средства, которые использовал поэт в этом стихотворении?

Я предлагаю вам побыть исследователями творчества М.Ю.Лермонтова и проанализировать это стихотворение

Изучающее чтение

Ваши впечатления от услышанного и прочитанного? Назовите ключевые образы стихотворения Чинара - персидское название платана, высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии Дубовый листок - Одинаков ли мир существования этих образов? - Как называется такой приём?
  • Ваши впечатления от услышанного и прочитанного?
  • Назовите ключевые образы стихотворения

Чинара - персидское название платана, высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии

Дубовый листок

  • - Одинаков ли мир существования этих образов?
  • - Как называется такой приём?
АНТИТЕЗА  (греч. ’Αντίθεσις, противоположение)  — выразительное средство художественного текста, состоящеее в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Листок – чинара Пылен и желт – сынам свежим Бурей гонимый – солнцем любима

АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — выразительное средство художественного текста, состоящеее в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.

Листок – чинара

Пылен и желт – сынам свежим

Бурей гонимый – солнцем любима

Дубовый листок Чинара

Дубовый листок

Чинара

Дубовый листок Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой Чинара Укатился, жестокою бурей гонимый Лексическая цепочка Засох, увял, странник Молодая Прижался С ней шепчется ветер, ветви лаская Приюта молит Поют ей райские птицы С тоскою глубокой Листья изумрудные Бедный листочек Сынам свежим Солнцем любима Пылен и желт Ветви раскинула на просторе Пришелец докатился до Черного моря

Дубовый листок

Лексическая цепочка

Оторвался от ветки родимой

Чинара

Укатился, жестокою бурей гонимый

Лексическая цепочка

Засох, увял, странник

Молодая

Прижался

С ней шепчется ветер, ветви лаская

Приюта молит

Поют ей райские птицы

С тоскою глубокой

Листья изумрудные

Бедный листочек

Сынам свежим

Солнцем любима

Пылен и желт

Ветви раскинула на просторе

Пришелец

докатился до Черного моря

Дубовый листок Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой ассоциации Чинара Укатился, жестокою бурей гонимый Несчастный Лексическая цепочка Одинокий ассоциации Засох, увял, странник Молодая Прижался Бесприютный С ней шепчется ветер, ветви лаская Красавица Безоблачная жизнь Приюта молит Скиталец Поют ей райские птицы С тоскою глубокой Листья изумрудные Равнодушная Бедный листочек Самодовольная Сынам свежим Солнцем любима Пылен и желт самовлюбленная Ветви раскинула на просторе Пришелец докатился до Черного моря

Дубовый листок

Лексическая цепочка

Оторвался от ветки родимой

ассоциации

Чинара

Укатился, жестокою бурей гонимый

Несчастный

Лексическая цепочка

Одинокий

ассоциации

Засох, увял, странник

Молодая

Прижался

Бесприютный

С ней шепчется ветер, ветви лаская

Красавица

Безоблачная жизнь

Приюта молит

Скиталец

Поют ей райские птицы

С тоскою глубокой

Листья изумрудные

Равнодушная

Бедный листочек

Самодовольная

Сынам свежим

Солнцем любима

Пылен и желт

самовлюбленная

Ветви раскинула на просторе

Пришелец

докатился до Черного моря

Какие средства художественной выразительности поэтического текста вы знаете?   Какие средства художественной выразительности поэтического текста вы знаете?   эпитет метафора олицетворение

Какие средства художественной выразительности поэтического текста вы знаете?

Какие средства художественной выразительности поэтического текста вы знаете?

эпитет

метафора

олицетворение

Дубовый листок Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. ассоциации Оторвался от ветки родимой ( олицетворение ) Чинара Несчастный Укатился, жестокою бурей гонимый ( олицетворение ) Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. Одинокий Засох, увял, странник ( метафора ) Молодая ( эпитет ) ассоциации Прижался ( олицетворение ) Красавица Бесприютный С ней шепчется ветер, ветви лаская ( олицетворение ) Скиталец Приюта молит ( олицетворение ) Безоблачная жизнь Поют ей райские птицы ( олицетворение ) С тоскою глубокой ( эпитет ) Листья изумрудные ( эпитет ) Равнодушная Бедный листочек ( эпитет ) Сынам свежим ( метафора : листья – сыны чинары) Самодовольная Пылен и желт ( эпитет ) Солнцем любима ( олицетворение ) самовлюбленная Пришелец ( метафора ), докатился до Черного моря ( олицетворение ) Ветви раскинула на просторе ( олицетворение )

Дубовый листок

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

ассоциации

Оторвался от ветки родимой ( олицетворение )

Чинара

Несчастный

Укатился, жестокою бурей гонимый ( олицетворение )

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

Одинокий

Засох, увял, странник ( метафора )

Молодая ( эпитет )

ассоциации

Прижался ( олицетворение )

Красавица

Бесприютный

С ней шепчется ветер, ветви лаская ( олицетворение )

Скиталец

Приюта молит ( олицетворение )

Безоблачная жизнь

Поют ей райские птицы ( олицетворение )

С тоскою глубокой ( эпитет )

Листья изумрудные ( эпитет )

Равнодушная

Бедный листочек ( эпитет )

Сынам свежим ( метафора : листья – сыны чинары)

Самодовольная

Пылен и желт ( эпитет )

Солнцем любима ( олицетворение )

самовлюбленная

Пришелец ( метафора ), докатился до Черного моря ( олицетворение )

Ветви раскинула на просторе ( олицетворение )

Какова идея стихотворения? Лермонтовский листок – символ одиночества человека в безразличном мире В стихотворении выявляется автобиографический момент изгнанничества. Оно проникнуто темой бесцельного существования, отрыва от корней и преждевременного взросления лермонтовского поколения...

Какова идея стихотворения?

Лермонтовский листок – символ одиночества человека в безразличном мире В стихотворении выявляется автобиографический момент изгнанничества. Оно проникнуто темой бесцельного существования, отрыва от корней и преждевременного взросления лермонтовского поколения...

Домашнее задание -Как вы думаете, продолжится ли странничество листка? Написать сочинение – продолжение

Домашнее задание

-Как вы думаете, продолжится ли странничество листка?

Написать сочинение – продолжение

Рефлексия урока Поставленные цели деятельности на уроке - познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок».  -Нам предстоит выявить главную идею стихотворения.  - Выявить авторскую позицию.  -Понять в чем состоит нравственная ценность стихотворения,  - какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Рефлексия урока

Поставленные цели деятельности на уроке

- познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». -Нам предстоит выявить главную идею стихотворения. - Выявить авторскую позицию. -Понять в чем состоит нравственная ценность стихотворения, - какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!