СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многолетние тренировки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о многолетних тренировках

Просмотр содержимого документа
«Многолетние тренировки»

Многолетние тренировки

Цели многолетней тренировки определяются необходимостью воспитания гармонически развитого подрастающего поколения, укрепления его здоровья и достижения высокого уровня спортивных результатов. Исследованию многолетней подготовки спортсменов посвящено значительное количество работ.

Существующее мнение о вреде занятия спортом ошибочно. Такое мнение складывается из-за недостатков в планировании тренировочного процесса и привлечения к достижению результатов высшего уровня спортсменов, не обладающих достаточными физическими и психическими возможностями. Конкретные цели многолетней тренировки определяются в значительной степени мнением самого спортсмена и его родителей, а также тренерами и спортивными функционерами.

В процессе многолетней тренировки последовательно решаются
задачи по овладению двигательными навыками в избранном спорте,
укреплению здоровья и закаливанию, проведению базовой подготовки и переходу к специальной тренировке.

Адаптационные процессы в многолетней тренировке в основном определяются тренировочными воздействиями, индивидуальными генетическими факторами и социальными условиями. Значительную
роль играет последовательность применения тренировочных средств на различных этапах подготовки. В многолетней подготовке могут
быть ошибки. Известно, например, что интенсивные тренировочные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств,
одновременно могут привести к увеличению массы тела спортсмена и ухудшению гибкости. В свою очередь, это ведет к ухудшению экономичности и эффективности движений. В некоторых случаях эти изменения могут быть необратимы и привести к замедлению увеличения длины тела и изменению пропорций. Преждевременное применение упражнений для повышения анаэробных возможностей и скоростной выносливости на начальных этапах подготовки может привести к замедлению развития аэробных возможностей.

При планировании многолетней тренировки необходимо учитывать «запас времени», т. е. время от начала тренировки до возраста
наивысших достижений. Запас времени различен у мужчин и женщин и существенно зависит от индивидуальных данных. С возрастом и накоплением тренировочного стажа значительно может меняться соотношение антропометрических и физиологических данных. Существенное значение имеет биологический возраст. В последние годы благодаря совершенствованию методов тренировки повысился возраст наивысших достижений. На крупнейших соревнованиях выдающиеся результаты показывают спортсмены с возрастом, превышающими 28 -30 лет.

В каждом виде спорта в зависимости от возрастной группы задачи
на этапах подготовки формируются по-разному. В то же время в них
есть много общего. Ниже на примере спортивного плавания определены спортивно-педагогические задачи по этапам многолетней подготовки и возрасту.

 В младшем школьном возрасте (девочки 6 — 9 лет, мальчики 6 — 11 лет) решаются следующие задачи:

1) изучение техники различных способов плавания, стартов и поворотов,
2) всестороннее физическое развитие,
3) начало базовой тренировки с преимущественным развитием
аэробных возможностей,
4) мотивация юных спортсменов для занятия спортивным плаванием.

Объем годичной нагрузки постепенно повышается от 300 до 600 км в год, уровень результатов к концу этапа близок к 3-му разряду, равному 1.16,0 на 100 м у юношей и 1.25,0 у девочек, что соответствует нижней границе «коридора» вероятного достижения результатов высокого уровня. Выполнение данного норматива возможно
при начале занятий с детьми с 6 — 7 лет и ранее. Учитывая краткосрочность данного этапа, целесообразно наряду с обучением включать элементы базовой тренировки с постепенным увеличением годового объема с применением дистанционной параметрической тренировки аэробной направленности.

 В предпубертатном периоде (девочки 9 — 12 лет, мальчики 11—14 лет) проводится базовая подготовка юных спортсменов.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной зоне, энергетической производительности,
2) начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне,
3) начало совершенствования силовой выносливости и скоростносиловых качеств,
4) совершенствование гибкости,
5) начало психологической и тактической подготовки.

К концу данного периода спортсмены должны приблизиться или достигнуть результатов, близких к КМС – на 100 м для мальчиков 56 — 57,0, для девушек 1.03,0 — 1.04,0, что соответствует нижней границе
«коридора». Годичный объем достигает 1000 - 1200 км. Следует обратить внимание, что в предпубертатном периоде наблюдается самая высокая скорость увеличения длины и массы тела. Мощность, которую развивает пловец на дистанции по отношению к начальной, возрастает в 2 - 3 раза.

 В пубертатном периоде (девушки 12 — 14 лет, юноши 14 — 15 лет) спортсмены проходят этап начальной специализации. Здесь целесообразно разделить спортсменов на спринтеров и стайеров и вести их подготовку раздельно.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной и смешанной
аэробно-анаэробной зоне с учетом специализации спортсменов,
2) совершенствование скоростно-силовых качеств и силовой выносливости с учетом специализации спортсменов,
3) совершенствование гибкости с учетом избранного основного
способа плавания,
4) формирование индивидуальной техники плавания,
5) индивидуальная волевая и психологическая подготовка.

К концу данного периода пловцы достигают необходимого уровня результатов, близкого к мастеру спорта. На 100 м у юношей результаты 52,0 — 53,0, у девушек 60,0 — 61,0 с. На дистанции 400 м у юношей 4.06,0 — 4.18,0, у девушек 4.26,0 — 4.30,0. Общий годовой объем нагрузки достигает 1400 — 1500 км.

 В период завершения биологического созревания (девушки 14 — 18 лет, юноши 15 — 22 года) осуществляется наибольшая реализация потенциальных возможностей спортсмена.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной, смешанной и
гликолитической анаэробной зоне с учетом специализации,
2) индивидуализированная силовая подготовка, включающая совершенствование силовой и скоростно-силовой выносливости, развитие
максимальных силовых качеств в различных режимах деятельности,
3) индивидуальное совершенствование гибкости,
4) индивидуальное совершенствование техники,
5) индивидуальная психологическая подготовка.

К концу указанного периода спортсмены приближаются к высокой реализации своих потенциальных возможностей. При выполнении оптимальной программы подготовки и динамики результатов по
вероятностному «коридору» спортсмены могут выйти на уровень мировых достижений. К концу данного периода спортсмены приближаются по годовому объему нагрузки, характерному для пловцов высокого уровня. Объем нагрузки спринтеров достигает 1800 — 2000 км, специализирующихся на средние дистанции – 2200 — 2400 км, пловцов-стайеров – до 2800 км.

Многолетние тренировки

Цели многолетней тренировки определяются необходимостью воспитания гармонически развитого подрастающего поколения, укрепления его здоровья и достижения высокого уровня спортивных результатов. Исследованию многолетней подготовки спортсменов посвящено значительное количество работ.

Существующее мнение о вреде занятия спортом ошибочно. Такое мнение складывается из-за недостатков в планировании тренировочного процесса и привлечения к достижению результатов высшего уровня спортсменов, не обладающих достаточными физическими и психическими возможностями. Конкретные цели многолетней тренировки определяются в значительной степени мнением самого спортсмена и его родителей, а также тренерами и спортивными функционерами.

В процессе многолетней тренировки последовательно решаются
задачи по овладению двигательными навыками в избранном спорте,
укреплению здоровья и закаливанию, проведению базовой подготовки и переходу к специальной тренировке.

Адаптационные процессы в многолетней тренировке в основном определяются тренировочными воздействиями, индивидуальными генетическими факторами и социальными условиями. Значительную
роль играет последовательность применения тренировочных средств на различных этапах подготовки. В многолетней подготовке могут
быть ошибки. Известно, например, что интенсивные тренировочные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств,
одновременно могут привести к увеличению массы тела спортсмена и ухудшению гибкости. В свою очередь, это ведет к ухудшению экономичности и эффективности движений. В некоторых случаях эти изменения могут быть необратимы и привести к замедлению увеличения длины тела и изменению пропорций. Преждевременное применение упражнений для повышения анаэробных возможностей и скоростной выносливости на начальных этапах подготовки может привести к замедлению развития аэробных возможностей.

При планировании многолетней тренировки необходимо учитывать «запас времени», т. е. время от начала тренировки до возраста
наивысших достижений. Запас времени различен у мужчин и женщин и существенно зависит от индивидуальных данных. С возрастом и накоплением тренировочного стажа значительно может меняться соотношение антропометрических и физиологических данных. Существенное значение имеет биологический возраст. В последние годы благодаря совершенствованию методов тренировки повысился возраст наивысших достижений. На крупнейших соревнованиях выдающиеся результаты показывают спортсмены с возрастом, превышающими 28 -30 лет.

В каждом виде спорта в зависимости от возрастной группы задачи
на этапах подготовки формируются по-разному. В то же время в них
есть много общего. Ниже на примере спортивного плавания определены спортивно-педагогические задачи по этапам многолетней подготовки и возрасту.

 В младшем школьном возрасте (девочки 6 — 9 лет, мальчики 6 — 11 лет) решаются следующие задачи:

1) изучение техники различных способов плавания, стартов и поворотов,
2) всестороннее физическое развитие,
3) начало базовой тренировки с преимущественным развитием
аэробных возможностей,
4) мотивация юных спортсменов для занятия спортивным плаванием.

Объем годичной нагрузки постепенно повышается от 300 до 600 км в год, уровень результатов к концу этапа близок к 3-му разряду, равному 1.16,0 на 100 м у юношей и 1.25,0 у девочек, что соответствует нижней границе «коридора» вероятного достижения результатов высокого уровня. Выполнение данного норматива возможно
при начале занятий с детьми с 6 — 7 лет и ранее. Учитывая краткосрочность данного этапа, целесообразно наряду с обучением включать элементы базовой тренировки с постепенным увеличением годового объема с применением дистанционной параметрической тренировки аэробной направленности.

 В предпубертатном периоде (девочки 9 — 12 лет, мальчики 11—14 лет) проводится базовая подготовка юных спортсменов.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной зоне, энергетической производительности,
2) начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне,
3) начало совершенствования силовой выносливости и скоростносиловых качеств,
4) совершенствование гибкости,
5) начало психологической и тактической подготовки.

К концу данного периода спортсмены должны приблизиться или достигнуть результатов, близких к КМС – на 100 м для мальчиков 56 — 57,0, для девушек 1.03,0 — 1.04,0, что соответствует нижней границе
«коридора». Годичный объем достигает 1000 - 1200 км. Следует обратить внимание, что в предпубертатном периоде наблюдается самая высокая скорость увеличения длины и массы тела. Мощность, которую развивает пловец на дистанции по отношению к начальной, возрастает в 2 - 3 раза.

 В пубертатном периоде (девушки 12 — 14 лет, юноши 14 — 15 лет) спортсмены проходят этап начальной специализации. Здесь целесообразно разделить спортсменов на спринтеров и стайеров и вести их подготовку раздельно.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной и смешанной
аэробно-анаэробной зоне с учетом специализации спортсменов,
2) совершенствование скоростно-силовых качеств и силовой выносливости с учетом специализации спортсменов,
3) совершенствование гибкости с учетом избранного основного
способа плавания,
4) формирование индивидуальной техники плавания,
5) индивидуальная волевая и психологическая подготовка.

К концу данного периода пловцы достигают необходимого уровня результатов, близкого к мастеру спорта. На 100 м у юношей результаты 52,0 — 53,0, у девушек 60,0 — 61,0 с. На дистанции 400 м у юношей 4.06,0 — 4.18,0, у девушек 4.26,0 — 4.30,0. Общий годовой объем нагрузки достигает 1400 — 1500 км.

 В период завершения биологического созревания (девушки 14 — 18 лет, юноши 15 — 22 года) осуществляется наибольшая реализация потенциальных возможностей спортсмена.

Задачи:
1) совершенствование выносливости в аэробной, смешанной и
гликолитической анаэробной зоне с учетом специализации,
2) индивидуализированная силовая подготовка, включающая совершенствование силовой и скоростно-силовой выносливости, развитие
максимальных силовых качеств в различных режимах деятельности,
3) индивидуальное совершенствование гибкости,
4) индивидуальное совершенствование техники,
5) индивидуальная психологическая подготовка.

К концу указанного периода спортсмены приближаются к высокой реализации своих потенциальных возможностей. При выполнении оптимальной программы подготовки и динамики результатов по
вероятностному «коридору» спортсмены могут выйти на уровень мировых достижений. К концу данного периода спортсмены приближаются по годовому объему нагрузки, характерному для пловцов высокого уровня. Объем нагрузки спринтеров достигает 1800 — 2000 км, специализирующихся на средние дистанции – 2200 — 2400 км, пловцов-стайеров – до 2800 км.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!