СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Много дум я в тишине продумал» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящён творчеству С. А. Есенина

Просмотр содержимого документа
««Много дум я в тишине продумал» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)»

Сценарий литературно-музыкальной композиции

к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина


Сивцева Ирина Николаевна, педагог-библиотекарь

МБОУ «Сунтарская СОШ № 1 им. А. П. Павлова»


Цели: раскрыть и углубить знания учащихся о личности и творчестве Сергея Есенина.

Задачи: познакомить учащихся с лирикой поэта, обратить внимание на его любовь к родине и к родной природе.

Оборудование: презентация «Много дум я в тишине продумал», книжная выставка по творчеству поэта, аудиозапись стихотворений.



Звучит фоновая музыка романс на стихи С. Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу»


Ведущий: Можно по-разному толковать обстоятельства жизни Сергея Есенина и оценивать масштаб его таланта, так или иначе относиться к легендам о его безвременной трагической гибели. Бесспорно одно: творчество Есенина необычайно оригинально, а сам он стал ярчайшей из звезд в русской поэзии ХХ века.

В 1924 году автобиография поэта помещалась на 2-3 страничках. Давайте попробуем прочесть её… в стихах.


Стихи «Мой путь»

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.


Ведущий: «Я родился в 1895 г. 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой крестьянин, Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна»


«Матушка в Купальницу по лесу ходила»


Ведущий: «Нянька – старуха приживальщица… рассказывала мне сказки… которые слушают и знаю все крестьянские дети. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».


«Бабушкины сказки»

Ведущий: «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»


«Письмо деду»

Ведущий: Из этих строк видно, что будущий поэт рос в атмосфере русской народной поэзии: волшебных сказок и грустных народных песен.

«Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.

Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учёбы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковно-славянского языка… Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее перешёл к Пушкину. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».


«Ночь»

Ведущий: Первые стихи Есенина очень мелодичны, напевны, эмоциональны. Даже в обычном произношении стихов поются. Неудивительно, что многие стихи были положены в музыку.

Осенью 1913 г. Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет Университета Шанявского, где проучился полтора года, слушая лекции по истории, логике, философии, политэкономике, литературе. В январе 1914 г. состоялся дебют поэта. В журнале «Мирок» было напечатано стихотворение «Берёза».


«Берёза»


Ведущий: «Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил приехать меня к нему.

Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница».


«Край любимый! Сердцу снятся»


Ведущий: Поэт Клюев, уже известный в писательских кругах, стал втягивать Есенина в литературную жизнь столицы. В богатых петроградских салонах Клюев «в прическе горшком, с подстриженной бородкой, в чёрном кафтане – изображавший степенного мужика», и Есенин, одетый в белую, расшитую крестиком рубаху, с непременной гармошкой в руках, демонстрировали «близость к народу».

Однако личность и мироощущение молодого поэта не соответствовали навязанной ему роли.

Максим Горький прочитав вышедшую из печати «Радуницу» сказал: «Когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик…»

«Сыплет черёмуха снегом»


Ведущий: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии».


«Я покинул родимый дом…»


Ведущий: Со своей будущей женой Зинаидой Райх Есенин встретился летом 1917 г. в одной из редакций. Вскоре обвенчались и отправились в путешествие: Мурманское побережье, Архангельск, Соловки… Осенью они вернулись в Петроград. Но в 1918 г. Есенин и Зинаида Райх расстались.


Романс «Не жалею, не зову, не плачу». (Фоно)


Ведущий: «1921 г. Я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании. После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому».

«Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж… это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.»

У поэта были свои представления о свободной и счастливой жизни. Он мыслил очищение души через возвращение к тому, что было ему дорого и близко.

«Эта улица мне знакома…» (фоно)

«Я снова здесь, в семье родной»


Ведущий: В 20-е годы Сергей Есенин создал свои наиболее значительные произведения. Он осваивает эпические формы, пишет поэмы «Анна Снегина», цикл лирических стихов «Персидские мотивы».


Из цикла «Персидские мотивы».

«Никогда я не был на Босфоре»


Ведущий: «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить…

Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определённой какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово».


Романс «Отговорила роща золотая» фоно


Ведущий: «Вот и всё то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Но я думаю, мне пока ещё рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и моё творчество ещё впереди. 1924 20/VI».


«Много дум я в тишине продумал» (фоно)


Ведущий: Имя Есенина будет всегда почитаемо и любимо. Стихи его зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, искренни и правдивы. Они для нас являются не только источником радости, но и фактором большой нравственной силы, ибо в их основе лежит высокая человечность.


Литература:

  1. 1С: Познавательная коллекция. Энциклопедия. С. А. Есенин: произведения, библиография, статьи [электронный ресурс] // ЗАО «1С», 2010 г.

  2. Есенин С. А. Избранное/С.А. Есенин. – М.: Просвещение, 1986 г. – 255 с.

  3. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 5 класс"

  4. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 9 класс"

  5. Павлова Т. П., Шаповалова Н. М. «Жизнь как факел» (литературно-музыкальный вечер по творчеству С. Есенина) // Библиотека школы. – 2015. - № 9. - С. 25-37

  6. Черникова Т. В. «Живите так, как вас ведёт звезда…» // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 5. – С. 39-44


















































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!