СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МКОУ «Сиртичская СОШ», МО «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Азот и его свойства» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: Создание условий для усвоения  знаний учащихся о аммиаке и его свойствах.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся знания о строении и составе  молекулы аммиака, о физических и химических свойствах аммиака в связи со строением молекулы, об особенностях образования ковалентной связи в ионе аммония, о сущности процесса окисления аммиака.

Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся умение находить взаимосвязь строения молекулы аммиака и его физических и   химических свойств, умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР.

Воспитательные: Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Планируемые результаты

Предметные. Знать состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, получение и области применения.

Метапредметные. Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм.

Личностные. Ответственное отношение к учению.

Оборудование:

  • прибор для наблюдения растворения NH3 в Н2О: круглодонная колба, наполненная NH3; штатив, простоквашница с Н2О, фенолфталеин.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ «Сиртичская СОШ», МО «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Азот и его свойства» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич»

МКОУ «Сиртичская СОШ»,

МО «Табасаранский район»


Открытый урок химии в 9 классе

по теме: «Азот и его свойства»

Разработал и провел урок - учитель биологии и химии

Шихбабаев Артур Шихбабаевич



Дидактическая цель: Создание условий для усвоения знаний учащихся о аммиаке и его свойствах.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся знания о строении и составе молекулы аммиака, о физических и химических свойствах аммиака в связи со строением молекулы, об особенностях образования ковалентной связи в ионе аммония, о сущности процесса окисления аммиака.

Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся умение находить взаимосвязь строения молекулы аммиака и его физических и химических свойств, умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР.

Воспитательные: Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Планируемые результаты

Предметные. Знать состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, получение и области применения.

Метапредметные. Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм.

Личностные. Ответственное отношение к учению.

Оборудование:

  • прибор для наблюдения растворения NH3 в Н2О: круглодонная колба, наполненная NH3; штатив, простоквашница с Н2О, фенолфталеин.

  • прибор для демонстрации горения NH3: пробирка с газоотводной трубкой (с КМnО4), пробирка с аммиачной водой; две спиртовки, штатив для пробирок; демонстрационный штатив (2 шт.); лучинка, спички.

  • прибор для демонстрации каталитического окисления NH3: свежеприготовленный Сr2О3; ложечка для сжигания веществ; круглодонная колба с аммиачной водой (с пробкой); штатив, спиртовка, спички.

  • раствор NH3; лакмус, фенолфталеин, метилоранж, держалка для пробирок, демонстрационный штатив, спички, спиртовка.

к. НС1; 2 полоски фильтровальной бумаги.

Ход урока:


1. Опрос:

Три ученика работают на доске:

- нарисовать схему строения атомов N и P. В чем сходство и различие в электронном строении этих атомов, как изменяются окислительные свойства по п/гр;

- окислительные и восстановительные свойства азота на примере взаимодействия азота с водородом и кислородом. Сравнить условия протекания этих реакций, дать их характеристики;

- домашнее упражнение №3 (стр. 111):

2NO + O2 2NO2 + Q

Реакция: гомогенная, обратимая, некаталитическая, экзотермическая, ОВР.

Смещение равновесия: а) добавлять исходные вещества, отводить продукт;

б) понижать температуру (+ Q) ; в) повышать давление (3V → 2V).

Устный опрос:

- какой тип связи в молекуле азота?

- в каком виде встречаются азот в природе?

- почему в природе больше свободного азота и меньше связанного?

- как получают азот в промышленности?

- какие степени окисления характерны для азота?

(-3; 0; +1; +2; +3; +4; +5)

низшая высшая

- какая степень окисления азота в аммиаке NH3? Чем может выступать NH3 в окислительно –восстановительных реакциях?

(с.о. -3. т.к. с.о. низшая, то азот может только отдавать ē более электроотрицательным неМе, т.е. будет проявлять восстановительные свойства)

2. Изучение нового материала.

Вопрос: почему азот называют элементом, без которого невозможна жизнь?

Ответ: азот входит в состав белков, которые являются строительным материалом всех живых организмов.

В атмосфере содержится 78% азота, но усваиваться живыми организмами может только химически связанный азот. Техническое решение проблемы «связывания» азота с водородом во многом решило проблему урожайности полей. Понять эту взаимосвязь химии азота и проблем урожая можно, изучив одно из ценных соединений азота – аммиака (нитрид Н).

а) Состав и строение молекулы аммиака

Вопрос: сколько ē затрачивает атом N на образование связей с атомами Н в молекуле аммиака?

Вопрос: какого характера связи в молекуле аммиака?





H+1 N-3 H+1



H+1





Молекула аммиака имеет пространственное строение, она представляет собой треугольную пирамиду (тетраэдр), валентный угол 1070, в результате чего молекула аммиака полярна.

1070 . .

N -δ

H+δ H+δ

H+δ

б) Физические свойства аммиака.

Вопрос: какие физические свойства следует ожидать у аммиака, исходя из его состава и строения?

Аммиак легко снижается, а при испарении жидкого аммиака происходит сильное охлаждение → его применяют в некоторых холодильных установках.

Демонстрационный эксперимент – растворение аммиака в воде.










Круглодонную колбу наполнить NH3 (б), для этого 10-15 минут пропускать NH3 в колбу. Закрыть колбу пробкой с газоотводной трубкой, конец которой закрыть зажимом. Впустить воду – 1 каплю в (в) колбу → резкое растворение NH3 → фонтан малинового цвета (а), т.к. вода была с небольшим количеством фенолфталеина.

в) Химические свойства: Для аммиака характерны две группы химических свойств. Первая группа характеризует восстановительные свойства NH3 – это реакции окисления.Вторая группа обусловлена способностью аммиака образовывать ион аммония NH4+.

Окисление аммиака.

Данная реакция в зависимости от условий идет в разных направлениях. В отсутствии катализатора образуется молекулярный азот и водяной пар.

KMnO4

O2



NH4OH

Нагреть KMnO4 , после начала выделения О2 нагреть NH4OH, поджечь у отверстия пробирки → горение голубым пламенем.

В оптимальных условиях удается получить выход NO до 98%. Т.е. применяя тот или иной катализатор можно изменять направление реакции. Поэтому говорят, что катализаторы обладают избирательным действием.

Катализаторы – вещества, увеличивающие скорость реакции или меняющие ее направление.

Демонстрационный опыт.


Сr2O3 В качестве катализатора свежеприготовленный Cr2O3 (разложение бихромата аммония (NH4)2 Сr2O7). Нагреть Сr2O3 в ложечке для сжигания веществ, постукивая пальцем по ложечке, всыпать его в колбу – «огненный дождь».

Конц. NH3·Н2О

Учащиеся рассматривают окислительно-восстановительную реакцию:

Химические реакции, связанные с образованием иона аммония.


В аммиаке у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая может участвовать в образовании еще одной ковалентной полярной связи между атомами N и катионом водорода (Н+) по донорно-акцепторному механизму:


H+1 +

. . ↓

H+1 N-3 H+1 + H+1 → О-2 ← H+1 → H+1 → N-3 ← H+1 + ОН-

H+1

H+1 ион аммония щелочная среда раствора


Происходит химическое взаимодействие при растворении NH3 в Н2О – протон от воды перемещается к аммиаку вследствие «перетягивания» его азотом, у которого большая, чем у кислорода, отрицательная с.о. Азот – донор ē пары (от латинского donare – дарить); H+ - акцептор ē пары (acceptor – приемщик).

..

NH3 + Н2+ О NH3·H2O гидроксид аммония, нашатырный спирт.

Демонстрационный опыт:

В пробирке нагреть аммиачную воду, к которой предварительно добавить фенолфталеин. Наблюдается исчезновение малиновой окраски, т.к. аммиак улетучивается, а в пробирке остается вода. При нагревании равновесие смещается влево, т.к. с повышением t0 растворимость газов понижается.

NH3 + Н2О NH3·H2O

Рефлексия урока:

Узнали ли вы что-то новое для себя?

Что оказалось трудным, что лёгким?

Домашнее задание: §25;





рекомендации

Учитель химии теперь уже не просто источник информации, и обучить - не главная его цель. Он должен стать для школьника проводником в мир знаний, опорой в становлении личности. Он в своей деятельности не может ограничиваться только лишь стремлением выдать набор законов и формул, научить решать задачи, составлять уравнения химических реакций. Необходимо создать такие условия, чтобы у школьников возникла мотивация к изучению химии, чтобы они сами захотели узнавать новое. Для этого нужно, прежде всего, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Сухое изложение теории, непонятные знаки и символы вызывают неприятие даже у взрослого человека. Подростки же в силу своих физиологических особенностей не способны подолгу концентрировать внимание на одном объекте, быстро утомляются и теряют интерес к предмету.

С этой целью учителю приходится обращаться к различным образовательно-педагогическим технологиям, апробированным школьной практикой и приводящим к положительным результатам. мы предлагаем в качестве «универсального» использовать эвристический метод, который дает возможность каждому ученику получить, открыть или сконструировать собственное знание об объекте и при этом неизбежно проявляет и развивает свои собственные возможности;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!