СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миссионерская школа при Богодуховском стане

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особо остро перед комиссией по доработке проекта Богодуховского учебного заведения стояла проблема официального оформления школы как второклассной, а не двухклассной, как считалось официально. По сообщению Оренбургского епархиального наблюдателя церковных школ священника М.М. Немечика, воспитанники Богодуховской школы крайне недовольны тем, что они после окончания курса начальной школы, пробыв еще 3-4 года в миссионерской школе, получают свидетельство лишь об окончании ими двухклассной школы, что им не дает право быть учителями хотя бы школы грамоты[1]. В этой ситуации крайне необходимо было решить вопрос о том, где епархиальному комитету Православного миссионерского общества найти средства для содержания преподавательского состава, предписываемого для второклассной инородческой школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Миссионерская школа при Богодуховском стане»

Особо остро перед комиссией по доработке проекта Богодуховского учебного заведения стояла проблема официального оформления школы как второклассной, а не двухклассной, как считалось официально. По сообщению Оренбургского епархиального наблюдателя церковных школ священника М.М. Немечика, воспитанники Богодуховской школы крайне недовольны тем, что они после окончания курса начальной школы, пробыв еще 3-4 года в миссионерской школе, получают свидетельство лишь об окончании ими двухклассной школы, что им не дает право быть учителями хотя бы школы грамоты1. В этой ситуации крайне необходимо было решить вопрос о том, где епархиальному комитету Православного миссионерского общества найти средства для содержания преподавательского состава, предписываемого для второклассной инородческой школы. При официальном оформлении Богодуховской школы как второклассной на оплату труда учительского состава необходимо тратить, по расчетам протоиерея М.М. Немечика, не 660 рублей, а 2360 рублей в год; а также увеличить жалование заведующему школой до 1200 рублей в год. Единственный источником нахождения комитетом недостающих средств о. М.М. Немечик видел в соединении Макарьевского и Александровского миссионерских станов Кустанайского уезда Тургайской области в один, что предполагало передачу Александровской миссионерской школы в ведение Оренбургского епархиального училищного Совета. Александровская школа являлась двухклассной. Ее содержания – 3500 рублей в год – как раз бы хватило для обеспечения официального перевода Богодуховской школы в разряд второклассной и превращения ее в инородческую учительскую школу2.

В 1907 году проблема приобретения Богодуховской школою официального статуса второклассного учебного заведения не была решена, несмотря на то, что Александровский стан из-за нехватки денежных средств был закрыт и его миссионерская школа перешла в разряд церковно-приходских3.

С 1907 года продолжилась та же тенденция в развитии Богодуховской школы – фактически соответствовать второклассной инородческой миссионерской школе. Именно так – по факту – именовалась школа в отчетах епархиального комитета Православного миссионерского общества в 19084, 19105 годы, тогда как епископ Феодосии (Олтаржевский) в отчете по епархии за 1911, 1913, 1914 годы отмечал неоднозначность положения Богодуховской школы6, только в 1912 году он назвал ее второклассной, без уточнения официального ее положения7.

С целью практической подготовки воспитанников школы к учительской деятельности, с 1907 года при Богодуховском стане была открыта начальная церковно-приходская школа с тремя отделениями, где воспитанники старшего класса второклассной школы получали практику преподавания всех предметов школьного курса8. С ноября 1909 года при стане существовал ремесленный класс. Помещался он в собственном здании, построенном на средства Оренбургского Михаило-Архангельского братства, и содержался за его счет. Цель открытия класса – подготовка учеников второклассной школы к самостоятельному преподаванию столярного и токарного ремесла в начальной школе. Учителем ремесла состоял Оренбургский мещанин Николай Звягинцев, хорошо знающий свое дело; жалования получал 25 рублей в месяц, при готовой квартире, отоплении и освещении. Преподавание проводилось по особой программе, результаты обучения получались вполне удовлетворительные. В отчете о деятельности Богодуховского стана за 1914 год отмечалось, что после пятичасового умственного труда физический труд для учеников школы являлся истинным удовольствием и отдыхом, не говоря уже о пользе занятий физическим трудом для здоровья учащихся, они полезны были также и в воспитательном отношении, так как приучали детей к постоянному труду и отучали от праздности9.

С 1911 года заведующим станом и школою был священник Николай Краморенко, окончивший курс учительской семинарии и Миссионерские курсы при Казанской духовной академии по татарскому отделу; он же состоял законоучителем школы и преподавателем татарского языка, вероучения и обличения ислама. Старшим учителем с 1911 года был Михаил Пушкин; вторым – с 1913 года – Иван Кузнецов; и третьим, с того же времени, – Гавриил Петров; все трое окончили курс церковно-учительской школы. Учебные предметы по программе второклассных школ были распределены между преподавателями: старший учитель преподавал русский и славянский языки и дидактику, второй – арифметику, геометрию, физику, естествоведение, гигиену и чистописание; третий – русскую историю и церковное пение; он же состоял учителем образцовой школы и регентом школьного хора. К 1913/14 учебному году Богодуховская миссионерская, школа имела полный трехклассный состав, требуемый программами второклассных школ; сверх того, в первом и втором классах преподавался татарский язык, а в третьем – вероучение и обличение ислама10.

Учебниками, учебными пособиями и книгами для внеклассного чтения учащихся школа была обеспечена в достаточном количестве. Из периодических изданий выписывались следующие журналы: «Кормчий», «Православный благовестник», «Церковные ведомости», «Оренбургские Епархиальные ведомости», «Русская школа», «Божия Нива», «Родник», «Солнышко», «Воспитание и обучение», «Природа и люди», «Мирок». Школьной библиотекой заведовал старший учитель Михаил Пушкин11.

В 1913 году епископ Феодосий (Олтаржевский) отмечал, что прогрессивно увеличивается число желающих из инородцев поступить в Богодуховскую школу12. К началу 1913/1914 учебного года всех воспитанников в школе было 62, к концу – тоже 62, в том числе в I классе – 22, во II классе – 19, в III классе – 8, и. в образцовой школе – 13; из них из интернов – 56, приходящих – 6. По народностям учащиеся распределялись так: русских – 33, нагайбаков – 24, мордвы – 5 и калмыков – 113. При школе имелось общежитие для 40 учащихся (на 1913/14 год); из них 29 содержались на синодальные средства и 15 – на средства местного Епархиального Комитета Миссионерского Общества14.

В 1915 году епархиальный комитет Православного миссионерского общества в отчете о своей деятельности за 1914 год высказал пожелания «о скорейшем преобразовании Богодуховской школы или в школу с четырехлетним курсом, или же, еще лучше, в церковно-учительскую миссионерскую, с целью, с одной стороны, дать выход ее питомцам из того затруднительного положения (в смысле приискания места службы), в котором очутились они с упразднением школ грамоты, и в видах приготовления, с другой, правоспособных кандидатов для замещения церковно- и священнослужительских мест в инородческих приходах епархии, в которых жатва и доныне воистину многа, но делателей мало. И чем скорее это будет сделано, тем для дела христианского просвещения края лучше». Судя по докладу епископа Мефодия (Герасимова) обер-прокурору Святейшего Синода, к 1917 году Богодуховская школа все же стала официально второклассной церковно-учительской миссионерской школой епархии, притом, единственным подобным учебным заведением на всю Оренбургскую губернию15. Спустя 10 лет, к началу драматических событий в империи, кардинально изменивших положение Русской православной церкви, учебное заведение Богодуховского стана приняло ту форму, какая планировалась в проектах 1903 – 1907 годов.

Деятельность Богодуховского миссионерского стана оказалась крайне необходимой для инородческих приходов Оренбургской губернии, прежде всего нагайбакских, особенно после изменений в миссионерской деятельности Русской Церкви, произошедших вследствие издания Высочайшего Манифеста от 17 апреля 1905 года о свободе вероисповедания. По епархиальным отчетам фиксируется, что после 1905 года «татары открыто начали проповедовать свою веру среди нагайбаков»16. В этой ситуации для Оренбургской внешней миссии стала особенно важна специальная подготовка священников и учителей для служения в инородческих приходах. Именно эта задача и была первостепенной в деятельности Богодуховского миссионерского стана и учебного заведения при нем. Всего за время существования школы (данные на конец 1914 года) в ней окончили курс около 85 человек; из них один стал священником в переселенческом приходе Тургайской области, другой продолжил учебу в Оренбургской пастырско-миссионерской школе, несколько человек стали псаломщиками в инородческих приходах, а остальные занимали учительские должности в русско-татарских школах или в школах православных инородцев – нагайбаков и чуваш. К ним, как к людям своим, вышедшим из их среды, инородцы относились с большим уважением и доверием, нежели к тем, кто не знал их язык и обычаи17.

По мнению Е.М. Есиковой: «учебно-воспитательная работа Богодуховского миссионерского стана с инородческим подрастающим поколением, подготовка кадров, необходимых для миссии среди крещеных, но еще не утвердившихся в вере инородцев, сыграли важную роль в деле воцерковления нерусского крещеного населения епархии, способствовали сохранению своеобразной крещенотатарской группы в Оренбургской губернии – «нагайбаков», помогали; удерживать в равновесии и относительном спокойствии религиозную ситуацию в епархии после изменений в конфессиональной политике империи после 1905 года»18.

Таким образом, устроение Богодуховского миссионерского стана завершило формирование учреждений миссионерской структуры в Оренбургской епархии. Оформление православной миссии в Оренбургской епархии началось в 1875 году с образованием Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества. 8 ноября 1886 году, в помощь комитету, было открыто Михаило-Архангельское Братство, которое ставило перед собой расширение миссионерских задач в епархии. В 1893 году учреждается Киргизская миссия в Тургайской области для противодействия исламу и утверждению христианства среди казахов. Все эти меры позволили эффективно решать проблемы миссионерской деятельности епархии.



1 Там же. Л. 63 об.

2 Там же. Л.64 об.–72.

3 ГАОО. Ф. 305. Оп. 1. Д. 24. Л. 5 об.

4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10576. Л. 45.

5 Там же. Л. 66.

6 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10577. Л. 79., ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10579. Л. 47 об., ГАОО Ф. 173. Оп. 5. Д. 10580. Л. 51.

7 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10578. Л. 75.

8 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 39. Л. 84об.–85.

9 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 161. Л. 85 – 85 об.

10 Там же. Л. 82 об.

11 Там же. Л. 85.

12 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10579. Л. 49.

13 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 161. Л. 82 об.

14 Там же. Л. 82об. – 83; ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10580. Л. 51-52.

15 ГАОО. Ф. 305. Оп. 1. Д. 24. Л. 4-5.

16 ГАОО.Ф 173. Оп. 5.Д 10576. Л. 44.

17 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10580. Л. 51 об.

18 Есикова Е. М. Миссионерская деятельность… С. 127-128.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!