Просмотр содержимого документа
«Мировое хозяйство. Транснациональные корпорации»
Мировое хозяйство. Транснациональные корпорации
ТНК – это фирма, имеющая подконтрольные активы в нескольких странах и ведущая деятельность далеко за пределами родной страны.
Специалисты ООН, изучающие международные корпорации с 1960-х, выделили три характерные для транснациональных корпораций черты:
- корпорация принимает решения через один руководящий центр;
- проводит согласованную политику и осуществляет единую стратегию;
- она имеет в составе единицы, расположенные в двух или более странах, юридическая форма и поле деятельности которых могут быть разнообразными;
- отдельные единицы в компании взаимосвязаны, влияют на деятельность друг друга, делятся знаниями, ресурсами и ответственностью.
- ТНК – это 2/3 внешней торговли, почти половина промышленных производств, до 80% технологических нововведений. Вполне закономерно, что весомая доля товаров на рынке (25%) выпускается несколькими транснациональными корпорациями. Например, компания Nestle реализует косметику L’Oreal и джинсы Diesel. Широкая линейка товаров, от мыла Dove до шоколада Klondike, принадлежит фирме Unilever.
- До 1/3 продукции международных корпораций относится к выпуску зарубежных структур в составе ТНК, объем продаж, которых уже превысил мировой экспорт. Американские и зарубежные ТНК осуществляют 50% экспортных операций в США. В экспорте Великобритании на долю корпораций приходится до 80%, а в экспорте Сингапура – до 90%.
- Самое большое число ТНК из 500 крупнейших в мире приходится на корпорации США, Японии, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Республики Корея и др.
История развития ТНК
Первые международные компании Первой международной организацией ряд исследователей считают Орден тамплиеров, основанный в XII веке и ведущий, кроме всего прочего, международную финансовую деятельность. Самые первые ТНК – это Британская Ост-Индская и Голландская Ост-Индская компании, основанные в 1600 и 1602 годах соответственно. Голландская компания являлась еще и первой акционерной компанией. Мегакорпорации XVII века уже тогда обладали полномочиями на уровне государственных, вели военные действия, чеканили монету, создавали колонии и принимали участие в решении вопросов высокой политики.
ТНК имеют довольно продолжительную историю. Уже в 1939 г. в мире их насчитывалось около 300, а в 1999 г. общая численность ТНК достигла 59,9 тыс. с 508,2 тыс. филиалами, т. е. увеличилась почти в 200 раз (Доклад о мировых инвестициях. ЮНКТАД, 2005. С. 79). В Докладе о мировых инвестициях (Там же. С. 4), указывается, что по состоянию на конец 2004 г. в мире насчитывалось более 70 тыс. ТНК, имеющих 690 тыс. филиалов по всему миру. Материнские компании расположены, главным образом, в развитых странах (примерно 72%), а филиалы — в развивающихся (около 65,2%).
Положительные черты функционирования ТНК
- оптимальное распределение всех видов ресурсов;
- оптимальное размещение производства;
- более активное распространение новых товаров и технологий;
- усиление конкуренции;
- расширение международного сотрудничества.
Негативное влияние ТНК
- противодействие реализации экономической политике, несоответствующей интересам ТНК;
- нарушение налогового законодательства при использовании трансфертных цен;
- установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы принимающей страны;
- переток высококвалифицированных специалистов из национальных предприятий.
Классификация корпораций.
В зависимости от масштабов деятельности и годового оборота выделяют малые ТНК (3-4 зарубежных филиала) и крупные ТНК (десятки и сотни филиалов в разных странах). ТНК с горизонтальной интеграцией имеют подразделения в нескольких странах и выпускают в основном одинаковую или подобную продукцию (например, автомобильные компании США или система «fast food»). ТНК с вертикальной интеграцией объединяют филиалы при одном собственнике, отвечающие за все стадии производства конечного продукта, поставляемого в подразделения этой же компании, находящиеся в других странах. Раздельные (диверсифицированные) ТНК – это предприятия, производящие разнообразную продукцию: от продуктов питания до косметики. Они управляются подразделениями, находящимися в различных странах, не объединенными по горизонтали или вертикали.
- с горизонтальной интеграцией;
- с вертикальной интеграцией;
- раздельные.
Основные транснациональные корпорации мира