СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир, в котором я живу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнка ежедневно окружают разные люди. Будет ли общество враждебно к юному школьнику или ему будет комфортно в общении с другими взрослыми и детьми, это отчасти зависит и от учителя. Помочь  ученику понять свои ошибки, увидеть  достоинства чужого ребёнка, проявив волю, сломать свои предубеждения-задача нелёгкая, но осуществимая. В ходе бесед, игр, самостоятельной групповой работы  ученику предстоит понять, что такое толерантность?

Просмотр содержимого документа
«"Мир, в котором я живу"»

Классный час: «Что значит-быть толерантным?» 5 класс

Цель: сформировать у учащихся личностную позицию, при которой ребёнок готов принять другого человека с его недостатками.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности;

  • воспитывать чувство уважения к своим правам и правам других людей; уважение друг к другу; уважение к культуре разных народов;

  • воспитывать доброжелательность, милосердие, доброту, умение прощать;

  • развивать мышление, навыки работы в группе (а именно, уметь вести диалог, аргументировать своё решение, искать компромисс при обсуждении проблем);

  • повышать уровень творческой активности учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, доска, карточки со терминами; скотч, ножницы, карточки с заданиями,5 словарей.

Ход урока.(парты сдвинуты по 2, центр класса свободен для игр)

1.Постановка проблемы.1-го сентября в школах традиционно проводят урок мира. Сегодня я хочу поговорить о мире в вашем классе, в вашей школе, в посёлке , в стране. Вы бывали в такой ситуации: «Тебе кажется, что твой одноклассник глупо себя ведёт, или странно одевается, или разговаривает не так, как ты. Поэтому ты частенько его обзываешь, устраиваешь мелкие пакости. Одноклассник отвечает тебе тем же. Может довести до слёз.» В слезах главного героя виноват одноклассник? Такие истории встречаются почти в каждом классе. (Запись на доске)Можно ли их избежать проявлений агрессии друг к другу?

Мотивация. А вам нравится учиться в классе ,где часто вспыхивают конфликты? Где царит нервозная обстановка? Чего вы ждете от отношений между детьми в пятом классе?

2.Просмотр презентации.

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты , отличники и двоечники, люди разных рас африканцы, азиаты, европейцы разных национальностей ; русские, армяне, белорусы, латыши, англичане, французы и т.д. Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть терпимым. Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.

Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как

Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков.Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

Дети каких национальностей учатся в нашем классе?

3. Введение и объяснение понятия толерантность. Работа в группах.

-Найдите в словарях толкование слова.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным

Слово «толерантность»есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.

(Продолжение презентации). Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

- В наши дни ситуация в мире очень неспокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?

- Война в Сирии, теракты по всему миру(случай с самолетом в Египте), конфликты на Украине, в Афганистане, Ливии. Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Грузии, Афганистана, Ливана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

- Почему происходят войны?

- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и эксплуатировать зависимые народы. Сейчас во многих зарубежных странах идёт информационная война с Россией. В этих странах снимают и показывают жителям передачи о том, что Россия –страна –агрессор. Что мы или стремимся захватить страны поменьше, или помогаем террористам в вооруженных конфликтах на Украине , в Сирии. Кроме войн причиной приезда иностранных граждан является бедность, невозможность прокормить на родине семью.

- Так часто бывало в истории. А страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы в чужой стране?

- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Мы должны проявлять милосердие!

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.Великодушие –снисхождение к другим, готовность бескорыстно помогать.(В ходе беседы на доске вывешиваются карточки «Агрессия», «Доброта», «Терпение\терпимость», «Уважение», «Милосердие», «Любовь», «Прощение», «Дружба», «Понимание» )

4.Работа в группах: анализ ситуаций.

-Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Прочтите истории на листочках и найдите правильные решения.

  • Ваш одноклассник не носит в школу учебник математики. Часто берет его у вас и ,забывая отдать, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете плохие оценки.Ваши действия?

  • Один одноклассник грубо отзывается о вашем друге. Вас это огорчает, хотя другие ребята с удовольствием слушают колкие замечания. Как быть?

  • Ваш лучший друг непунктуален: он всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ним, он обидится, а дожидаться друга– значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

  • Вы любите компьютерные игры .Ваши родители настаивают, чтобы вы сначала выполнили домашнее задание, которое менее интересно, чем игры. Это повторяется постоянно и раздражает вас. Как быть?

  • Вам кажется, что младшему брату (или сестре) достается больше внимания родителей, сладостей, игрушек. Вас это злит. Как быть?

(Группы отчитываются о проделанной за 2 минуты работе)

-Приведите примеры толерантности из своей жизни.

5.Игра «Спасибо тебе за …» Каждый из нас неповторим и значим. Убедимся в этом.(Приложение .)

6. Тестирование . «Мы хотим ,чтобы окружающие нас люди были к нам добры. Проверим, а вы сами терпимы к чужим недостаткам? Проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ,мысленно прибавляйте себе 1 балл.»

Вопрос

Варианты ответа

Знакомая девочка питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы она объяснила это.

Ты говоришь, что это глупо и смешно.

На однокласснике бедная одежда.

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

Разрез глаз у Айгуль отличается от твоего.

Ты общаешься с ней ,как с остальными..

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилой мужчина медленно идет перед тобой к подьезду.

Ты помогаешь ему и придерживаешь дверь.



7 баллов. Ты понял, что другие люди имеют право быть непохожими на тебя, но хуже от этого не становятся.

От 3 до 6. Ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше 3.Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься понять свои ошибки , то сможешь завести новых друзей.

7. Просмотр сюжета на экране. Обсуждение.

-Класс – это маленькая семья. И вам хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (остановив просмотр,предложить детям догадаться,что написал старик) любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

-Быть терпимым к другим, значит, не иметь своего мнения?

-Все знают, что нужно жить дружно, почему же не все могут сдержаться, видя недостатки других?

8.Составление правил. Работа в группе.

В завершении нашей беседы хочу предложить: чтобы вы придумали правила, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга.(Через 4 минуты карточки с ответами прикрепят на доске и прочитают вслух).

Например: «Ставь интересы других людей выше собственных. Уважай других, уважая себя. Терпимо относись к другим точкам зрения. Воспринимай людей как равным себе. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место. Умей прощать и не будь обидчив. Живи в согласии с другими людьми. Проявляй чуткость. Умей контролировать свои желания и поступки.»

8 а. Если останется время, можно дружно спеть песню “Ты да я ,да мы с тобой ”

9.Подведение итогов. Вспомним с какой проблемой мы столкнулись в начале урока.(Можно ли их избежать проявлений агрессии друг к другу? )Как таблица на доске поможет ответить на этот вопрос?

Агрессия

Толерантность\терпимость

Любовь

Прощение

Доброта

Милосердие

Великодушие

-Благодарю всех за активное участие. Мы не сможем за 40 минут сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако, если вы захотите сделать шаг навстречу другому человеку, это уже маленькая победа над собой.

Приложение 1.

Игра «Спасибо тебе за …»

Учитель вызывает в центр класса любого ученика. Остальные подходят к этому ребёнку по очереди, благодарят ( за оптимизм, за верность, за миролюбивость ,за честность и т.д. ) и остаются с ним ,взяв за руку. Когда в кругу окажется весь класс, подытоживаем, что мы понимаем неповторимость нашего ведущего, ценим и уважаем его личность. Все вместе обнимаемся.

Приложение 2.

« Ты да я , да мы с тобой.»

1. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку, то давно уже на кусочки

Разлетелась бы, наверное, Земля.

2. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,

Землю обойдем, потом махнем на Марс.

Может у Оранжевой речки, там уже грустят человечки

От того, что очень долго нету нас.

3. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,

Нас не разлучит ничто и никогда.

Даже если мы расстаемся, дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!