СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОР О РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ

Просмотр содержимого документа
«Мир РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ»

 

ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Мир профессий»

для обучающихся 1-4 классов

                                                                                                                                      


































1.Пояснительная записка.

 

Программа внеурочной деятельности “Мир профессий” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”, Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников».

 

      В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

      Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

      Направление программы “Мир профессий” – духовно-нравственное и социальное.

      Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности применительно к рассматриваемой профессии.

      Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

     Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

        Цель программы – формирование представлений о значение трудовой деятельности в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

       Задачи программы:

Образовательные:

–расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

–расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

–активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

–воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

–расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

–воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Содержательные линии программы.

Программа состоит из четырёх частей

  • «Путешествие в мир профессий» 1 класс;

  • «Профессии, связанные с творчеством» 2 класс;

  • « Профессии, связанные с  наукой» 3 класс;

  • «Все профессии важны, все профессии нужны» 4 класс.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Для профессиональной ориентации в курсе «Моя малая Родина» учащиеся знакомятся с различными профессиями, с элементами исследовательской деятельности.

Описание направления курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для учащихся 1-4 классов. Количество часов в программе -135 часов. Программа рассчитана на 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2класс-4 классы по 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания программы.

  1. Получение представлений о роли труда и значении его в жизни человека и общества

  2. Представления о современной инновационной экономике

  3. Опыт уважительного отношения к людям труда

  4. Творческое отношение к труду и жизни

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мир профессий» – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  1. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  1. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий.

Второй уровень результатов (2–3 классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»).

Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

  1. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Мир профессий»

 определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое   занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. 

Виды деятельности:

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

Формы проведения: сюжетно-ролевые игры, беседы с элементами практической деятельности, дискуссии, конкурсы, викторины, с применением методов ТРИЗ – технологии, самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора и системного мышления учащихся.

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице.

 

Критерии


Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

знания учащихся о труде, о мире профессий

Уровень сформированности трудового сознания

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека.

3.Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?»,

«Какая это профессия?»)

Мотивационно-личностный

отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»

Поведенческий

Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде

Уровень трудовой активности

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.

 

Итоги учёта знаний, умений, овладения учащимися  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».

        Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

 

1 класс


п/п

Темы

Количество часов

1

Зачем человек трудится?

1

2

Мир интересных профессий.

1

3

Кем я хочу стать?

1

4

Профессия – учитель

1

5

Профессия – воспитатель

1

6

Советы психолога

1

7

Как помогает логопед

1

8

Профессия – библиотекарь

1

9

Садовник, дворник

1

10

Мастер-цветовод

1

11

Продавец

1

12

Почтальон

1

13

Охранник

1

14

Полицейский

1

15

Пожарный

1

16

Военный

1

17

Адвокат

1

18

Профессия «Следователь»

1

19

Следствие ведут первоклассники!

1

20

Разведчик

1

21

Лётчик

1

22

Водолаз

1

23

Врач скорой помощи

1

24

Детский врач

1

25

Зубной врач

1

26

Кто лечит глаза.

1

27

Что видит Ортопед.

1

28

Профессии в моей семье

1

29

Семейные династии

1

30

Моя мама

1

31

Няня

1

32

Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

33

Итоговое занятие «Мир профессий»

1

 

2 класс

 

п/п

Темы

Количество часов

1

Мы построим новый дом

1

2

Кто такой – дизайнер

1

3

Самый классный – классный уголок

1

4

Как составить букет

1

5

Фигурки из цветов

1

6

Кто такой скульптор

1

7

Лепка из глины

1

8

Маленькие фея. Как придумать аромат

1

9

Кто шьёт новую одежду.  В гости на швейную фабрику, ателье

1

10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед

1

11

Моя мама – парикмахер

1

12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

1

13

Кто украшает книжку.

1

14

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация

1

15

Кто рисует картины

1

16

Художники – детям

1

17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

1

18

Кто сочиняет музыку

1

19

Композиторы – детям

1

20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

1

21

Как стать писателем. Проба пера

1

22

Писатели – детям

1

23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

1

24

Поэты – детям

1

25

Профессия – режиссёр

1

26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

1

27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

1

28

Кто придумывает танцы

1

29

Танцевальная жемчужина.

1

30

Кто пишет статьи в газету

1

31

Репортаж с места событий

1

32

Что делает фотограф

1

33

Фотография другу

1

34

Итоговое повторение

1

 


3 класс

 

п/п

Темы

Количество часов

1

Все профессии важны, все профессии нужны.

1

2

Кто такой изобретатель?

1

3

Первые изобретения человека.

1

4

Кто изобрел велосипед?

1

5

Кто построил новый дом?

1

6

Проектируем дом.

1

7

Кто работает в аптеке?

1

8

Здоровый образ жизни.

1

9

Правила здорового питания.

1

10

Гигиена – прежде всего!

1

11

Кто занимается раскопками?

1

12

Чем занимается агроном?

1

13

Изучаем почву.

1

14

Кто такой академик.

1

15

Химик.

1

16

Ставим опыты.

1

17

О профессии физика.

1

18

О профессиях точных наук.

1

19

Кто изучает подземные воды?

1

20

Профессия «историк».

1

21

О профессии филолога.

1

22

Кто такой эколог?

1

23

Кто такой инженер?

1

24

Типы профессий.

1

25

О профессии биолога.

1

26

Профессия зоолог.

1

27

Составляем научно-популярный рассказ о животном.

1

28

О профессии орнитолога.

1

29

Океанолог.

1

30

Составление доклада о птицах или морских животных.

1

31

Профессия метеоролог.

1

32

Онлайн экскурсия на метеостанцию.

1

33

«Пишем «Книгу Мира»».

1

34

Итоговое занятие

1

 

4 класс



п/п

Темы

Количество часов

1

Артист. Профессия или призвание?

1

2

Выход в театр.

1

3

Учитель. Профессия или призвание?

1

4

Кто может работать учителем?

1

5

Встреча с нашими героями

1

6

Человек – техника.

Типы профессий.

1

7

Встреча с родителями, чьи

профессии связаны с техникой.

1

8

Человек – природа.

Типы профессий.

1

9

Встреча с людьми, чьи профессии

связаны с природой.

1

10

Знакомство с

профессией флорист

1

11

Человек – человек.

Типы профессий.

1

12

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с

работой с людьми.

1

13

Человек – знак. Типы профессий.

1

14

Человек –

художественный образ. Типы профессий.

1

15

Урок-презентация:

«Эта профессия меня привлекает».

1

16

Человек – техника:

черты характера, которыми должен обладать работник.

1

17

Человек – природа:

черты характера, которыми должен обладать работник.

1

18

Человек – человек:

черты характера, которыми должен обладать работник.

1

19

Человек – знак:

черты характера, которыми должен обладать работник.

1

20

Человек –

художественный образ: черты характера, которыми должен обладать

работник.

1

21

Урок – презентация:

«Мой характер»

1

22

Ручные орудия

труда. Качества, которые необходимы работнику.

1

23

Механизированные

орудия труда. Качества, которые необходимы

работнику.

1

24

Автоматизированные

орудия труда. Качества, которые необходимы

работнику.

1

25

Использование

функциональных средств организма.

1

26

Урок – презентация:

«Мои качества»

1

27

Условия

повышенной моральной

ответственности

1

28

Необычные условия

труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога

1

29

Условия труда

бытового типа

1

30

Условия труда на

открытом воздухе.

1

31

Конкурс рисунков:

«Самая лучшая профессия»

1

32

Конкурс сочинений:

«Я б в … пошёл, пусть меня научат!»

1

33,

Урок – презентация:

«Это моя будущая профессия»

1

34

Праздник – встреча

для учащихся 4 классов : «Что мы знаем о

профессиях?»

1




 

Используемая литература:

  1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.

  2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г

  3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.

  4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.

  7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

                                                                                            

 

 

                                             

 


  Методические рекомендации

 

Приложение 1

 

Тест «Зачем нужен труд»

 

1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

  1. Зачем люди трудятся?

  а) чтобы получать деньги – 2 балла

  б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

  в) не знаю – 1 балл        

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

   а) интересной и полезной людям – 3 балла

   б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

   в) я об этом еще не думал – 1 балл

  1. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

    а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

    б) того, кто трудится с любовью – 3 балла 

   в)  не знаю – 1 балл

                                                                             Высокий уровень – 12 баллов

                                                                             Средний уровень – 8-11 баллов

                                                                             Низкий уровень – 7 и менее баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

  • художник

  • оформитель

  • маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

  • печет хлеб

  • выращивает хлеб – 1 балл

  • сеет зерно

  1. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

  • строитель

  • чертежник

  • архитектор – 1

  1. Представитель какой профессии лечит животных?

  • врач

  • животновод

  • ветеринар – 1 балл

  1. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

Высокий уровень – 20 и более баллов

Средний уровень – 15-19 баллов

Низкий уровень – 14 и менее баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика незаконченных предложений

 

1.Каждый человек должен трудиться, потому что…

  1. Труд должен приносить…

  2. Я хотел (а) бы выбрать профессию …

  3. Моя будущая работа требует…

 

Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе.  У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.

 

  1. 1. Для чего нужно трудиться?

  2. Какова цель труда?

  3. Какие ты знаешь профессии?

  4. Какие профессии самые нужные людям?

  5. Какие профессии самые сложные?

  6. Какой труд сложнее: умственный или физический?

  7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

  8. Нужно ли любить свою профессию?

  9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?

  10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?

  11. Как ты учишься?

  12. Твое любимое занятие в школе и дома.

  13. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?

  14. Что читаешь?

  15. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

  16. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Загадки о профессиях

 

Кто по рельсам – по путям

Поезда приводит к нам? (Машинист)

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр).

 

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

 

На работе день деньской

Управляет он рукой

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

 

Пускай лекарства пить невкусно,

Пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней придешь больной и грустный,

Уйдешь – здоровый и веселый.

(Медсестра или врач)

 

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет, где помашет,

Ни соринки не видать.

(Половая щетка)

 

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, ни чихает.

(Пылесос)

 

 

 

 

Приложение 6

 

Игра «Определить профессию»

 

Задание первое. Определить профессию по пантомиме.

Ученик класса «изображает» несколько профессий, а другие учащиеся отгадывают.

 

Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий:

Повар – повариха

Певец – певица

Портной – портниха

Продавец – продавщица

Пианист – пианистка

Поэт – поэтесса

Писатель – писательница

Плотник – …

Пекари – …

Школьник – школьница

Ученик – ученица.

 

Задание третье. Закончить фразу.

Трактор водит… (тракторист),

Электричку – … (машинист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал … (столяр),

В доме свет провел … (монтер),

В шахте трудиться … (шахтер),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Все кто знает – … молодец)!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Конкурс «Пословицы о труде»

Данный конкурс состоит из четырех заданий.

В первом задании команды должны вспомнить как можно больше пословиц.

  1. Без дела жить – только небо коптить.

  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  3. Без труда нет и плода.

  4. Было бы терпенье будет и уменье.

  5. Всякий человек в деле познается.

  6. Дело мастера боится.

  7. Делу – время, потехи – час.

  8. Долог день до вечера, коли делать нечего.

  9. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

  10. Не говори – не умею, а говори научусь!

  11. Под лежачий камень вода не течет.

  12. Пролениться – и хлеба лишиться.

  13. Судят не, по словам, а по делам.

  14. Терпенье и труд все перетрут.

  15. Труд человека кормит, а лень портит.

  16. Умелые руки не знают скуки.

  17. Что сделано наспех, то и сделано на смех.

 

Во втором задании необходимо закончить пословицу. Например: Труд человека кормит, а … (лень портит).

Какая команда вспомнит большее количество пословиц.

Задание 1-й команде.

Какова пряха … (такова и рубаха).

Скоро сказка сказывается … (да не скоро дело делается).

Мало хотеть … (надо уметь).

 

Задание 2-й команде.

Маленькое дело … лучше большого безделья).

Глаза страшатся, а … (руки делают).

Терпенье и труд … (все перетрут).

 

Ведущий. В третьем задании необходимо «оживить» пословицу.

Командам на выбор предоставляется пословица. Участники команд должны без слов в любой форме передать ее смысл.

 

Ведущий. И наконец, четвертое задание – «Пословица в рисунке». Нужно сложить в слова первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать пословицу за минуту.

 

Ответ: Тише едешь – дальше будешь.

 



Скачать

© 2022, 212 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!