« Мир профессий и требования, предъявляемые к ним»
Цель: Расширять знания учащихся о профессиях; информировать о качествах присущих людям тех или иных профессий.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
– актуализировать проблему профессионального самоопределения воспитанников;
– расширить знания воспитанников о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию к обучению в школе формировать интерес к профессиям; раз.
Коррекционно-развивающая: развивать навыки устной речи, памяти, фантазии, воображения, кругозора, любознательности.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к труду людей разных профессий .
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Ребята, как вы уже поняли … Мы с вами продолжим общаться о труде, а именно, о мире профессий и требованиях предъявляемых к ним.
- Послушайте притчу о Соломоне. Слайд 2.
Давным-давно, на востоке, жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках».
Вопрос: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках».
2. Ознакомление с темой и целью занятия.
- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, одному из самых сложных выборов в жизни человека
- Цель нашей беседы: выяснить какие требования предъявляются к работникам в мире профессий.
– Давайте вспомним что такое профессия?
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
- Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
- Ребята, а как вы думаете, почему именно эту тему я выбрала для сегодняшнего нашего занятия?
Ответы учащихся
- Совершенно верно. Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни. Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются все старшеклассники - это выбор будущей профессии. Вопрос « Кем я буду?» - задаёт себе каждый обучающийся.
При выборе профессии нужно помнить три главных условия или правила ,как их еще называют.:
3.«Могу, хочу, надо» (слайд 3)
1 условие «могу »
- Что понимается под этим условием?
«могу» у человека должны быть способности и возможности
- Что вы понимаете под ним?
«хочу» профессия должна приносить радость и доход
- 3 условие «Надо»
- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?
«надо, профессия должна быть нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда.
- На прошлом знанятии мы говорили о личных качествах и навыках работника.
Приведите примеры личных качеств человека ? (вежливость, ответственность, честность, доброта)
А кто может привести пример трудовых навыков? (умение готовить, шить ,строить, резать по дереву, высаживать растения, рисовать , чертить)
3. Основная часть. (Слайд 4)
- Послушайте легенду.
«Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
- Почему?
ответы учащихся:
- В ответах каждого рабочего прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не каждый испытывает любовь к своей профессии.
- О выборе профессии вы уже говорили и на классных часах, на воспитательных занятиях. Обсуждали эту тему с социальным педагогом, педагогом – психологом. Да и дома с родителями неоднократно, наверное, обсуждали эту тему. И сегодня на занятии мы обобщим наши знания и выясни какие общие требования предъявляют к человеку который ищет работу.
- Предлагаю вам игру «Угадай слово».
На карточке зашифрованы слова, обозначающие профессии. Назвать эти профессии и рассказать, какую работу они выполняют.
1.Д5690в6о7р6н234и678к
(Дворник)
2.Hj67П98 ОerBAkjhР
(Повар)
3.564у098ч55и76т12е08л=-ь
(Учитель)
ertCyuTlk45PbnO7bИ%Т98E23Лk78Ьm
4.(Строитель)
- Давайте порассуждаем. Нужно ли образование дворнику?
- Повару?
-Строителю?
- Значит, в овладении профессией нам помогают наши знания, наше образование.
–Ребята, скажите а что самое главное без чего человек не сможет выполнять свои обязанности на работе? (Здоровье !)
Правильно!
(Слайд 5)
Давайте с вами составим требования ко всем работникам:
«Требования к работнику»
1.Работа должна быть по силам человеку. Он должен быть здоров или работа должна быть ему по силам.
2.У человека должен быть определенный уровень подготовки – образование.
3.Хорошие личные качества (вежливость, ответственность, честность, доброта).
4.Человек должен обладать специальными (трудовыми навыками) (умение готовить, шить,строить, резать по дереву, высаживать растения, рисовать , чертить).
4.Работа по профилям.
- В нашей стране есть множество разных профессий: юристы, экономисты, программисты, дизайнеры, финансисты и много других. Но самыми востребованными являются рабочие профессии. Перечислите те, которые есть у нас в школе.
(дворник, рабочий по обслуживанию зданий, прачка, техничка, повар, электрик)
- Как вы знаете, в нашем классе вы обучаетесь по двум профилям труда: это швейное дело и штукатурно-малярное дело.
– Я предлагаю нашим командам посовещаться и описать профессию (швея и маляр-штукатур по плану )и требования предъявляются к каждой из профессий. (Работа в группах) (слайд 6)
- Молодцы, вы хорошо знаете, какие качествами и умениями должен обладать настоящий профессионал в вашем профиле обучения .
Обобщение по теме.
Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. (Слайд 7)
Оценка деятельности учащихся.
5. Рефлексия.
-Вам понравилось занятие?
-Что нового вы узнали?
-О чем она заставило вас задуматься?
Спасибо за внимание и участие!
Любая профессия должна быть по силам человеку. Он должен быть ____________________________
2.У (швеи, маляра-штукатура) должен быть определенный уровень подготовки – ________________________________.
3.( Швея, маляр-штукатур ) должен обладать такими личными качествами личными: __________________________________________________________________.
4. Работник обязан владеть специальными (трудовыми навыками) _____________________________________________________________________________
Любая профессия должна быть по силам человеку. Он должен быть ____________________________
2.У (швеи, маляра-штукатура) должен быть определенный уровень подготовки – ________________________________.
3.( Швея, маляр-штукатур ) должен обладать такими личными качествами личными: __________________________________________________________________.
4. Работник обязан владеть специальными (трудовыми навыками) _____________________________________________________________________________
1.Д5690в6о7р6н234и678к
2.Hj67П98 ОerBAkjhР
3.564у098ч55и76т12е08л=-ь
4. ertCyuTlk45PbnO7bИ%Т98E23Лk78Ьm