I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Какие периоды истории вы изучали в 6 классе? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период вы будете изучать в 7 классе? В чём отличие курса, который вы начинаете изучать? С какими рубриками учебника будете работать? Чему вы предполагаете научиться на уроках истории России в 7 классе? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и хронологию всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа 2. Работа с историческим источником 3.Работа с картой | С какими историческими источниками вы уже работали при изучении истории? Можно ли считать письмо А. Веспуччи историческим источником? Свой ответ аргументируйте. Перечислите основные причины Великих географических открытий. Вспомните, какие открытия относят ко второму этапу эпохи Великих географических открытий (см. карту). Предположите, какое значение имели Великие географические открытия для развития нашей страны | Уметь разделять исторические источники по группам. Определять информационную ценность, особенности исторического источника. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Определять причинно-следственные связи | Беседа. Работа с источником, картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы 3. Работа с учебником и картой | Вспомните имена известных вам путешественников. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать первооткрыватель? Выясните общие для России, стран Европы и Азии причины географических открытий изучаемого периода. Свой ответ аргументируй- те цитатами из текста параграфа. Были ли отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему между европейскими государствами усилилась борьба за колонии? В каких основных направлениях (север, юг, северо-запад и пр.) двигались русские первооткрыватели в своих путешествиях? С чем это был связано? Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в XV—XVI вв.? Свой ответ поясните. Обсудите смысл вывода параграфа учебника: «Для России Великие географические открытия имели большое значение». В чём вы видите это значение? | Приводить примеры из географии. Характеризовать деятельность человека, его личностные качества. С помощью учебника, рассказа учителя объяснять последствия, выявлять общие черты событий. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества Показывать на карте и описывать границы территории, маршруты первооткрывателей России XV — начала XVI в. Объяснять значимость географических открытий для каждого жителя страны и общества в целом | Беседа. Работа с учебником Индивидуальная работа. Дискуссия. Работа с картой | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 3. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Работаем с картой 1. Покажите на карте северные и южные пути из Европы в Индию. Какой из них, по вашему мнению, наиболее короткий? Какой был наиболее безопасным в XV—XVI вв.? Свои ответы аргументируйте. 2. Используя карту, докажите, что Уральские горы простираются «от моря до моря». 3. Покажите на карте географические объекты, открытые поморами. | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Представители каких стран, народов и куда совершали путешествия в древности? 2. Можно ли утверждать, что X. Колумб, открыв Америку, достиг цели своей экспедиции? Свой ответ аргументируйте. 3. Перечислите основные причины Великих географических открытий. 4. Как вы думаете, почему на первом этапе Великих географических открытий большую часть из них совершили представители Испании и Португалии? 5. Почему континент, открытый X. Колумбом, получил сразу два названия — Новый Свет и Америка? 6. В каких основных направлениях (север, юг, северо-запад и т. д.) двигались русские первооткрыватели? С чем это было связано? 7. Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в XV—XVI вв.? Свой ответ поясните. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Введение, § 1 учебника. *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Конкретизирует домашнее задание 1. Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное описание одного из европейских кораблей эпохи Великих географических открытий. 2. Выясните общие для России, стран Европы и Азии причины географических открытий. Свой ответ аргументируйте с помощью цитат из текста параграфа. 3. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), напишите (в тетради) короткое сочинение об одном из походов русских путешественников XV—XVI вв. 4. Каковы были отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний? | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |