Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с. Бараники.
Проект по литературе.
По теме: «Мир фольклорного жанра -загадки»
Подготовил: Пыженко Антон, ученик 5 класса
2017г.
Содержание
Введение 3
1. История появления загадки 4
2. Первые загадки 5
3. Роль загадок в жизни человека 6
4. Строение загадок 6
Заключение 7
Литература 8
Введение
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве.
К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится и загадка. Вначале она была связана с верованиями первобытных людей, носила обрядовую функцию, а затем постепенно приобрела развлекательную функцию.
Актуальность моей работы: мы живём в мире новых инновационных технологий, но мы должны знать то, что устное народное творчество воспитывает всесторонне развитого человека, который востребован в нынешнее время.
Объект исследования :загадки
Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение загадок, использование интернета, изучение литературы.
Целью моей работы :
- изучение устного народного творчества;
Для реализации поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть литературу по данной теме исследования;
сформироват представления о фольклоре;
раскрыть разнообразные связи человека с загадкой.
1.История появления загадки
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка развивает у человека догадливость, сообразительность.Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.
В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. «Черненькая собачка свёрнувшись лежит; не лает,не кусает, а в дом не пускает.»-замок сравнивается с черненькой собачкой.
2. Первые загадки
Появление на свет первых загадок ученые связывают с тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Люди были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.
В древности загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
3.Роль загадок в жизни человека
Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка - это «тупмалли юмах», что означает «сказка, требующая отгадки».
Греки в загадках искали смысл жизни и божественную мудрость. Римляне Цицерон и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок. Для итальянцев загадки были - училищем народа, для испанцев - исцелителем души, для чехов - мудростью предков, для чувашей - поучением старцев. для восточных народов - цветом языка, для русских - школой мудрости и добра. Для всех народов загадки были великим богатством .
Загадки способствуют развитию памяти, образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит сравнивать признаки различных предметов, находить общее. Другими словами, с помощью загадки формируются основы творческого мышления. Загадка развивает наблюдательность .
Загадывание всегда было непременным условием не только умственного развития ребенка, но и испытания смекалки взрослых.
4. Строение загадок
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.
Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна)
Заключение
Давно минули те времена, когда умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Сейчас мир представляется нам сложнейшей системой, и загадки уступили место теоремам и формулам. И все же не стоит забывать, что умение находить взаимосвязи, систематизация и проникновение в суть вещей - как раз и есть признак аналитического научного ума. Так не стоит же пренебрегать такой милой, такой забавной и столь важной частью умственного развития, как загадка.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. отмечают, Загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание . В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в начальной школе. Она обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.Загадка по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. Мне кажется, что без загадок было бы скучно.
Итогом своей работы я хочу представить книгу загадок ,сделаную своими руками.
Литература
1. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.,1957,с.4-6
2. Детская литература. Учеб.пособие. «Просвещение»,1976,с.26-27
3.. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки/Сост. А.Н.Санжаровский; Под общей ред.Г.М.Науменко-Ижевск:
4. Сведения из Интернета:
http://rufolklor.narod.ru/o_zag.htm
http://moizagadki.ru/
http://zagadaj-ka.ru/articles/chto-takoe-zagadka.htm