СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минуты славы на уроке органической химии по теме «Алкины»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы с мультимедийным сопровождением

Просмотр содержимого документа
«Минуты славы на уроке органической химии по теме «Алкины»»

Калимуллина Халида Хабиловна,

учитель химии

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 87»,

г.Казани


Минуты славы на уроке органической химии по теме «Алкины»

10 класс


Урок изучения новой темы с мультимедийным сопровождением


Цели:

-познакомить учащихся с алкинами, с их строением, изомерией, номенклатурой, свойствами, определяющимися наличием пи-связей. Актуализировать знания об алканах и алкенах.

-продолжить работу по развитию умений составлять уравнения химических реакций, изомеров, называть углеводороды в зависимости от типа образования связей

-воспитание научного мировоззрения, трудолюбия


-Постановка задач перед учащимися

-Какие органические вещества относят к углеводородам?

Отв: органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода.

--Перечислите классы изученных углеводородов?

Отв: предельные (алканы), непредельные (алкены, алкадиены)

-Какие углеводороды называются алканами?

Отв: вещества в молекулах которых имеются только сигма связи .

-Какие углеводороды мы называли алкенами, алкадиенами?

Отв: наличие сигма и пи-связей

-Как отмечается в названиях наличие простой связи, кратных связей

Слайд 5.












Отв:

С-С простая связь отмечается суффиксом –ан алканы С nН2n+2

С=С -ен алкены С nН2n

С=С-С=С – диен алкадиен С nН2n-2

С=С -ин алкины С nН2n-2

-Чем отличаются углеводороды разных гомологических рядов? ( по составу, числом кратных связей)

-Для каких углеводородов характерны реакции замещения?

-Для каких углеводородов характерны реакции присоединения?

-Какая реакция свойственна всем углеводородам? (горение)

-Какая еще реакция свойственна алканам и алкадиенам? (дегидрирование – пиролиз)

-Проверка домашнего задания (с 46 № 3) (слайд 6)
















- Вспомним реакцию дегидрирования этана (слайд 7,8)

Н Н H H

| | Ni,t | |

Н- С - C –H H-C = C-H +H-H

| |

H H

-Как называется полученное вещество? (этилен)


-Что получится, если на этилен воздействовать нагреванием в присутствии никеля?

(слайд 9)

t, Ni

H-C = C-H HC=CH + H-H (учебник стр 47)

| | ацетилен

H H


-Какие связи образовались между двумя атомами углерода? (одна сигма и две пи связи)

Слайд 10

Мы начинаем изучение еще одного гомологического ряда углеводородов, родоначальником которого является этин (ацетилен)


Тема урока : «Алкины» (записывают в тетрадь) (слайд 11)


Строение молекулы

- Рассказ ученика рассматривается образование тройной связи (слайд 12-14)

(после учащиеся заполняют таблицу начатую на предыдущих уроках) слайд , модели: (шаростержневые, картонные)































В тетрадях заполняется таблица












- Можно ли отнести ацетилен к непредельным углеводородам? (углеводороды с пи-связями относят к ненасыщенным (непредельным).

-Алкины –гомологический ряд имеющие в своем составе тройную связь

-Какие вещества называются гомологами?

Парная работа. Установите правильную последовательность в гомологическом ряду алкинов

а) работа на карточках (приложение)

б) Самоконтроль (слайд № 16.17)















Отв: так как сходны по строению и химическим свойствам и отличаются друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2

-Каким суффиксом можно отметить наличие тройной связи у алкинов (слайд 17)














-Общая формула - Сn Н2n-2 (в тетрадь)

-Какому гомологическому ряду углеводородов свойственна эта формула? (алкадиены)

-О каком явлении это говорит?


Изомерия (слайд 18)











- С=С-С-С-С пентин -1 (по гиперссылке в слайд 19)

















-Может ли пи-связь в молекуле пентина находится в другом месте?

-Какой вид изомерии наблюдаем? (положение кратной связи)

-Может ли меняться углеродная цепь?

-Какой вид изомерии?


-Какие виды изомерии вам известны? (по гиперссылке в слайд 20)


Парная работа. Работа с диском

Для каждой команды заранее готовятся три диска из цветного картона, которые могут вращаться вокруг своей оси (ось-гвоздь)

-В какую сторону и на сколько секторов следует повернуть вращающиеся по отдельности средний и внешние диски, чтобы в каждом секторе возникло соответствие изомеров и название вида изомерии.

-В тетрадях записать виды изомерии с примерами

-Пришло время сделать перерыв . Попытайтесь найти взаимосвязь между услышанным и тем, что увидите.

Музыкальная пауза (гиперссылка в другую презентацию)

Демонстрируются слайды с изомерами в сопровождении инструментальной музыки «O solew mio» - 1 мин.

-Существует ли связь между изомерией и музыкой?

Отв: характер, свойства музыкального произведения также зависят не только от состава и количества нот, но и от их взаимного расположения.

Номенклатура

-Каковы правила номенклатуры алкенов (учащиеся перечисляют) Такие же правила применяются для алкинов (слайды 23,24,25)













Химические свойства

-Какие типы химических реакций свойственны углеводородам? Слайд 26

-Изучим свойства алкинов на примере ацетилена. Для этого необходимо знать , что же представляет собой ацетилен?

-Получим ацетилен (гиперссылка на слайд 27). Стр 47 учебник (лабораторный способ получения ацетилена)

-Ацетилен-это б/ц газ без запаха, малорастворим в воде, горит коптящим пламенем (слайд 28)

- Как влияет тройная связь на свойства алкинов? Какой тип реакции для них наиболее актуален? (реакция присоединения)

-Напишите уравнение реакции присоединения воды (гидратации)

-На примере слайда 29 (по гиперссылке из 26 слайда) объяснить механизм реакции гидратации ацетилена

-Вспомните, при каких условиях протекают реакции алканов с бромом? (нужно осветить или добавить катализатор)

-Что происходит с химическими связями при вступлении вещества в реакцию? (они должны разрушится)

-Какая связь наиболее прочная? (сигма)

-Сколько пи-связей в молекуле ацетилена? (две)

-Пи-связи будут разрушаться сразу обе или по одной? (отв: многовариантное направление реакции)

( по гиперссылке из 26 в слайд 30)









-Уравнения реакций в тетрадь

Вывод в тетрадь: реакция присоединения брома - качественная реакция на кратную связь.

Еще качественная реакция на ацетилен –обесцвечивание перманганата калия


По гиперссылке из 26 в слайд 34

HC ≡ HC +Ag2O AgC ≡ CAg +H 2O (реакция замещения)


Aцетиленид серебра – взрывчатое вещество. Он легко взрывается при трении, ударе, действии пламени. Применяется в военном деле в виде малых зарядов, в капсюлах –детонаторах) Ацетилен служит исходным веществом для получения полимеров, взрывчатых и отравляющих веществ, растворителей, каучуков.

Например, из него получают ацетиленид серебра:

Применение

«Угадай предмет»

Вносят “ларец”, в котором лежат 3 неизвестных предмета. Выслушав краткий комментарий, учащиеся должны угадать эти предметы и обосновать ответ (из каких веществ изготовлены, какая реакция лежит в основе получения этих предметов?).

  1. Вещество, из которого изготовлено это изделие, получают при высоком давлении и температуре. Химически устойчив, механически прочен, применяется для изоляции электропроводов, изготовления пленок, труб, посуды, в качестве упаковки продуктов (полиэтиленовый пакет) - 1 балл.

  2. Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем. В далеком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932 г. стали получать искусственно. Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол (резиновые перчатки) -1 балл

  3. Материал из которого изготовлено это изделие – полимер. Устойчив к действию кислот и щелочей, обладает хорошими диэлектрическими свойствами, большой механической прочностью. Он практически не горит, однако сравнительно легко разлагается при нагревании, выделяя хлороводород. Изготовленное из этого материала изделие используется в быту для изоляции оголенных электрических проводов. (изолента)

Применение

Многие изделия изготовлены из поливинилхлорида. Мономером поливинилхлорида является хлорэтен (винилхлорид), который получается на первой стадии присоединения к ацетилену хлороводорода. (слайды 32-33)












Слайд 35. учебник рис 23,24 стр 49,50., демонстрация наглядного материала (линолеум, трубы, искусственная кожа, изолента, изоляция проводов, клей пва)












Тесты. Самоконтроль слайды 36, 37, 38

Можно использовать любой тест (на выбор учителя)


Тест 1 (после анимации правильные ответы закрашиваются)













Тест 2












Тест 3 (выполнен в Конструкторе тестов в MS PowerPoint)


-Дополнительно: задача на стр. 51 № 3


На дом : § 6

стр 51 № 6 (задание 1 уровня)

Ацетилен +водород (2 стадии) (задание 2 уровня)

Стр 51 № 4 (б) (задание 3 уровня)






Литература


  1. О.С.Габриелян «Химия-10», Дрофа ,Москва-2008

  2. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. Химия(методическое пособие), 10 класс,

Дрофа ,Москва-2008

  1. Химия (контрольные и проверочные работы),10 класс, Дрофа ,Москва-2008



Интернет –ресурсы

http://www.rosinka.vrn.ru/pp/











Обозначения в презентации:

содержание



вперед и назад


анимации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!