Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)
624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10
электронный адрес: [email protected]
телефон: 834384 (32277)
сайт: https://29kt.tvoysadik.ru/
Мини – проект с детьми 6-го и 7-го года жизни
для детей с тяжелым нарушением речи
Тема: «Полезные ископаемые»
Составитела: Викулова Александра Александровна
ГО Краснотурьинск
2023
Мини - проект «Полезные ископаемые»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой. Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.
Сроки реализации: краткосрочный – недельный с 18 по 22 декабря 2023 г.
Актуальность темы:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема:
Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: формирование у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности: - определять задачи, исходя из поставленной проблемы; - планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор. 2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
- заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3.Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.
Этапы реализации проекта:
- основной план работы с родителями;
- папка - передвижка «Что скрывается в недрах Земли»;
- проведение опытов с полезными ископаемыми;
- найти в нашем городе, что сделано из гранита;
- какие полезные ископаемые используют люди нашего города?;
- оказание помощи в создании мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы»;
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми;
- повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
Составление плана проекта.
Изучение материалов по теме на различных сайтах.
Подбор литературы.
Знакомство родителей с проектом.
Создание развивающей среды (Мини – музей, коллекция полезных ископаемых).
Пополнение центра экспериментирования (глина, песок; оборудование: лупы, воронки).
Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые».
Основной этап
Цель:
Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Виды деятельности:
Познание: беседы: «Что мы знаем о полезных ископаемых?», «Где используются полезные ископаемые?», «Драгоценные камни». Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.). Опытно-экспериментальная деятельность:
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых: «Можно ли менять форму камня и глины», «Песочная страна», «Соль на проволоке», «Извержение вулкана - образование горных пород», «Удивительные камни», «Камни, которые подарило море».
Игровые эксперименты: "Пирамида из камней",
"Тонет-не тонет?".
Социально-коммуникативное развитие:
Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень", «Узнай на ощупь», «Польза - вред».
Сюжетно-ролевые игра: "Геологи" (знакомство с профессией «Геолог»). Речевое развитие: П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»,
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Физическое развитие:
Хождение по каменной дорожке;
п\и «Гора и камешки»
п\и «Разрушение горы».
Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд - творческая мастерская «Сувенир из гипса» и лепка из глины, как демонстрационный материал для воспитанников.
Рисование мелками на доске, бумаге.
Выкладывание рисунков из камней (режимный момент). Рисование песком.
Итоговый этап:
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме. Презентация проекта:
- «Что скрывается в недрах Земли?»,
- Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы».
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых».
Проведение с детьми мини- викторины: "Что мы знаем о полезных ископаемых".
НОД «Полезные ископаемые» - штрих-код.
Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Что такое полезное ископаемое?
- Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
- Какие бывают полезные ископаемые?
- Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
- Что делают из песка, глины, нефти?
Сотрудничество с социальными партнерами:
Федоровский геологический музей (Октябрьская, 45) – познавательно - исследовательское занятие «Полезные ископаемые».
Список используемой литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В.. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. - «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия–М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
5. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - №
8. Интернет ресурсы.