СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-проект к 75-летию Победы "Народная память в камне и бронзе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Народная память в камне и бронзе»  разработан учащимися 9 класса для реализации мероприятий к 75-летию Великой Победы на базе МОУ.  Проект направлен на изучение и сохранение памяти современными школьниками подвига защитников Родины и тружеников тыла, участников подполья и партизанского движения, запечатленных в камне и бронзе, нахождение истории создания известных памятников героям войны, возведенных не только в нашей стране, но и за рубежом.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проект к 75-летию Победы "Народная память в камне и бронзе"»


МОУ «Войковская школа» Амвросиевского района ДНР







Выполнили:

учащиеся 9 класса,

кл. рук. Юрченко В.В.




Апрель – 2020г.


Участники проекта: учащиеся и родители 9 класса,

классный руководитель Юрченко В.В.

Тип проекта: коллективный, информационно - поисковый.


В словарях уже есть объяснение.

Чётко, сухо, без лишней патетики:

«Вот объект, часть культуры, наследие…»

И не нужно здесь лишней полемики.

Но у нас есть на то, своё мнение,

Чуть отличное от словарного.

Памятник – не просто сооружение,

Бюст или арка триумфальная.

Памятник, память, напоминание.

Наша память хранитель прошлого:

Даты, лица, воспоминания…

Охраняет плохое, хорошее.

Это связь поколений незримая,

Тонкой нитью сквозь время протянута.

Прошлое с будущим неотделима.

Эта связь, как струна натянута.

Если прошлое не забывать -

Эту связь никому не порвать!

(Мишукова О.И.)

Аннотация проекта


Проект «Народная память в камне и бронзе» инициирован классным

руководителем 9 класса МОУ «Войковская школа» Амвросиевского района ДНР Юрченко В.В., разработан учащимися 9 класса для реализации мероприятий к 75-летию Великой Победы на базе МОУ.

Проект направлен на изучение и сохранение памяти современными школьниками подвига защитников Родины и тружеников тыла, участников подполья и партизанского движения, запечатленных в камне и бронзе, нахождение истории создания известных памятников героям войны, возведенных не только в нашей стране, но и за рубежом.

На наш взгляд, рассказать об истории создания известных памятников Великой Отечественной войны, значит отдать должное памяти своих героев.


Значимость и актуальность проекта


В 2020 г. исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить понимание гражданского долга и уважения к закону.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Создание проекта «Народная память в камне и бронзе» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Предполагает привлечение молодого поколения к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.

Память… Она вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики, и не дает забыть героические странички истории победы над фашизмом. А мы, молодое поколение, про их боевые подвиги, их военную жизнь можем сегодня узнать только из рассказов очевидцев, кинофильмов, произведений художественной литературы.

Каждому человеку свойственно желание узнать свою родословную, кто были его предки, историю села, где он родился и вырос, одним словом, историю своей Родины. Народ, который знает свою историю, может быть уверен в своем будущем. Поэтому очень интересно узнать еще и об истории создания известных во всем мире памятников, посвященных событиям Великой отечественной войны. Наша молодёжь будет рада показать нам, что история войны для неё не пустой звук.

Памятник – это… то, что позволяет нам не забывать историческое прошлое; творение рук человеческих, позволяющее помнить историю минувших лет; ответственность поколения за былые времена

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, дойдут до наших потомков в качестве музейных экспонатов, выставочных экспозиций, творческих работ в виде рисунков и плакатов, помогут сохранить нашу историю.

Цели и задачи проекта


Цель: Приобщить обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории своей Родины, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

- сформировать в учащихся интерес к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

- сформировать в учащихся навыков и умений работать с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

- изучить, собрать и сохранить материал о самых известных памятниках Великой Отечественной войны, историй их создания;

- оформить Визитные карточки памятников Великой Отечественной войны;

- совершенствовать организацию и содержание обучения и воспитания подрастающего поколения путем приобщения их к краеведческой работе;

- повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности учащихся.


План проведения проекта


  • Формирование темы проекта, целей, задач

  • Беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя

  • Формирование групп

  • Чёткое планирование работы всей группы и каждого члена группы

  • Поиск необходимой информации учащимися, фотографий памятников

  • Обсуждение промежуточных итогов каждой группой, если необходимо, консультация учителя

  • Создание презентаций, сообщений

  • Выступления учащихся


Развитие проекта. Этапы работы по проекту


1 Подготовительный – выбор темы, определение цели и задач исследования

На первом этапе идет работа над выбором темы, обсуждение материала, который необходимо собрать, возможные источники.

Сначала обсуждение проходит со всем классом. После выбора темы определяются цель и задачи исследования. Затем создаются группы учащихся, которые получают отдельные задания

Учитель направляет учеников проекта на определение результатов работы каждой группы. Таким образом, учащиеся вовлекаются в совместное планирование проекта.

2 Исследовательский – выбор и систематизация материала.

На втором этапе начинается работа над темой. Идет поиск информации из разных источников, выбор и систематизация материала. Учащиеся, работающие в группах, составляют план работы, выполняют задания, работают с краеведческим материалом, используют энциклопедии, словари, выполняют творческие работы, посещают библиотеку.

3 Оформление результатов – подготовка отчетов

Ученики оформляют презентацию по проведенной работе, используют информационные материалы, фотографии.

4 Завершение проекта

Представление и защита проекта в классе, внутри школы и т.д. Демонстрация проделанной работы. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были найдены.


Описание проекта


Саур-Могила

Донбасс

Вершина Саур-Могилы до разрушения мемориала в августе 2014 года

Сау́р-Моги́ла (укр. Савур-могила) — курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высот Донецкого кряжа(277,9 м). На вершине кургана находились сторожевойказацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс. Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж». В ходе боев в августе 2014 года во время Вооружённого конфликта на востоке Украины мемориальный комплекс был уничтожен постоянными обстрелами обеими сторонами конфликта.

Этимология

Топоним «саур» в русском языке и «савур», «савор» в украинском языке по одной версии происходит от тюркского слова «сауыр», который дословно переводится как «степная высота с округлой вершиной в виде конского крупа». По другой версии, название происходит от названия племени сарматов — савроматов.

В иранских языках имеется схожий корень с значением «бык» — ср. Саурская революция, гдетадж. Савр и тат. Сыер — бык, телец, каз. Сәуір — апрель.

В греческом слово «саура» (σαύρα) означает «ящерица».

Народная этимология связывает название с именем человека Саура. По одним легендам это казак, по другим — народный мститель.

Слово «могила» в древнерусском языке имело значение «холм», «курган»

Саур-Могила в годы Великой Отечественной войны

С 1941 по 1943 год Донбасс был оккупирован немецкими войсками. В течение двух лет в окрестностях Саур-Могилы велось строительство оборонительных сооружений первой линии Миус-фронта. Саур-Могила — господствующая высота, имевшая важное тактическое значение. На оперативных штабных картах она была обозначена, как высота с отметкой 277,9 метра. На вершине располагался наблюдательный пункт 6-й армии вермахта (группа Холлидт).

1943г. 17 июля — 1 августа

17 июля советские войска внезапной атакой трёх гвардейских мехкорпусов (с севера на юг: 1-й4-й и 2-й г. м. к.) при поддержке 31-го гвардейского стрелкового корпуса прорвали фронт на глубину до 10 км и заняли плацдарм на западном берегу реки Миуса в районе сёл Степановка и Мариновка. В состав занятого плацдарма входила и высота 277,9 («Саур-могила»)

Для ликвидации угрозы немецкое командование срочно перебросило танковые части с других участков южного направления. В частности, из-под Харькова были переброшены в район Степановки танковые дивизии СС «Дас Райх» и «Тотенкопф». Немецкие контратаки начались 29 июля. На Степановку наступала дивизия «Тотенкопф». Советские войска создали в окрестностях села мощный оборонительный рубеж, оснащенный большим количеством противотанковых орудий 76,2 мм, минными полями и проволочными

заграждениями. Упорные бои продолжались 30 и 31 июля. Части СС несли тяжёлые потери, но продолжали атаковать. За ходом боев у Степановки внимательно следил сам командующий южным флангом Восточного фронта фельдмаршал Э. фон Манштейн. 31 июля Манштейн прибыл в штаб командующего 6-й армией Холлидта и приказал прекратить атаки, поскольку танковые части СС остро требовались на других участках фронта. Однако командир танкового корпуса СС П. Хауссер настоял на завершении начатого. Штурм высоты начался 1 августа в 04:00. После артподготовки с применением реактивных миномётов и под прикрытием дымовой завесы на высоту устремились гренадеры СС. Последовал многочасовой рукопашный бой, в результате которого к 16:00 советская пехота была вытеснена с вершины. Однако уже через несколько минут началась советская контратака силами нескольких стрелковых полков. Лишь удар пикировщиков «Штука» и пулемётный огонь нескольких подоспевших немецких танков помешал советским воинам вновь занять высоту.

Упорные бои с участием крупных танковых и моторизованных сил с обеих сторон шли и на других участках плацдарма. В результате к 1 августа противнику удалось ликвидировать прорыв и вновь выйти на рубеж реки Миус в районе сёл Куйбышево — Дмитровка. На несколько недель на Миус-фронте наступило затишье

18 — 31 августа

Повторный штурм Саур-Могилы советскими войсками был начат 18 августа 1943 года в 06:00 по московскому времени. В штурме участвовали части 96-й гвардейской Иловайской стрелковой дивизии, которой командовал гвардии полковник Семён Самуилович Левин.

Штурму предшествовала двадцатиминутная артподготовка с использованием всей дивизионной артиллерии и залпы дивизиона «катюш». Также была использована воздушная поддержка«Илов».

295-й стрелковый полк под командованием героя Советского Союза Андрея Максимовича Волошина наступал по западным скатам кургана. 293-й полк под командованием подполковника Свиридова наступал по юго-восточным скатам кургана. 291-й стрелковый полк наступал по южным скатам кургана. Правый фланг наступления был прикрыт частями 34-й гвардейской стрелковой дивизии. Левый фланг наступления был прикрыт частями 127-й дивизии полковника Крымова.

295-й стрелковый полк занял высоту 183,0, чем нарушил оборону противника.

29 августа после артналёта советские войска почти захватили вершину, но контратака немцев в направлении хутора Саурмогильский (теперь село Сауровка) с участием огнемётных танков и САУ оттеснила нападавших.

В ночь с 29 на 30 августа дивизионная разведка под командованием младшего лейтенантаШевченко с третьей попытки обошла заслоны неприятеля и установила на вершине красный флаг. В вылазке участвовало всего 17 человек: младший лейтенант Шевченко; старшина И. Веремеев; старшина Сергей Кораблёв; рядовые И. Дудка, Г. Бондаренко, Н. Иванов, И. Алешин, А. Гаин, С. Селиванов, Н. Симаков, К. Калиничев, Н. Черепов, И. Гавриляшин, К. Петряков, В. Лобков, Меркулов, В. Кобзев. Немцы 12 раз атаковали отряд на вершине. Отряд удерживал свои позиции в течение суток, дав возможность перегруппироваться нападающим. Чтобы не попасть под артобстрел, бойцы сделали из окровавленной рубашки лейтенанта Шевченко флаг и обозначили своё присутствие. После смерти лейтенанта Шевченко отрядом командовал Веремеев. К первой группе пробилась вторая под командованием полковника А. А. Сошальского. Лейтенант Шевченко посмертно был награждён орденом Красного знамени.

Высота была взята утром 31 августа.

За отличие в бою при взятии Саур-Могилы Семён Самуилович Левин был награждён орденом Красного Знамени.

К сожалению, в своих послевоенных мемуарах командир 96-й Иловайской стрелковой дивизии полковник Левин и его начальник штаба умолчали о участии в штурме непосредственно высоты их «соседа», 271-й стрелковой дивизии под командованием полковника Ивана Павловича Говорова, и приукрасили «окончание» операции по овладению Саур-Могилой.

В реальности, 31 августа немецкая группа войск западнее Таганрога, 29-й АК, прорвался вдоль побережья Азовского моря на запад через боевые порядки советского 4-го кавалерийского корпуса, а командующий группой «Юг» Эрих фон Манштейн к вечеру наконец получил разрешение Гитлера на отвод из Донбасса группы войск, над которой к этому времени нависла угроза расчленения и окружения, а в резервах ему было отказано. В этом случае выдвинутый далеко на восток «язык» левого края 6-й армии, опирающийся флангом на позицию у Саур-могилы, удерживать, в расчёте на контрудар на юг с целью отсечения глубоко прорвавшихся войск Южного фронта, становилось бессмысленно. Тактическое значение этого опорного пункта для немцев было утеряно, создалась угроза окружения, советские войска выходили за спиной 6-й армии к Красноармейску, всё отчётливей для немецкого командования замаячил призрак нового, «донецкого», «Сталинграда» — и в ночь с 31 августа на 1 сентября высота была оставлена; отход был обнаружен разведкой через несколько часов, под утро, перед началом очередного штурма. Преследование немецких заслонов было представлено в донесении командира 96-й стрелковой дивизии как взятие высоты и выполнение поставленной командованием боевой задачи (в донесении командира 271-й стрелковой дивизии «дипломатично» указано о «выходе на плато высоты 278, Саур-Могилы». Далее командиром 271-й дивизии было организовано преследование отступающего противника, вплоть до создания подвижных групп на автотранспорте артполка дивизии, по воспоминаниям ветеранов дивизии и, в частности, начштаба 3-го батальона 865-го стрелкового полка капитана Розмарицы Романа Федотовича).

В опубликованном рассказе командира 96-й сд Левина конца 1960-х годов роль «соседей», в частности 271-й дивизии, в трёхдневных штурмах существенно преуменьшена. Она, как и её «сосед», непосредственно все эти дни штурмовала юго-западный склон высоты, последовательно введя в бой оба стрелковых полка, и потеряв до половины личного состава (от боевого состава на момент начала атак). Кроме того, именно 3-й батальон 271-й дивизии вышел первым на рубеж атаки после взятия Григорьевки (Калиновки, по старым картам) и попытался «с ходу» взять «проклятый пупырь» 28 августа, но натолкнувшись на плотный пулемётно-миномётный огонь, откатился к балкам и стал окапываться. Местность для наступления была крайне неблагоприятна, так как лощины и балки перед цепью высот были открыты в сторону противника, и защищали от его огня слабо. Вышедшая к отрогам высот 127-я сд 28 августа командующим 5-й ударной армии была смещена влево, а её место заняли более «свежие» на тот момент полки 271-й сд.

Одно из самых страшных впечатлений штурмов тех дней у бойцов — как они ползли по скатам вверх, к дзотам — а немцы выбрасывали из амбразур гранаты. Вид катящейся сверху навстречу, подпрыгивающей гранаты, ожидание, когда она разорвётся — у твоей ли головы, на спине ли, или на соседе — остался кошмаром у многих выживших участников тех боёв… Для защиты от пуль и осколков залёгшие на склонах бойцы использовали тела своих убитых товарищей… «Кто хоть однажды видел это — тот не забудет никогда…» Из фотокопии записной книжки командующего 5-й ударной армии, хранящейся в музее г. Амвросиевка, видно, как в течение 28-31 августа командование тасовало подразделения разных полков и дивизий в ходе практически беспрерывных атак высоты 278.

В 1967 году (по другим данным, 1968) при встрече однополчан на открытии мемориала начальники штабов трёх полков 96-й и 271-й дивизий, принимавших участие в тех боях за высоту, искренне недоумевали, рассматривая крутой южный скат, «какой идиот послал нас туда, и зачем — ну чего ж в лоб-то, а не обойти…» (вспоминает участник боёв за высоту комсорг 3-го батальона 271-й сд, на второй день штурма временно принявший командование 8-й стрелковой ротой из-за больших потерь в полку в тот день в офицерском составе (к середине дня 29-го рота насчитывала около 30 % списочного состава), старший сержант С. Т. Ашихмин, дошедший до Победы и ныне живущий в г. Амвросиевка)

По воспоминаниям ветеранов 271-й сд, после неудачного непрерывного штурма 29 августа, ночью в тыл противнику, сделав крюк в 2 км через позиции соседа справа, ушла разведгруппа 96-й сд младшего лейтенанта Шевченко, перед высотой встретившись с полковой разведгруппой старшины Кораблёва. По мнению ветеранов, группам могла быть поставлена боевая задача в качестве штурмовых групп атаковать дзоты на высоте с тыла. Объединившись под командой Шевченко, бойцы вышли с тыла в район северо-восточного ската, к самой вершине, но с наступлением рассвета были замечены, приняли бой, смогли вывести из строя лишь крайние дзоты в полосе 96-й сд и заняли круговую оборону, вывесив сигналом для своих товарищей под высотой окровавленную сорочку раненого командира, так как в 6 утра, как им было известно, должна была начаться артподготовка для нового штурма. Артподготовка, с возможной коррекцией, всё же была проведена и батальон 96-й стрелковой дивизии, возглавленный замком дивизии полковником Сошальским, пробился по юго-восточным скатам к своим бойцам, однако развить успех не удалось. Немцы использовали авиацию, уверенно работавшую по высоте (дзоты, в которых засели их пулемётчики, были в несколько накатов и выдерживали прямое попадание 250-кг авиабомб и снарядов калибра дивизионной артиллерии), САУ и огнемётные танки. К середине дня 31 августа из-за больших потерь (погибли, в частности, и дважды раненый Шевченко, и Сошальский, и майор Филатов, капитан Иванов) высоту пришлось оставить.

Вечером 31 августа, с наступлением темноты, подразделения 271-й сд начали выдвижение к скатам высоты для предутреннего нового штурма, но около полуночи со стороны противника внезапно начался шквальный артиллерийско-миномётный огонь, не менее часа. Войска 271-й, выдвинутой к высоте слева 127-й и 96-й сд приготовились к отражению мощного контрудара противника, однако через пару часов ожидания и разведки выяснилось, что это был заградительный огонь для обеспечения отхода немецких войск с рубежа. К рассвету заслоны немцев на высоте и за ней были сбиты, и организовано преследование противника, 127-й сд на Снежное, на восток, 271-й, нащупавшей «хвост» отходящего противника, — на север, в направлении Чистяково (Торез), 96-й сд на запад, в направлении Иловайска (дивизии прошли высоту «перекрёстно»)

В начале 1970-х годов ошибка в описании штурма, относительно участия в нём бойцов 271-й сд, в материалах музея на Саур-Могиле была исправлена.

О штурме высоты написана песня «Послушай ветры над Саур-Могилой», слова Фёдора Даниловича Серебрянского, музыка Ивана Николаевича Бирюкова.


Бойцы 5-й ударной армии, участвовавшие в штурме Саур-Могилы после взятия Берлинанаписали на стене рейхстага:


Сталинград — Саур-Могила — Варшава — Берлин! Самсин, Павлуха, Стегний

Земля с Саур-Могилы была взята для донецкого памятника медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны работы Николая Васильевича Ясиненко

Через несколько дней после занятия высоты из близлежащих сёл были мобилизованы местные жительницы. Им были выданы марлевые повязки на лицо и они три дня собирали трупы павших при атаках 28—31 августа. Тела на жаре уже разлагались. После сбора трупов они были уложены в штабеля и сожжены, останки (кости) захоронены где-то перед высотой, со стороны пропитанного кровью южного склона. Данные на погибших рядового и сержантского состава не устанавливались, место захоронений останков после кремации не было отмечено и ныне неизвестно.

Мемориальный комплекс на Саур-Могиле

После Великой Отечественной Войны на Саур-Могиле поставили первый памятник. Он представлял собой пирамиду высотой шесть метров. Пирамида была сложена из местного известняка. Наверху пирамиды была установлена красная звезда. Вокруг пирамиды была площадка, окаймлённая корабельной цепью. По углам стояли пушки, оставшиеся после местных боёв. У памятника была надпись, сообщавшая о потере 5-й ударной армией 23 238 солдат и офицеров.

В  1960 году Донецкая организация Союза архитекторов провела открытый конкурс на лучший проект нового памятника. На конкурс поступили проекты от 37 творческих организаций УССР и РСФСР. В Донецке прошла выставка проектов памятника. Победил проект киевского коллектива. Авторы проекта — скульпторы: Ф. А. КоцюбинскийИ. С. Горовой , К. А. Кузнецов; архитекторы: М. И. Потипако, А. Ф. Игнащенко, И. Л. Козлингер. Второе место в молодёжном конкурсе проектов памятника заняла работа Александра Шамарина. Комсомольцы Снежно́гоТореза и Шахтёрска собирали на памятник деньги за счёт воскресников, заработок от которых шёл на строительство памятника.

Открытие памятника состоялось 19 сентября 1967 года. На открытии присутствовало более 300 тысяч человек: ветеранов, представителей общественных организаций, частей Советской Армии.

На вершине кургана был установлен обелиск из железобетона, облицованный гранитом, высотой 36 метров. Внутри обелиска находится комната боевой славы. В экспозиции комнаты боевой славы находятся фотокопии газет с публикациями военных лет о Миус-фронте, картосхемы взятия высоты, портреты участников штурма. У подножия обелиска создана верхняя смотровая площадка.

У подножия обелиска установлена скульптура советского солдата. Высота скульптуры девять метров. Изготовлена из чугуна. На солдате плащ-палатка, которая развевается на ветру. Правая рука поднята вверх, в ней автомат. Солдат стоит лицом на восток. В 1975 году у ног солдата был зажжён Вечный огонь.

К обелиску ведут две аллеи. Одна заложена представителями городов-героев, а втораяпионерами из всех республик СССР и представителями города Краснодона. Дорога к Саур-Могиле комсомольцами из Снежно́го засажена клёнами и тополями.

С подножия кургана к вершине поднимается широкая лестница. С левой стороны лестницы расположена большая надпись: «Берегите, берегите, берегите мир!». С правой стороны лестницы расположено четыре сюжетных, многофигурных батальных пилона. Пилоны горизонтальные. Размеры пилона: 12,5 на 3,5 метра. Каждый пилон посвящён одному роду войск: пехотетанковым войскамартиллерии и авиации. На каждом пилоне скульптурные композиции, горельефы и надписи, основанные на реальных событиях. На боках пилонов высечены наименования войсковых частей и соединений, которые принимали участие в освобождении Донбасса.

Первый пилон посвящён пехоте. Центром композиции является сюжет о группе лейтенанта Шевченко. На пилоне изображены раненый командир с поднятой рубашкой, которая заменяет знамя; бегущий автоматчик; раненый старшина, спасающий командира, прикрывая его своим телом; солдат, готовящийся бросить гранату; пожилой гвардеец с ручным пулемётом; морской пехотинец с пистолетом в руке; солдат со станковым пулемётом. Второй пилон посвящён танковым войскам и моторизированной пехоте. Он состоит из трёх композиционных групп. На пилоне изображены воин со связкой гранат, гвардейцы под руководством командира идущие в атаку[1]. Третий пилон посвящён артиллерии. На пилоне изображены миномётчики, зенитчики, девушка-телефонистка, артиллеристы с орудиями. Четвёртый пилон посвящён авиации.







Во время боёв за Саур-Могилу на ней была уничтожена вся растительность. Выжило только одно дерево. Возле него установили чугунную плиту с надписью:



Это дерево — свидетель неслыханной храбрости и мужества советских воинов, которые дрались за твоё счастье. Так будь же, друг мой, современник, бдителен на земле, которая полита кровью твоих отцов и братьев. Право требовать это они смертью в бою заслужили.





У подножия кургана создана нижняя смотровая площадка. Со смотровой площадки видна вся панорама мемориального комплекса. На смотровой площадке размещены «катюши», артиллерийские орудия, миномёты, танки. Наверху кургана есть вертолётная площадка.



В советское время молодым людям, принимаемым в комсомол на Саур-Могиле, выдавали комсомольские билеты. В городах Снежное и Торез есть свадебная традиция — молодожёны после регистрации брака едут на Саур-Могилу и поднимаются к монументу на вершине.

У мемориала на Саур-Могиле массово отмечаются День Победы и День освобождения Донбасса.





С 12 июня 2014 года, всё лето в районе кургана шли бои между вооруженными силами Донецкой Народной Республики и подразделениями Вооружённых Сил Украины.

В июле 2014 года на кургане располагался опорный пункт бойцов ДНР, игравший ключевую роль в событиях вокруг «Изваринского котла», где оказалась 5-тысячная украинская группировка. В ходе боев в августе 2014 года во время Вооружённого конфликта на востоке Украины мемориальный комплекс был уничтожен постоянными обстрелами обеими сторонами конфликта







В оин-освободитель

Германия (Берлин)

«Во́ин-освободи́тель» — монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). В мемориале захоронено около7000 советских воинов, из общего числа75 000 павших при штурме Берлина. Известны имена около 1000 из них. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, и освобождения народов Европы от фашизма.

Скульптура

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской областиНиколай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

В эскизе - солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч. Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Существует три версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

  1. Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.

  2. По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове,

работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.

  1. Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, он стал шеф-поваром ресторана «Прага»].

Строительство

Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина. Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место





М амаев курган.

Россия (Волгоград)

Мама́ев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои (особенно в сентябре 1942 года и январе 1943) продолжительностью 200 дней. На Мамаевом кургане захоронено около 35 000 человек, сражавшихся за Родину.

Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».


Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»

  • Аллея пирамидальных тополей

  • Площадь Стоявших насмерть

  • Стены-руины

  • Площадь Героев

  • Монументальный рельеф

  • Зал Воинской славы

  • Площадь Скорби

  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»

  • Воинское мемориальное кладбище

  • Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана

Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (19591967).

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции.] Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович , диктор Левитан Юрий Борисович , звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович  и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий  Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.


С кульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч с рукояткой длиной 30 метров и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук К. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 м.

Первоначальный проект предусматривал строительство второй очереди ансамбля — от проспекта Ленина до Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома под эти цели был отведен участок от проспекта Ленина до уреза Волги. От проспекта Ленина к Волге должна была расположиться пешеходная аллея, стелы с наименованием всех частей советской армии, принявших участие в Сталинградской битве. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» 31 января 2008 года был включён в перечень федеральных памятников и с тех пор находится в федеральной собственности.[10] Для передачи в ведение Роскультуры его объединили с музеем-панорамой «Сталинградская битва». Директором государственного учреждения назначен Александр Величкин, много лет возглавлявший областной комитет по культуре. 12 июня 2008 на Красной площади в Москве были подведены итоги конкурса «7 чудес России». По результатам голосования Мамаев курган вошёл в число семи российских чудес

Р одина-мать

Украина(Киев)

Монумент-скульптура «Родина-мать» (укр.Батьківщина-Мати), стоящий в Киеве на высоком правом берегу Днепра. Относится к «Национальному музею истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». В 1981 году в День Победы комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Описание

Центральной фигурой музея является монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдалённых точек украинской столицы. У подножия монумента расположен музей.

Проэктирование

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. После окончания работ этот кран демонтировали. За состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований.

Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Волгограде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко. По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолеты Ли-2МиГ-23 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.









П лощадь Победы Белоруссия (Минск)



Расположение

Расположена на проспекте Независимости, за поймой реки Свислочь между улицами Захарова, Коммунистическая и Фрунзе.


История

До ноября 1958 года имела название Круглая площадь.

1 июля 1984 года на площади были установлены постаменты с капсулами с землей из городов-героев: Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, Брестской крепости. В 1985 году — капсулы с землёй из городов-героев Смоленска и Мурманска.


Монумент Победы

Посредине площади в 1954 установлен монумент Победы (арх. Г. Заборский, В. Король). Имеет форму обелиска (высота ок. 40 м). Облицован серым гранитом и завершён изображением ордена Победы (бронза, смальта). На четырёх гранях постамента размещены бронзовые горельефы, раскрывающие идею памятника: «9 мая 1945 г.» (А. Бембель), «Слава погибшим героям» (З. Азгур), «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» (С. Селиханов), «Партизаны Белоруссии» (А. Глебов). Как символ победы, на базе обелиска лежит меч, обвитый лавровой бронзовой веткой. Ступенчатый стилобат (чёрный лабрадорит) с четырёх сторон фланкирован бронзовыми венками. Вокруг монумента разбит газон и высажены декоративные ели.

У подножия памятника 3 июля 1961 года, в день 17-й годовщины освобождения города Минска, почётный гражданин города Минска, Герой Советского Союза генерал-полковник А. С. Бурдейный зажёг вечный огонь.

8 мая 1985 года в честь 40-летия Победы в подземном переходе на площади Победы открыт Мемориальный зал в честь погибших Героев Советского Союза за освобождение Белоруссии.

Под Площадью Победы проходит Московская линия Минского метрополитена. На Площади Победы находится вход на станцию метро Площадь Победы.




А лёша

Болгария (Пловдив)



«Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю, в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»).

Описание

Памятник представляет собой 11.5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его рукеППШ, направленный к земле.

Скульпторы :Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев;

Архитекторы: Н. Марангозов и др.

Памятник установлен в 1954 году, открыт —5 ноября 1957 года Скульптура водружена на 6-метровый постамент, облицованный сиенитом игранитом. Постамент украшен барельефами«Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков).

К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница из ста ступеней (авторы архитектурно-планировочного решения — Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр Цветков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.


История создания

Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году. Инициатива целиком исходила «снизу», от народа, без всякой рекомендации «сверху». 9 мая 1948 года был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника.

Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку. В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте будущего памятника, выявились определённые недостатки. По замыслу авторов монумент должен был состоять из трёх элементов, однако на фоне неба они сливались и, композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне 1950 года данный вариант был утверждён.

Прообраз памятника

Прообразом памятника считается рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении.

Могила Неизвестного Солдата

Р оссия (Москва)

Моги́ла Неизве́стного Солда́та — мемориальный архитектурный ансамбль в Москве, в Александровском саду, у стен Кремля. На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» (предложена С. В. Михалковым, по другой версии — результат совместного творчества поэтов и писателей М. К. Луконина,С. В. МихалковаК. М. Симонова иС. С. Смирнова.) из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.

Слева от могилы — стена из шокшинского  малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев:

  • «Ленинград» (с Пискарёвского кладбища),

  • «Киев» (от подножия Обелиска участникам обороны города),

  • «Сталинград» (с Мамаева кургана) — до сентября 2004 года надпись гласила «Волгоград»,

  • «Одесса» (с рубежей обороны),

  • «Севастополь» (с Малахова кургана),

  • «Минск» (с рубежей обороны),

  • «Керчь» (с рубежей обороны),

  • «Новороссийск» (с рубежей обороны),

  • «Брестская крепость» (от подножия стен),

  • «Тула» (с рубежей обороны),

  • «Мурманск» (с рубежей обороны),

  • «Смоленск» (с рубежей обороны).

  • «Москва»

Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитовом постаменте, схожий с блоками аллеигородов-героев, длиной около 10 метров. В левой части стена с надписью «Города воинской славы»; справа вдоль блока — названия 40 городов воинской славы, разбитых на столбцы по 4 города в каждом:

Белгород

Малгобек

Воронеж

Туапсе

Вязьма

Козельск

Нальчик

Тихвин

Старый Оскол

Таганрог

Курск

Ржев

Луга

Великие Луки

Кронштадт

Архангельск

Выборг

Тверь

Ковров

Малоярославец

Орёл

Ельня

Полярный

Великий Новгород

Наро-Фоминск

Волоколамск

Калач-на-Дону

Анапа

Ломоносов

Можайск

Владикавказ

Елец

Ростов-на-Дону

Дмитров

Псков

Брянск

Владивосток

Колпино

Петропавловск-Камчатски

Хабаровск

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестно госолдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду.

8 мая 1967 года на месте захоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата», созданный по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского. Зажжён Вечный огонь Л. И. Брежневым, принявшим факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьева. Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата был зажжён от огня на Марсовом поле.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.

Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы. В связи с работами по созданию Общенационального мемориала воинской славы почётный караул с 16 декабря 2009 года по 19 февраля 2010 года не выставлялся. Также на этот срок были прекращены церемонии возложения венков и цветов к мемориалу.

27 декабря 2009 года с воинскими почестями, временно, на период реконструкции, Вечный огонь был перенесён на Поклонную гору в Парк Победы.В День защитника Отечества23 февраля 2010 года, Вечный огонь был возвращён к Кремлёвской стене







П амятник Воину-освободителю Украина (Харьков)

Памятник Воину-освободителю («Павлуша») — памятник на улице 23 Августа  , посвященный советским войскам, освободившим город от фашистских оккупантов в 1943 году. Открыт в 1981 году. Архитекторы А. А. Максименко, Е. А. Святченко и Э. Ю. Черкасов, скульпторы Я. И. Рык и И. П. Ястребов].

23 августа 1943 года Харьков был освобожден от фашистских захватчиков. В1959 году на месте бывших боев появилась улица 23 Августа. А в 1981 году был открыт памятник Воину-освободителю.

В 2009 году был поднят вопрос о необходимости ремонта памятника. До этого монумент находился на балансе ныне ликвидированного «Треста зеленых насаждений». Таким образом, памятник не приводился в порядок в течение десятка лет. Памятник нуждался в чистке, обновлении облицовки постамента.

В течение полугода памятник был отреставрирован — это событие приурочили к Дню Победы9 мая 2010 года.

К урган Славы

Белоруссия


Мемориальный комплекс «Курган Славы» — памятник Великой Отечественной войны, расположенный в Смолевическом районе, на 21-м км магистрали М2 Минск — Национальный аэропорт «Минск».

Авторы - скульпторы А. Бембель и А. Артимович, архитекторы О. Стахович и Л. Мицкевич, инженер Б. Лапцевич.

Составные части - Курган Славы: высота 35 метров. Обелиск — 4 стилизованных штыка (1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты — участники освобождения Белоруссии); высота 35,6 м (от вершины кургана). История боёв в месте возведения Кургана Именно в этих местах в июле 1944 года во время крупнейшей наступательной операции «Багратион» в окружение попала 105-тысячная группировка гитлеровских войск. Данное событие получило название «Минский котёл». Разгром этой группировки завершился 11 июля и стал еще одним решающим шагом на пути к освобождению Беларуси.

Сама наступательная операция «Багратион», проводимая силами 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов при участии партизан, началась 23 июня 1944 года и завершилась 29 августа освобождением Белорусской ССР, части Литовской ССР и Польши.

Строительство мемориала

В память о героизме советских солдат и офицеров, а также в честь победы в Великой Отечественной войне руководство БССР 18 августа 1966 года приняло постановление о сооружении монументально-скульптурной композиции Курган Славы.

30 сентября того же года на месте, где сейчас возвышается мемориал, была заложена памятная плита и проведен митинг, в котором приняли участие не только минчане, но и представители городов-героев. Участники митинга приняли наказ грядущим поколениям чтить память прошедшей войны и быть патриотами своего отечества. Текст наказа был замурован в специальной капсуле в основании кургана.

Сооружение Кургана Славы, которое началось в ноябре 1967 года, стало делом всенародным. Тысячи людей посчитали своим долгом сделать свой вклад в это и принесли сюда горсти земли.

Описание мемориала

Общая высота мемориала составляет 70,6 метра. Земляной холм высотой 35 метров венчает скульптурная композиция из четырех штыков, облицованных титаном, высотой 35,6 метра каждый. Штыки символизируют 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты, освобождавшие Беларусь. Их основание опоясывает кольцо с барельефными изображениями советских воинов и партизан. На внутренней стороне кольца, выполненной в технике мозаики, отбит текст: «Армии Советской, Армии-освободительнице — слава!» Кроме того, основание обелиска украшают изображения орденов Отечественной войны и Славы. От подножия кургана, опоясывая его, к монументу ведут две бетонные лестницы, каждая из которых имеет 241 ступень.

Открытие Кургана Славы состоялось в 1969 году.

Курган Славы под Минском породил целую волну подражаний среди архитекторов, создававших военные мемориалы по всему СССР.

О белиск «Городу-Герою Ленинграду»

Россия

(Санкт-Петербург)

Обелиск «Городу-Герою Ленинграду» расположен на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Установлен 8 мая1985 года. Ленинград впервые назван «городом-героем» в Приказе Верховного Главнокомандующего1 мая 1945 года.

Обелиск сооружён в соответствии с Положением о высшей степени отличия — звании «Город-Герой», утверждённом Президиумом Верховного Совета СССР8 мая 1965 года. Авторы монумента — архитекторы: В. С. Лукьянов и А. И. Алымов. Бронзовые горельефы выполнены коллективом скульпторов — А. С. Чаркиным,В. Д. Свешниковым, Б. А. Петровым и А. А. Виноградовым. Инженерные расчёты проводились под руководством специалистов: В. М. Иванова и Б. Н. Брудно.

Описание монумента

Обелиск представляет вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, украшенный бронзовыми горельефами и увенчанный «Золотой Звездой Героя».

Монумент установлен в композиционном центре одной из самых больших площадей города — площади Восстания и завершает основную, парадную часть Невского проспекта. По периметру площади его окружают здания, вошедшие в историю Ленинграда — Санкт-Петербурга: Московский вокзал, Гостиница «Октябрьская»станция метро «Площадь Восстания». Весь комплекс сооружений создаёт единый ансамбль, напоминая о драматической истории города, в годы Великой Отечественной войны. В нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда: «Блокада», «Тыл — фронту», «Атака», «Победа». На декоративном картуше надпись — «Городу-Герою Ленинграду». Выше горельефов, завершая основание обелиска, пятигранный монолитный ствол обрамлён бронзовым Венком Славы. Вершина сооружения увенчана «Золотой Звездой». Текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о вручении городу медали «Золотая Звезда», вопреки Положению о высшей степени отличия — звании «Город-Герой», на обелиске размещён не был.

Торжественное открытие обелиска

Торжественное открытие обелиска «Городу-Герою Ленинграду» проходило в канун Дня Победы 8 мая 1985 года. Тысячи посланцев всех районов города присутствовали на церемонии. У подножия обелиска стоял почётный караул, доставивший увенчанные орденами знамёна Ленинграда и Ленинградской области, боевые стяги воинских частей, отличившихся в боях второй мировой войны. Площадь ВосстанияНевский и Лиговский проспекты были украшены флагами и транспарантами. К торжественному событию выпущены сувенирные значки, специальные флажки, памятная медаль, открытки.

Почётное право открыть обелиск предоставлено заслуженным горожанам, среди них директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский, командир Ленинградской военно-морской базы адмирал В. А. Самойлов, Герой Советского Союза В. Н. Харитонов, дважды Герой Социалистического Труда В. С. Чичеров, деятели науки, культуры и искусства


М емориальный комплекс Хатынь Белоруссия






Хаты́нь (возможно, от белор. хатадом) — деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. Карательный батальон («118-й шуцманшафт батальон») был сформирован из военнопленных.В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.

Вид основной части Мемориального комплекса (от входа)


История создания Мемориального комплекса

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым.


Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.


Ожидаемые результаты

после реализации проекта

  1. Развитие общечеловеческих ценностей учащихся;

  2. Приобретение навыков исследователей;

  3. Развитие чувства милосердия, доброты;

  4. Научиться самостоятельно работать с дополнительной литературой, систематизировать материалы, делать выводы;

  5. Приобретение навыков работать в команде;

  6. Усовершенствование навыков презентовать результаты поисковой работы;

  7. Формирование активной жизненной позиции.

  8. Создание благоприятных условий для вовлечения всех учеников школы, не зависимо от возраста, но объединенных добром и милосердием, к добропорядочности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!