Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование,проектирование, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях.
Актуальность урока.
Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Личностные универсальные учебные действия
1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
ЦЕЛЬ УРОКА:
формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.
2.Выявить причины возникновения денег.
3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
4.Воспитывать бережливость.
В ходе урока учащиеся:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- навыки работы в группе,фронтально и индивидуально;
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
.
Тема: Акча. Деньги.Проектная работа (Фрагмент урока)
Дәрес планы:
Укучылар, без бүгенге дәрестә проект эшебезне дәвам итәрбез. Сезгә иҗади уңышлар телим!
Теманы белер өчен сезгә ребусны чишәргә кирәк.
( рәсемнәр бирелә, беренче хәрефләреннән сүз төзергә)
Алма китап чалбар ачкыч
АКЧА
Димәк дәресебезнең темасы Акча Деньги
( тактага ак кәгазьгә язып эләм)
Нинди максат куябыз?
Теманы өйрәнү.
Сезне тема, акча темасы кызыксындырамы?
Укучылар сез ничек уйлыйсыз, акча элек булганмы? Кайчан барлыкка килгән? Всегда ли существовали деньги?
Мин сезгә бер бирем тәкъдим итәм.Анкета
( Палитра моих знаний)Белемне бәяләү палитрасы
№ | Сораулар | Проект эшенә кадәр | Проект эшеннән соң |
1 | Нәрсә ул акча? Что такое деньги?(определение) | | |
2 | Что древности использовали вместо денег? Борынгы заманда акча урынына нәрсә кулланганнар? | | |
3 | Как появились первые деньги? Беренче акчалар ничек барлыкка килгән? | | |
4 | Что такое банкнот? Банкнот нәрсә ул? | | |
5 | Какие денежные единицы используются в разных странах? Төрле илләрнең акча берәмлекләрен ата. | | |
6 | Для чего нужны деньги? Акча нәрсәгә кирәк? | | |
Анкета измерения уровня знаний.
Знаю “+” не знаю “ –“
Укучылар бирелгән сорауларга җавап бирдегезме?
Юк.
Ни өчен.
Чөнки белмибез.Дәрестә әлеге сорауларга җавап эзләрбез.(укучылар әйтсен)
Димәк, өйрәбез. Алдагы бурычлар:
Сорауларга җавап табу.
Тактага проект эшенең схемасын эләм.
Эшне башлыйбыз.
1 схема Тел белгечләре Знатоки языка 1сорау
Что такое деньги? Дайте определение
Ожегов словареннан сүзне табып язып тактага эләләр.
2 схема Тарих История 2,3 сорау
Укучылар! Әлеге сорауга җавапны сез мәктәпнең тарих укытучысы Ләйлә Нәкип кызы сөйләгәннәрдән табарсыз.
(ак битләргә кирәкле мәгълүмәтләрне язып куям, укучылар кирәклесен алып, тактага эләләр)
3 схема Төп информация чыганагы Главный источник информации
4,5 сорау
Укучылар үзләре әйтергә тиеш : төп информация чыганагы ул- дәреслек (сод-едан карап теманын битен билгеләп сорауга җавапны укыйлар. Банкнот тур-да 1 укучы яза тактага элеп куя,( дәреслек, 79бит)2 укучы 5 нче сорауга җавапны укый гына.дәреслек, 79 бит)
Укытучы сорау бирә:
Язмачаны кайда эшлибез?
4 схема Нәтиҗә Вывод 6 сорау
Для чего нужны деньги?
Чтобы купить
Еду машину квартиру одежду
(презентация)