СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Микены и Троя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Микены и Троя"»

ТЕМА УРОКА: "Микены и Троя" (5 класс)

Учитель: Емельянова Е.Н.

МБОУ «Сизовская средняя школа»

Сакского района Республики Крым


ТИП УРОКА: Урок нового знания.

ЦЕЛИ УРОКА:

знакомство с древнейшим периодом истории Древней Греции, причинами, ходом и итогами Троянской войны;

развивать умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, анализировать литературные произведения древности и делать выводы;

воспитывать интерес к античной культуре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.

Предметные: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий; продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2014.

- Историческая карта «Древняя Греция», проектор, интерактивная доска, презентация с иллюстративным рядом; раздаточный материал с заданиями для работы в парах, оценочный лист.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на усвоение нового материала.


  1. Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:


- На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры методом взаимопроверки определяется правильность выполнения учащимися задания.


Вопросы для игры:

    1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями

    2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы

    3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную

    4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр

    5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей

    6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал

    7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова

    8. Города-государства Греции платили дань критскому царю

    9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков



1


2


3

4


5


6


7


8


9

0

1

0

2

Х

3

0

4

Х

5

0

6

Х

7

0

8

Х

9


Правильные ответы на слайде.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать понятия и их суть.

- Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке до н.э.?

- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы разобраться с данной темой?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Давайте найдём этот город на карте. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.

- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 117-118, слайды.

- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.


На рисунке на стр. 118 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен.

V. Физкультминутка

VI. Первичная проверка понимания.

Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены многочисленные глиняные таблички. Какие данные о Древней Греции дают нам эти таблички? Обратите внимание на отрывок одной из такой таблицы.

Работа с историческим документом.

Раздаточный материал на партах: (карточка)

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

Беседа с учащимися по источнику:

- Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе? (У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь).

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; в плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе).


Многие данные об истории Древней Греции основаны на материалах археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого ученого Генриха Шлимана.

Сообщение учащегося о биографии Г. Шлимана (опережающее задание), ( слайды).

Рассказ учителя.

После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем (работаем с картой). Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии (работаем с картой).

- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война

Микены (+ ) 1200 г. До н.э. ( - ) Троя

Греки троянцы

- Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность.

- Современные ученые причиной Троянской войны называют стремление греков укрепить свою власть на всем Эгейском побережье. В Древней же Греции существовала другая точка зрения. Обратите внимание на доску. Перед Вами «яблоко раздора». Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»? Помочь нам разобраться в этом поможет миф о начале Троянской войны на стр. 118-119 учебника( иллюстрируются слайдами).

Беседа с учащимися:

- Как Вы понимаете выражение «яблоко раздора»? Почему возникло этот выражение?

VII. Первичное закрепление.


- Запись на доске: Крита --- Микены --- акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора

- Обратите внимание на доску. Перед вами логическая цепочка понятий по теме нашего урока. Составьте пожалуйста краткий пересказ с использованием этих понятий

VIII. Рефлексия.

- Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ со слов " После падения Крита… "

(слушаем ответы учащихся).

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: п. 25, пересказ, ответы на вопросы после параграфа.

Повышенный: Объяснить значение выражения «Яблоко раздора».

Творческий: Рисунок по теме.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Давайте подведем итог урока:

  1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?

  2. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

  3. Выставление и комментирование оценок за урок.

  4. Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом в виде цветовой реакции. Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета.

Желтый цвет – радостное настроение; Синий – плохое, унылое настроение;

После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!