СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миграция населения. Россияне на рынке труда.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме. Предмет география.

Просмотр содержимого документа
«Миграция населения. Россияне на рынке труда.»

ТЕМА УРОКА: Миграции населения. Россияне на рынке труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Цели урока:

· выявить особенности миграций в России;

· сформировать представление о том, как миграции изменяют состав населения;

· сформулировать проблемы, связанные с миграциями в России.

· раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы»;

· сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день;

· сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о миграциях населения: их причинах, видах и основных направлениях; формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном населении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале.

Метапредметные: формирование умений: 1) интерпретировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.

Личностные: осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; понимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам; понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии.

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Назовите основные типы поселений.

2. Назовите причины и признаки урбанизации. В чём специфика российской урбанизации?

3. Используя текст параграфа о приближении сельских поселений к городским, прокомментируйте его на материале своей области, края и исходя из своего жизненного опыта.

4. Чем различаются понятия «городская агломерация» и «мегаполис»?

5. Из литературных произведений приведите примеры, иллюстрирующие функциональные признаки городов.

II. Изучение нового материала

На данном уроке предстоит выяснить, почему люди переселяются на дальние и близкие расстояния.

Освоение новых территорий в России приводило к постоянным передвижениям населения. Такие передвижения населения по территории страны называются миграциями.

Слово «миграция» произошло от латинского слова migratio — переселение, перемещение. Соответственно переселенцев называют мигрантами.

Учитель задаёт обучающимся вопросы: «Каково значение миграций? Кто в первую очередь готов к переезду на новую территорию?»

При объяснении нового материала важно подчеркнуть экономическое значение миграций (способствуют территориальному перераспределению людей, освоению новых территорий) и роль миграций в межэтническом взаимодействии.

Обсуждая вопрос о видах миграций, обучающиеся анализируют рисунок 23 учебника. Среди мигрантов преобладают мужчины. Чем вы это можете объяснить?

Затем обучающиеся в группах обсуждают проблему: можно ли считать, что демографическая картина России сложилась во многом благодаря миграционным процессам? Они обосновывают свою точку зрения и выносят её на всеобщее обсуждение.

Далее школьники приводят примеры различных видов миграций, преобладающих в их населённом пункте (городе, селе).

Для того чтобы установить, как изменилось направление миграций в России в конце XX в., обучающиеся анализируют карту (рис. 24 на с. 56 учебника).

При обсуждении вопроса, влияют ли миграции на состав населения, учитель обращает внимание учеников на необходимость уважительного, толерантного отношения к мигрантам со стороны каждого из нас.

Учитель акцентирует внимание на том, что в результате миграций увеличивается культурное и этническое разнообразие территории. Однако миграции порождают проблемы, в том числе связанные со здоровьем населения, его адаптацией к новым условиям. Различают биологическую адаптацию - приспособление организма к новым природным условиям, в которых приходится жить (климат, состав питьевой воды ,местная кухня, природный ландшафт) и социальную адаптацию — приспособление к новым культурным взаимоотношениям, быту, досугу, условиям трудовой деятельности.

Вначале школьники выясняют значение понятий «трудовые ресурсы», «рынок труда», «экономически активное население». Пониманию этих сложных терминов способствует рисунок 25 «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» на с. 59 учебника.

Обучающиеся анализируют рисунок 26 «Соотношение спроса на рабочую силу и её предложения при различной оплате труда», делают выводы.

Обращается внимание на понятие «человеческий капитал», основу основ любого государства, создающего эффективную экономику. Человеческий капитал государства, республики, края, области создают люди — высокообразованные, здоровые, мобильные, активные, трудолюбивые, ответственные, высокопрофессиональные, патриоты своей страны. Каждый человек, живущий в стране, образует человеческий капитал. Нынешний школьник, студент — это гражданин, будущий семьянин, работник.

Следующий вопрос — причины и следствия безработицы. Обучающиеся выясняют, от чего зависит география безработицы в России. Учитель задаёт вопросы: «Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»

Проблему занятости в своём регионе ученики обсуждают в ходе дискуссии. Учитель предлагает внести предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.

На уроке желательно вынести на обсуждение и такой вопрос: «Существует мнение, что полная занятость всего трудоспособного населения является тормозом изменения структуры хозяйства. Так ли это?»

Разговор о профессиональном самоопределении обучающихся следует начать с решения проблемы: лучше жить на пособие по безработице или заниматься непрестижной работой? Ученики высказывают своё мнение.

Далее учитель даёт школьникам задание: «Проранжируйте по значимости для вас десять профессий и обсудите полученные результаты. Вы ожидали такие результаты? На чём, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»

Закрепление

Итогом обсуждения данных вопросов может стать выполнение школьниками таблицы.

Качества личности, нужные для

выбранной профессии



Мои качества,

помогающие

овладеть выбранной профессией

Мои качества, препятствующие овладению выбранной

профессией

Беседа по вопросам:

1. Продолжите определение: «Миграция — это…»

2. К каким видам миграции вы отнесёте весенне-летние поездки горожан в сельскую местность, на дачу?

3. Из каких регионов и почему люди уезжают в поисках работы?

4. Как влияют миграции на демографическую ситуацию регионов?

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание: 1) П.7-15 подготовка к контролю знаний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!