Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога.
Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos - предание, сказание).
Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и нaдeленной разумом.
Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным.
Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
В узком смысле - объясняющие происхождение отличительных признаков или иных объектов (в австралийском мифе медведь остался бесхвостым, т. к. кенгуру отрезал ему хвост, и т. п.
Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос.
космогонические
Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).
Билл Рид. "Ворон, освобождающий первых людей из раковины-моллюска" Канада, Антропологический музей г. Ванкувер
К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные. Мифы астральные — о Звёздах и планетах.
Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.
Луна и Солнце- типичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно.
Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.
Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.
Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.
Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.
Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.
Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план космогоничесние мифы о сотворении мира.
Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Heкто сотворил неким образом нечто».
Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theоs – бог + goneia – рождение ) – мифы о происхождении богов , олицетворяющих стихийные силы природы.
Рождение мира из Хаоса. (А. Фанталов, акварель, 1993).
Сначала спящая земля – Гея поднялась из хаоса и родила небо – Урана. Уран и Гея породили титанов и одноглазых циклопов.
Гея с детьми. Римский барельеф, 13-9 гг. до н.э.
Но когда Гея родила сторуких великанов. Уран, ужаснувшись, низверг их в Тартар*.
Оскорбленная Гея, утомленная плодовитостью мужа, подговорила детей отомстить отцу. Титан Крон оскопил Урана и занял eгo место.
Оскопление Урана Кроносом Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия
Опасаясь, что дети поступят с ним так же, он проглатывал новорожденных. Спасенный матерью Зевс в жестокой схватке победил Крона, заставил изрыгнуть всех проглоченных братьев и ceстер и воцарился с ними на Олимпе. Заключительной фазой борьбы младшего поколения богов-олимпийцев с титанами стала победа Зевса над стоголовым чудовищем Тифоном и змееногими гигантами, рожденными геей из крови оскопленного Урана.
Кронос пожирает своего сына. Автор - Франческо Гойя.
«Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из кoтopoгo появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики(- название территории Центрально-Мексиканского плато. полуострова Юкатан и центральной части Южной Америки.).
Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa (творца) Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.
Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.
Птах , — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения.
Птах
Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).
Птах
Повторим!
Общая логика движения:
- От внешнего и далекого к внутреннему и близкому;
- От божественного к человеческому;
- От стихийного к социальному.
Космогонические мифы о сотворении мира
Цепь рождения богов.
Упорядочивание стихийных сил природы
Творение бога-демиурга.
«Материал» для создания космоса в мифах
Космогоническое отделение неба от земли повлекло за coбой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир.
На этих трех уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный opлом на верхнем уровне;
Орел
Потомки
Небо
Будущее
Олени
Живущее поколение
Земля
Настоящее
Подземный мир
Прошлое
Мировая гора
Змей
Предки
оленями, поедающими листья, на среднем уровне;
змеем, грызущим корни, – на нижнем.
Начало Начал - Мировое Древо (Видео)
Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки).
Часовских Кирилл (Gandharva). Мировое древо
Число 3 – символ динамического процесса (рождение - -жизнь – смерть), символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют).
Воплощение образа:
обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм
Древо жизни, дерево, акрил, лак, 2009 Музей славянской мифологии
Когда рождается человек, его будущая судьба записываетя в книгу Рода, и, как гласит старинная русская пословица, «чего на роду написано – никому не миновать!». С именем Рода у каждого человека связаны священные понятия – РОДители (те, кто родили тело), РОДные, РОДина, РОДник, РОД, приРОДа…
Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.
Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменяясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия. Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.
«Мировое дерево» из норвежской мифологии. Согласно скандинавским поверьям, именно в виде этого дерева существует наш мир.
Стела в Исапе, Чьяпас, на которой изображено мировое дерево
Горизонтальная модель мира
Центр мира
Дорога (река)
Число 4 – символ статической целостности:
- 4 направления;
- 4 времени года;
- 4 части суток;
- 4 первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух).
Воплощение образа:
Культовые сооружения:
пирамида, пагода, ступа, церковь.
Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие «центра мира»- центральной точки в эфире, где произошел акт творения, и от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях (вперед, назад, вправо, влево). Горизонтальная модель мира включает в себя четыре времени года, четыре части суток, четыре первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух). Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как пирамида, пагода, церковь.
Горизонтальная модель противопоставляет освоенную людьми часть земли нeупорядоченному миру, находящемуся за ее пределами. По сути, это противопоставление понятий «культура - приpoдa». В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги. В Дpeвнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.
Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию - колдовство , осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений. К примеру, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности.
Одним из наиболее древних и важных являлся обряд плодородия. Он связан с представлением о том, что смерть божества растительности знаменует смерть природы, а eгo воскресение обеспечивает новый расцвет производительных сил земли.
Обряд включал магические заклинания земли, моления богам об урожае, театрализованное действо, воспроизводящее в лицах миф о божествах растительности.
Примером может служить обряд, посвященный египетскому богу плодородия Осирису , смерть и воскресение котopoгo не что иное как мифологизация цикла увядания и цветения природы, ежегодного посева и прорастания зерна.
("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых.
Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе.
Аид Бог подземного мира
Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях.
Аид и Персефона принимают души умерших Иллюстрации к "Словарю античности" 1895 год
Харон - перевозчик душ умерших по водам Аида
Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу.
На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай – класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги – плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков о реинкарнации.
Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.
Цербер
В аиде: Харон перевозит души умерших через Стикс; Кербер, охраняющий выход из подземного царства; Аид и Персефона, восседающие на троне; Минос и Радаманф. Гравюра.
Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.
Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу - дочь, не спросив согласия ее матери.
Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее.
Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год.
Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны.
Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок.
Деметра и Персефона и облачении охотниц
Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли .
Похищение Прозерпины (Персефоны). Автор – Л.Бернини.
Никто, кроме бога солнца Гелиоса, этого не видел.
Опечаленная исчезновением дочери, Деметра отправилась на поиски. Девять дней она безуспешно разыскивала свою дочь, а на десятый день узнала у всевидящего Гелиоса, кто похитил Персефону.
Альбрехт Дюрер. Похищение Прозерпины. 1516
Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия отдал Персефону в жены Аиду.
Она покинула богов и Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле.
Погруженная в печаль, Деметра ничего не видела и не слышала вокруг.
А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду».
Однажды Деметра пришла к городу Элевсину.
Жена элевсинского царя Келея взяла Деметру в няньки к своему сыну. Деметра стала воспитывать Демофона и, решив сделать ребенка бессмертным и неуязвимым, натирала его амброзией и держала ночью над огнем.
Как-то раз Метанейра увидела сына, объятого пламенем, и тогда Деметра призналась, что она — богиня, «дающая силы и радость смертным и бессмертным», и приняла свой обычный образ. Но печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру.
По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее. Люди перестали приносить жертвы богам.
Возвращение Персефоны Фредерик Лейтон
И тогда Зевс послал в царство Аида Гермеса с повелением вернуть Персефону матери с условием, что две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года.
Зевс. Мраморный бюст, 4 в. до н.э.
Возвращение Персефоны из Аида Говард Дэвид Джонсон
Возвратившись на Олимп вместе со своей дочерью, Деметра вернула земле плодородие, и снова все зацвело, зазеленело, природа пробудилась.
«Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону».
«Деметра. ищущая Персефону»
Персефона, Сизиф, Аид. Чернофигурная керамика.
Аид предлагает Персефоне гранат. Краснофигурная керамика.
Аид с рогом изобилия и Персефона. Краснофигурная керамика
Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых.
Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение
Подобрать в источниках пример космогонического мифа, кратко записать его и пересказать