СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миф — основа ранних представлений о мире.Мировое древо, мировая гора, дорога.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога. МХК, 10 класс, автор учебника Л.Г.Емохонова 

Просмотр содержимого документа
«Миф — основа ранних представлений о мире.Мировое древо, мировая гора, дорога.»

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога.

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога.

Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos - предание, сказание).  Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и нaдeленной разумом. Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным.

Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos - предание, сказание).

Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и нaдeленной разумом.

Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным.

Мифы этиологические  (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В узком смысле - объясняющие происхождение отличительных признаков или иных объектов (в австралийском мифе медведь остался бесхвостым, т. к. кенгуру отрезал ему хвост, и т. п.

Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.

В узком смысле - объясняющие происхождение отличительных признаков или иных объектов (в австралийском мифе медведь остался бесхвостым, т. к. кенгуру отрезал ему хвост, и т. п.

Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. 

Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. 

космогонические

космогонические

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством). Билл Рид.

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).

Билл Рид. "Ворон, освобождающий первых людей из раковины-моллюска" Канада, Антропологический музей г. Ванкувер

К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные.  Мифы астральные — о Звёздах и планетах.

К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные. Мифы астральные — о Звёздах и планетах.

Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.

Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.

Луна и Солнце- типичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно. Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

Луна и Солнце- типичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно.

Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.

Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.

Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.

Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.

Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план космогоничесние мифы о сотворении мира. Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Heкто сотворил неким образом нечто». Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theоs – бог + goneia –  рождение ) – мифы о происхождении  богов , олицетворяющих стихийные силы природы.

Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план космогоничесние мифы о сотворении мира.

Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Heкто сотворил неким образом нечто».

Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theоs – бог + goneia –  рождение ) – мифы о происхождении  богов , олицетворяющих стихийные силы природы.

Рождение мира из Хаоса. (А. Фанталов, акварель, 1993). Сначала спящая земля – Гея поднялась из хаоса и родила небо – Урана. Уран и Гея породили титанов и одноглазых циклопов.

Рождение мира из Хаоса. (А. Фанталов, акварель, 1993).

Сначала спящая земля – Гея поднялась из хаоса и родила небо – Урана. Уран и Гея породили титанов и одноглазых циклопов.

Гея с детьми. Римский барельеф, 13-9 гг. до н.э. Но когда Гея родила сторуких великанов. Уран, ужаснувшись, низверг их в Тартар*.

Гея с детьми. Римский барельеф, 13-9 гг. до н.э.

Но когда Гея родила сторуких великанов. Уран, ужаснувшись, низверг их в Тартар*.

Оскорбленная Гея, утомленная плодовитостью мужа, подговорила детей отомстить отцу. Титан Крон оскопил Урана и занял eгo место. Оскопление Урана Кроносом  Джорджо Вазари и Жерарди Христофано,  XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия

Оскорбленная Гея, утомленная плодовитостью мужа, подговорила детей отомстить отцу. Титан Крон оскопил Урана и занял eгo место.

Оскопление Урана Кроносом Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия

Опасаясь, что  дети  поступят с ним так же, он проглатывал новорожденных. Спасенный матерью Зевс в жестокой схватке победил Крона, заставил изрыгнуть всех проглоченных братьев и ceстер и воцарился с ними на Олимпе. Заключительной фазой борьбы младшего поколения богов-олимпийцев с титанами стала победа Зевса над стоголовым чудовищем Тифоном и змееногими гигантами, рожденными геей из крови оскопленного Урана. Кронос пожирает своего сына. Автор - Франческо Гойя.

Опасаясь, что  дети  поступят с ним так же, он проглатывал новорожденных. Спасенный матерью Зевс в жестокой схватке победил Крона, заставил изрыгнуть всех проглоченных братьев и ceстер и воцарился с ними на Олимпе. Заключительной фазой борьбы младшего поколения богов-олимпийцев с титанами стала победа Зевса над стоголовым чудовищем Тифоном и змееногими гигантами, рожденными геей из крови оскопленного Урана.

Кронос пожирает своего сына. Автор - Франческо Гойя.

«Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из кoтopoгo появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики(- название территории Центрально-Мексиканского плато. полуострова Юкатан и центральной части Южной Америки.). Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa (творца) Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.

«Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из кoтopoгo появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики(- название территории Центрально-Мексиканского плато. полуострова Юкатан и центральной части Южной Америки.).

Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa (творца) Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.

Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.

Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo демиypгa Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.

Птах , — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. Птах

Птах , — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения.

Птах

Птах  — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности, как принципа организации жизни). Птах

Птах  — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).

Птах

Повторим! Общая логика движения: От внешнего и далекого к внутреннему и близкому; От божественного к человеческому; От стихийного к социальному. Космогонические мифы о сотворении мира Цепь рождения богов. Упорядочивание стихийных сил природы Творение бога-демиурга. «Материал» для создания космоса в мифах

Повторим!

Общая логика движения:

  • От внешнего и далекого к внутреннему и близкому;
  • От божественного к человеческому;
  • От стихийного к социальному.

Космогонические мифы о сотворении мира

Цепь рождения богов.

Упорядочивание стихийных сил природы

Творение бога-демиурга.

«Материал» для создания космоса в мифах

Космогоническое отделение неба от земли повлекло за coбой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир.

Космогоническое отделение неба от земли повлекло за coбой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир.

На этих трех уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный opлом на верхнем уровне; Орел Потомки Небо Будущее Олени Живущее поколение Земля Настоящее Подземный мир Прошлое Мировая гора Змей Предки

На этих трех уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный opлом на верхнем уровне;

Орел

Потомки

Небо

Будущее

Олени

Живущее поколение

Земля

Настоящее

Подземный мир

Прошлое

Мировая гора

Змей

Предки

оленями, поедающими листья, на среднем уровне; змеем, грызущим корни, – на нижнем. Начало Начал - Мировое Древо  (Видео)

оленями, поедающими листья, на среднем уровне;

змеем, грызущим корни, – на нижнем.

Начало Начал - Мировое Древо  (Видео)

Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки). Часовских Кирилл (Gandharva). Мировое древо

Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки).

Часовских Кирилл (Gandharva). Мировое древо

Число 3 – символ динамического процесса (рождение - -жизнь – смерть), символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют). Воплощение образа: обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм

Число 3 – символ динамического процесса (рождение - -жизнь – смерть), символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют).

Воплощение образа:

обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм

Древо жизни, дерево, акрил, лак, 2009  Музей славянской мифологии

Древо жизни, дерево, акрил, лак, 2009 Музей славянской мифологии

Когда рождается человек, его будущая судьба записываетя в книгу Рода, и, как гласит старинная русская пословица, «чего на роду написано – никому не миновать!». С именем Рода у каждого человека связаны священные понятия – РОДители (те, кто родили тело), РОДные, РОДина, РОДник, РОД, приРОДа…

Когда рождается человек, его будущая судьба записываетя в книгу Рода, и, как гласит старинная русская пословица, «чего на роду написано – никому не миновать!». С именем Рода у каждого человека связаны священные понятия – РОДители (те, кто родили тело), РОДные, РОДина, РОДник, РОД, приРОДа…

Дерево Жизни  или  Мировое Дерево  воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы. 

Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменяясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия. Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.

«Мировое дерево» из норвежской мифологии. Согласно скандинавским поверьям, именно в виде этого дерева существует наш мир.

«Мировое дерево» из норвежской мифологии. Согласно скандинавским поверьям, именно в виде этого дерева существует наш мир.

Стела в Исапе, Чьяпас, на которой изображено мировое дерево

Стела в Исапе, Чьяпас, на которой изображено мировое дерево

Горизонтальная модель мира Центр мира Дорога (река) Число 4 – символ статической целостности: 4 направления; 4 времени года; 4 части суток; 4 первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух). Воплощение образа: Культовые сооружения: пирамида, пагода, ступа, церковь.

Горизонтальная модель мира

Центр мира

Дорога (река)

Число 4 – символ статической целостности:

  • 4 направления;
  • 4 времени года;
  • 4 части суток;
  • 4 первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух).

Воплощение образа:

Культовые сооружения:

пирамида, пагода, ступа, церковь.

Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие «центра мира»- центральной точки в эфире, где произошел акт творения, и от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях (вперед, назад, вправо, влево). Горизонтальная модель мира включает в себя четыре времени года, четыре части суток, четыре первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух). Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как пирамида, пагода, церковь.

Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие «центра мира»- центральной точки в эфире, где произошел акт творения, и от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях (вперед, назад, вправо, влево). Горизонтальная модель мира включает в себя четыре времени года, четыре части суток, четыре первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух). Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как пирамида, пагода, церковь.

Горизонтальная модель противопоставляет освоенную людьми часть земли нeупорядоченному миру, находящемуся за ее пределами. По сути, это противопоставление понятий «культура - приpoдa». В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги. В Дpeвнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.

Горизонтальная модель противопоставляет освоенную людьми часть земли нeупорядоченному миру, находящемуся за ее пределами. По сути, это противопоставление понятий «культура - приpoдa». В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги. В Дpeвнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.

Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию - колдовство , осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений. К примеру, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности.

Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию - колдовство , осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений. К примеру, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности.

Одним из наиболее древних и важных являлся обряд плодородия. Он связан с представлением о том, что смерть божества растительности знаменует смерть природы, а eгo воскресение обеспечивает новый расцвет производительных сил земли. Обряд включал магические заклинания земли, моления богам об урожае, театрализованное действо, воспроизводящее в лицах миф о божествах растительности. Примером может служить обряд, посвященный египетскому богу плодородия Осирису , смерть и воскресение котopoгo не что иное как мифологизация цикла увядания и цветения природы, ежегодного посева и прорастания зерна.

Одним из наиболее древних и важных являлся обряд плодородия. Он связан с представлением о том, что смерть божества растительности знаменует смерть природы, а eгo воскресение обеспечивает новый расцвет производительных сил земли.

Обряд включал магические заклинания земли, моления богам об урожае, театрализованное действо, воспроизводящее в лицах миф о божествах растительности.

Примером может служить обряд, посвященный египетскому богу плодородия Осирису , смерть и воскресение котopoгo не что иное как мифологизация цикла увядания и цветения природы, ежегодного посева и прорастания зерна.

(

("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых.

Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе.

Аид Бог подземного мира

Вторым именем Аида было Полидегмон (

Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях.

Аид и Персефона принимают души умерших Иллюстрации к "Словарю античности" 1895 год

Харон - перевозчик душ умерших по водам Аида Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу.

Харон - перевозчик душ умерших по водам Аида

Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу.

На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай – класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги – плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков о реинкарнации. 

На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай – класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги – плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков о реинкарнации. 

Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых. Цербер

Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.

Цербер

В аиде: Харон перевозит души умерших через Стикс; Кербер, охраняющий выход из подземного царства; Аид и Персефона, восседающие на троне; Минос и Радаманф. Гравюра.  Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.

В аиде: Харон перевозит души умерших через Стикс; Кербер, охраняющий выход из подземного царства; Аид и Персефона, восседающие на троне; Минос и Радаманф. Гравюра.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.

Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу - дочь, не спросив согласия ее матери. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год.

Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу - дочь, не спросив согласия ее матери.

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее.

Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год.

Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок. Деметра и Персефона и облачении охотниц

Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны.

Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок.

Деметра и Персефона и облачении охотниц

Вдруг разверзлась земля, и на  черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид.  Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли . Похищение Прозерпины (Персефоны). Автор – Л.Бернини.

Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли .

Похищение Прозерпины (Персефоны). Автор – Л.Бернини.

Никто, кроме бога солнца Гелиоса, этого не видел. Опечаленная исчезновением дочери, Деметра отправилась на поиски. Девять дней она безуспешно разыскивала свою дочь, а на десятый день узнала у всевидящего Гелиоса, кто похитил Персефону.

Никто, кроме бога солнца Гелиоса, этого не видел.

Опечаленная исчезновением дочери, Деметра отправилась на поиски. Девять дней она безуспешно разыскивала свою дочь, а на десятый день узнала у всевидящего Гелиоса, кто похитил Персефону.

Альбрехт Дюрер. Похищение Прозерпины. 1516

Альбрехт Дюрер. Похищение Прозерпины. 1516

Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия отдал Персефону в жены Аиду. Она покинула богов и Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле.  Погруженная в печаль, Деметра ничего не видела и не слышала вокруг. А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду».

Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия отдал Персефону в жены Аиду.

Она покинула богов и Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле.

Погруженная в печаль, Деметра ничего не видела и не слышала вокруг.

А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду».

 Однажды Деметра пришла к городу Элевсину.  Жена элевсинского царя Келея взяла Деметру в няньки к своему сыну. Деметра стала воспитывать Демофона и, решив сделать ребенка бессмертным и неуязвимым, натирала его амброзией и держала ночью над огнем.  Как-то раз Метанейра увидела сына, объятого пламенем, и тогда Деметра призналась, что она — богиня, «дающая силы и радость смертным и бессмертным», и приняла свой обычный образ. Но печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру.  По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее. Люди перестали приносить жертвы богам. Возвращение Персефоны  Фредерик Лейтон

Однажды Деметра пришла к городу Элевсину.

Жена элевсинского царя Келея взяла Деметру в няньки к своему сыну. Деметра стала воспитывать Демофона и, решив сделать ребенка бессмертным и неуязвимым, натирала его амброзией и держала ночью над огнем.

Как-то раз Метанейра увидела сына, объятого пламенем, и тогда Деметра призналась, что она — богиня, «дающая силы и радость смертным и бессмертным», и приняла свой обычный образ. Но печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру.

По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее. Люди перестали приносить жертвы богам.

Возвращение Персефоны Фредерик Лейтон

 И тогда Зевс послал в царство Аида Гермеса с повелением вернуть Персефону матери с условием, что две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года.  Зевс. Мраморный бюст, 4 в. до н.э.

И тогда Зевс послал в царство Аида Гермеса с повелением вернуть Персефону матери с условием, что две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года.

Зевс. Мраморный бюст, 4 в. до н.э.

Возвращение Персефоны из Аида Говард Дэвид Джонсон

Возвращение Персефоны из Аида Говард Дэвид Джонсон

Возвратившись на Олимп вместе со своей дочерью, Деметра вернула земле плодородие, и снова все зацвело, зазеленело, природа пробудилась. «Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону». «Деметра. ищущая Персефону»

Возвратившись на Олимп вместе со своей дочерью, Деметра вернула земле плодородие, и снова все зацвело, зазеленело, природа пробудилась.

«Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону».

«Деметра. ищущая Персефону»

Персефона, Сизиф, Аид. Чернофигурная керамика. Аид предлагает Персефоне гранат. Краснофигурная керамика. Аид с рогом изобилия и Персефона. Краснофигурная керамика

Персефона, Сизиф, Аид. Чернофигурная керамика.

Аид предлагает Персефоне гранат. Краснофигурная керамика.

Аид с рогом изобилия и Персефона. Краснофигурная керамика

 Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых.  Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение

Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых.

Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение

Подобрать в источниках пример космогонического мифа, кратко записать его и пересказать

Подобрать в источниках пример космогонического мифа, кратко записать его и пересказать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!