СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи предметов естественно научного цикла.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи стем , что в общеобразовательной школе происходят изменения. связанные с новыми стандартами. повышается роль и значение межпредметных связей дисциплин естественно научного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи предметов естественно научного цикла.»

Межпредметные связи предметов естественно научного цикла.



В новом законе об образовании говорится о личностных и метапредметных результатах.

Мета (от греч. meta — между) — первая составная часть сложных слов, обозначающая переход к чему-либо другому, превращение, уровень описания объекта или системы, высшего по отношению к предыдущему описанию. По отношению к результатам обучения близкий смысл имеют термины «межпредметные», «надпредметные», «компетентностные» результаты.

Главная задача метапредметного обучения — не передача знаний, а обучение универсальным, т. е. применимым к любым областям деятельности и ситуациям, способам получения и использования знаний, планированию деятельности, критической оценке полученного результата.

.

Урок с учётом межпредметных связей должен включать в себя :

Чёткость и компактность учебного материала;

Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;

Большую информативную ёмкость учебного материала.

При организации урока с межпредметными связями появляется возможность показать мир во всём его разнообразии, способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формирование его творческого мышления. Именно такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

В связи с тем, что в общеобразовательной школе происходят изменения, связанные с новыми стандартами повышается роль и значение межпредметных связей дисциплин естественно-математического цикла. Особенно это касается школьного курса физики, имеющего многоаспектные связи с математикой, химией, биологией, информатикой, краеведением, географией, обществознанием. Не зря когда то выделили два типа «физики и лирики»

Физика как наука является центральным звеном среди предметов естественно-научного цикла. Почему? Попробуем разобраться.

На самом первом уроке по физике в 7 классе мы говорим. Что физика наука о природе. У учащихся возникает вопрос- а как же природоведение? Тогда ищем разницу и приходим к выводу, что физика это частично и природоведение и математика. и химия ,и астрономия, т.к физика изучает законы изменения материи. Любой закон природы можно объяснить с помощью физики. Для этого. Конечно, на первом месте стоит математика, потому что почти все законы физики выражаются формулами, а чтобы создать формулы необходимо сделать множество расчетов. При анализе каких то физических величин, процессов часто используются графики, в физике, как и в математике есть прямо пропорциональные величины ,например перемещение и скорость, температура и давление, сила тока и напряжение. Построение и чтение графиков – одно из универсальных действий освоения школьной программы предметов естественно-научного цикла. Следует отметить и тему векторы, изучение целого раздела механики базируется на действиях с векторами. Изучая тему производная . вводится физический смысл производной. Известно, что производная от скорости есть ускорение и т.д. На уроках математики очень мало времени отводится на стандартную запись числа, учителя физики часто обвиняют математиков «не научили». Я преподаю и физику, и математику и знаю, что на уроках математики эта тема изучается всего два часа. Поэтому лучше эта тема отрабатывается на физике, начиная с 8 класса, решаем задачи с большими степенями, рассматриваем различные способы их решения.

Связь физики и химии тоже можно проследить на всем курсе изучения предмета. «Химик без знания физики подобен человеку, который всегда должен искать ощупом. И сии две науки так соединились между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». (М.В. Ломоносов)

Особенно молекулярная и ядерная физика. Я помню ,наш преподаватель химии всегда утверждала, что количество вещества, величина, взятая из физики. Не будем с ней спорить. Одно ясно, что изучают ее и в химии и в физике. Таблица Менделеева нужна и там и там. Строение атома изучают обе науки. А когда касаемся кристаллической решетки, разве это не химия? Просто одни и те же явления можно рассматривать с позиции различных наук, что и дает человеку возможность стать всесторонне развитой личностью.

А что же биология? И здесь можно проследить тесную связь. Я помню один интегрированный урок «течение жидкости по трубам – закон Бернулли и кровеносная система человека». Растения, которые движутся по закону сохранения импульса, т.е реактивному движению – бешенный огурец, медузы тоже так передвигаются. Работа нашего сердца это колебательная система со своим периодом и частотой колебаний. Кардиограмма похожа на график тригонометрической функции. Физиологическое действие тока используется в медицине, как и ультра звуковое исследование. Ультразвук , это колебания с частотой выше 20000 Герц, инфразвук, который в некоторых случаях отрицательно влияет на организм, имеет частоту ниже 20 Герц. Говоря о волнах, устанавливаем связь с географией. Землетрясение обусловлено продольными и поперечными волнами, разрушительные, из которых поперечные, но быстрее доходят продольные. Землетрясение обусловлено движением подземных плит, которые порождают волны. Продольные волны вызывают дребезжание окон, иногда определенный звук ,на который лучше реагируют животные. Поэтому некоторые животные спасают людей , выбегая на улицу и увлекая за собой хозяев. Поперечные волны вызывают раскачивание домов и разрушения. При сильных землетрясениях образуются поверхностные волны, как рябь на воде.

Высота полюса мира над горизонтом определяется географической широтой места наблюдения. Поэтому приближенно географическую широту места наблюдения можно определить, измерив высоту Полярной звезды. Это астрономия.

Приливы и отливы морей и океанов объясняет закон Всемирного тяготения.

Информатика, достаточно новая наука, которая в современном мире необходима и связывает все предметы, поиском информации. Проектная деятельность немыслима без компьютера. Найти и обработать информацию, составить презентацию и т.д.

На своих уроках по физике, мне нравится проводить связь и с гуманитарными предметами. Например, с литературой. Одно время в журналах «Физика в школе» печатались отрывки из сказок и других литературных произведений, в которых предлагалось объяснить с точки зрения физики- явление. Отрывок из сказки Андерсена «Гадкий утенок» «Надвигался ураган. Утенок заскочил в дверь избушки .В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти. Почему кот испускал искры, когда его гладили. Дети с удовольствием слушают отрывки и высказывают свои мнения.

Реализация межпредметных связей в курсе физики способствует систематизации, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по различным предметам. Учебные предметы начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Конечно, чтобы прослеживать систематически межпредметные связи, учитель должен быть сам высоко эрудированной личностью. Статистика говорит, что отработав 15 лет учитель забывает другие предметы. Следовательно нужно больше читать, изучать ,т.е идти в ногу со временем.







Учитель: Холмогорова А.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!