Тема урока: Межличностные отношения
(обществознание, 6 класс)
Цели урока: раскрыть понятие «межличностные отношения», определить особенности этих отношений; дать представление о том, что является основой отношений между людьми; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, разрешать проблемные ситуации, воспитывать у учащихся уважительное отношение друг к другу.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
Определение учащимися темы и целей урока.
Слайд-1
Беседа по вопросам.
Что объединяет людей, изображённых на фото?
Какие отношения между людьми показаны?
В каких значениях в нашем языке употребляется слово «отношения»?
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? На какие вопросы мы должны ответить?
Слайд -2
стр. 50- прочитать по учебнику, что такое межличностные отношения.
В ходе беседы выясняются особенности межличностных отношений.
Слайд -3
Задания:
Составьте слова которые начинаются с взаимо-
Приведите примеры из вашей школьной жизни, когда у вас имеет место:
- взаимодействие
- взаимопонимание
- взаимовосприятие
- взаимоуважение
На отношения людей влияют также чувства.
Что влияет на чувства людей по отношению друг к другу? (дела, поступки).
Учащиеся делают вывод об особенностях межличностных отношений.
Слайд -4.
Но чувства бывают разные: положительные и отрицательные.
Работа с учебником.
Выполнение заданий на стр. 51.
Учащиеся называют чувства, которые сближают и разъединяют людей.
Слайд -5
Каким может быть ваше отношение к людям?
Знакомство с понятиями « симпатия» и «антипатия».
На примере своих друзей дети отвечают, какие их качества привлекают, вызывают симпатию.
Выявляются положительные и отрицательные черты характера дюдей на примере персонажей сказки « Снежная королева»
Вопрос: всегда ли наша оценка другого человека бывает верной? Может ли она измениться? Часто ли нам легко объяснить, почему человек вызывает у нас симпатию или антипатию?
Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.
Слайд -6.
стр. 52- дети выписывают в тетрадь определение понятия «стереотип» , приводят примеры.
Виды межличностных отношений по стилю
Слайд-7.
На какие группы мы можем разделить отношения людей, изображённых на фото?
Стр. 56- на каком рисунке показаны личные отношения , а на каком – деловые?
Отличается ли поведение людей в этих видах отношений?
Работа в парах.
Придумать и представить перед классом сценку (диалог), характеризующую личные или деловые отношения.
Например, разговор между:
- командиром и рядовым солдатом
- начальником и подчинённым
- учителем и учеником
- двумя приятелями и т.д.
Вывод:
Чем отличаются деловые отношения от личных?
Слайд -8.
Что может помешать нашим отношениям с другими людьми?
Слайд -9.
Мозговой штурм.
Учащиеся предлагают правила, необходимые для достижения взаимопонимания между людьми.
Слайд -10.
Работа с учебником.
стр. 58- прочитать рубрику «Учимся взаимодействовать с окружающими», сравнить с правилами, составленными самостоятельно, и оценить свою работу.
Слайд -11.
Учитель дополняет ответы учащихся «золотым правилом»: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе».
Работа с учебником.(с.52-53)
Беседа по вопросам.
Слайд -12
III. Закрепление нового материала.
Слайд -13.
Работа с заданиями
(один ученик записывает ответы сзади на доске, затем отворачивает доску, и класс сверяет его ответы со своими , давая оценку его работе)
К какому уровню межличностных отношений относятся ситуации:
У Альбины есть соседка Таисия. Они здороваются при встрече.
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Евгений и Олег играют в одной команде по волейболу.
Михаил и Александр всегда готовы прийти друг к другу на помощь.
Глеб и Фёдор- одноклассники
Лариса и Артём делают уроки вместе.
Никита и Максим обмениваются марками.
Работа с заданиями
Слайд- 14-17
Охарактеризуйте ситуации с точки зрения межличностных отношений.
Чтобы вытянуть репку, дед позвал бабку, бабка внучку.
Карлсон прилетел навестить скучающего Мальчика.
Родители дяди Фёдора обнаружили в своей квартире кота Матроскина.
Блудный попугай Кеша рассказывал воробьям и воронам во дворе историю про Таити.
IV. Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что из того, что вы сегодня узнали, вы будете применять в своей жизни?
V. Домашнее задание: §6, выполнить письменно задание №4 (с.57)
Слайд-18.