СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы критического мышления в начальной школе.Технология метода шести шляп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология метода шести шляп

Просмотр содержимого документа
«Методы критического мышления в начальной школе.Технология метода шести шляп»

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Технология метода шести шляп

Как проходит обычный процесс мышления человека? Сталкиваясь с какой-либо проблемой, человек может вести себя по-разному: вообще не думать над тем, как решить задачу, поддаваясь на эмоциональную реакцию, которая и формирует дальнейшее поведение; испытывать растерянность при появлении внезапных трудностей и не знать, как правильно поступить в сложившейся ситуации; стараться держать в голове всю необходимую информацию о предстоящей задаче, делать попытки мыслить логически и одновременно следить, чтобы и у собеседников присутствовала логика и конструктивность в решении этой задачи. Как правило, такое поведение заканчивается путаницей в голове и смятением.

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.


Данный метод Эдвард де Боно разработал в 80-х. годах ХХ века. Главным ориентиром в его исследованиях стало креативное мышление человека и его развитие. 

Одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Этот метод позволяет ребенку скрыто, незаметно включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения, позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.














ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше












В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос»

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жиз

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;

  • в чем опасность.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.



Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Особая Синяя Шляпа

  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.

Синяя шляпа отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая шляпа должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю шляпу. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю шляпу, я считаю, что нам нужно подумать в черной шляпе”.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Участники   в белой шляпе будут искать в этом методе  только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

 В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.

Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.

Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

На выполнение работы даётся 5 минут

в качестве тренировки предлагаю разобрать с позиции каждой шляпы известные сказки (Репка, Колобок, Курочка Ряба,Теремок,Лиса и Журавль).

Выступление от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу.

 А теперь послушайте окончание притчи.

 

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

Меняйте шляпы)))


Чтобы использовать шесть шляп мышления с детьми школьного возраста, во–первых (на начальном этапе) задавайте детям вопросы, использующие «язык шляп». Это послужит введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и так далее). Позже, когда будет происходить непосредственно обучение, слова и фразы, связанные с этим методом, будут им знакомы.

Примеры шляпных вопросов:

«Как вам понравилась наша экскурсия» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный сундук в наше время?» (зеленая шляпа) и т.п.,

Сказки и «Шесть шляп».

Белая шляпа - Нужно рассказать о героях сказки интересную информацию (шляпа передается и каждый может рассказать что-нибудь о своем герое);

Черная шляпа помогает вычленить, что в сказке не правильно, так не должно быть!;

Желтая шляпа - это положительное в сказке;

Записывайте ответы детей на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу.

Например, использовать синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы. Это поможет детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом и т.п.
















































































Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!