Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся»
Выступление подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ пос. Жилино Неманского района Васильева Татьяна Ивановна
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»
(Франсуа де Ларошфуко) .
Разделение понятий
- Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
- Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
- Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
- Для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца».
- Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он
просолится.
Шаталов В.Ф.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, активность;
- развивает коммуникативные способности;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Типы ситуаций успеха
- Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
- Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
- Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение
.
- Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
Снятие страха
неуверенность в собственных
силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих.
- «Мы все пробуем и ищем, только так
- может что-то получиться».
- «Люди учатся на своих ошибках и
- находят другие способы решения».
- «Контрольная работа довольно легкая,
- этот материал мы с вами проходили».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
- Помогает ребенку избежать поражения.
- Достигается путем намека, пожелания.
- «Возможно, лучше всего начать с…»
- «Выполняя работу, не забудьте о…»
Авансирование ситуации успеха
- Помогает учителю выразить свою твердую убежденность
в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
- «У вас обязательно получиться..»
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Внесение мотивов
- Показывает ребенку ради чего,
ради кого совершается эта
деятельность, кому будет
хорошо после выполнения.
товарищам не справиться…»
Персональная исключительность
- Обозначает важность усилий
ребенка в предстоящей или
совершаемой деятельности
- «Только ты и мог бы….»
- «Только тебе я и могу доверить…»
- «Ни к кому, кроме тебя, я не могу
- обратиться с этой просьбой…»
Мобилизация активности или педагогическое внушение
конкретных действий.
- «Нам уже не терпится начать работу…»
- «Так хочется поскорее увидеть…»
Высокая оценка детали
пережить успех не результата
в целом, а какой-то его
отдельной детали.
- «Тебе особенно удалось то объяснение».
- «Больше всего мне в твоей работе
понравилось…»
- «Наивысшей похвалы заслуживает эта
часть твоей работы».
Приемы создания ситуаций успеха
- "Эмоциональное поглаживание".
- 2. «Холодный душ»
- 3. «Умышленная ошибка»
- 4. «Эврика»
- 5 . «Эскалатор»
6. «Шанс»
8. «Взлет»
- 9. «Следуй за нами»
- 10. «Обмен ролями»
- 11. «Заражение» .
- 12. «Горизонт»
- 13. «Отсроченная отметка»
- 14. «Интеллектуальная инверсия»
- 15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Методы создания ситуации успеха
-методы дифференцированного обучения;
-использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения;
-сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения .;
-проектный метод .
"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".
Организационный момент.
Актуализация знаний. Целеполагание.
От композиции рассказа к композиции рисунка .
Рисуем абстракционизм
Выставка работ
Рефлексия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !