Методы и приемы
формирования лингвистической компетенции при подготовке
учащихся к ГИА
Подготовила учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нагибина Е. В.
МБОУ СОШ №7 п. Новый Гиагинского района.
г. МАЙКОП, 2017
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. За последние годы произошли значительные изменения. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников.
Именно поэтому пристальное внимание педагогической общественности привлечено к экзамену русскому языку, так как задания в КИМах позволяют проверить сформированность у выпускников всех трех компетенций - языковой, лингвистической и коммуникативной.
Многие задания с кратким ответом ориентированы на проверку лингвистической компетенции учащихся, предполагающей усвоение основных лингвистических понятий и грамматических категорий. По сути, эти задания представляют собой разные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковый.
Результаты экзаменов показывают, что успешность выполнения заданий напрямую зависит от сформированности лингвистической компетенции экзаменуемого, чем выше уровень сформированности лингвистической компетенции, тем лучше выпускник выполняет работу в целом. (Цыбулько И.П.) Поэтому для успешной сдачи экзамена по русскому языку, экзаменуемому необходимо владеть умениями, относящимися к лингвистической компетенции, глубоко осмыслить и уметь свободно использовать основные понятия, которые являются для предмета «Русский язык» базовыми и служат основой формирования и развития лингвистической компетенции.. Эти знания необходимы ученикам, чтобы правильно выполнять упражнения, иметь полноценное представление о русском языке.
В современном лингвистическом словаре лингвистическая компетенция – это совокупность речевых умений (четыре вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические и грамматические навыки) [8, с. 89].
Лингвистическая компетенция предполагает и формирование специальных умений и навыков по русскому языку, классификацию которых впервые представил профессор М.Т.Баранов. Среди специальных умений и навыков прежде всего выделяются учебно-языковые (учебно-познавательные) умения и навыки, включающие в свою очередь умения опознавать изучаемые языковые и речевые умения, отличать одно явление от другого; классификационные: умения делить языковые явления на группы и аналитические умения: производить частичные и полный фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и стилистический разбор.
Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенции носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной функции предмета «Родной язык».
Таким образом, лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.
Несформированность у выпускников умений, относящихся к лингвистической компетенции, является причиной самых частотных и распространенных ошибок, проявляющихся в неточном усвоении понятий или их подмене.
Так, например, традиционно сложным заданием экзаменационной работы является задание проверяющее умение делать верный выбор в написании -Н- и-НН- в суффиксах различных частей речи. Это обусловлено тем, что умение применять на практике правила орфографии основывается на умении правильно определять в тексте части речи и формы слов, а также разбирать слова по составу. Пробелы в знании морфологии, морфемики и словообразования (лингвистическая компетенция) неизбежно сказываются и на результатах выполнения заданий, проверяющих орфографические правила.
При работе над орфограммами можно предложить учащимся так называемые «перевернутые» задания, где дается уже готовый вывод в виде цифры, слова. Сама формулировка задания не комментируется и не подразумевает специальную подготовку учеников.
В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, пишется одна буква Н | Соловьиные трели |
В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н | Задача решена |
Если отглагольное прилагательное не имеет приставку или пояснительное слово, то оно пишется с одной буквой Н | Груженая машина |
В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или пояснительное слово, пишется НН | Скошенная в поле трава |
В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н пишутся две буквы Н | Длинная лента |
Такого рода перевернутые упражнения способствуют тому, что ученики постигают принципы формулировки тестовых заданий, анализируя при этом причины своих ошибок и самостоятельно оценивая свой образовательный результат.
Для формирования лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка следует использовать упражнения, которые помогут ученикам научиться выделять главное и второстепенное, особенно эти умения необходимы будут ученикам при работе над сжатым изложением или конспектом, а также при задании пересказать что-либо. Для развития данного умения учитель может использовать задание, связанное с сокращением текста. Упражнения могут быть следующими.
А. В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрали совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав её, дал за чаем кусок сахару, осталась на печи в большой избе [11].
Б. В избе мужика Андрея Савостьянова собрали совет. Народ теснился в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, осталась на печи в большой избе.
Вопросы ученикам.
- Какие темы в первом и во втором текстах?
- Чем отличаются варианты друг от друга?
- С помощью чего удалось сжать текст?
- Изменился ли смысл текста?
- Как изменилось ваше впечатление, после прочтения первого варианта и второго? Какой вариант вам ближе?
Такое упражнение способствует самостоятельному поиску приёмов сжатия текста, несмотря на то, что учитель сам произвёл заранее сокращение. Школьники наглядно видят, что ни тема, ни смысл текста не меняется при его трансформации, а утрачивается выразительность.
Не менее сложными для экзаменуемых являются задания по пунктуации, т.к они требуют от выпускников навыков проведения синтаксического анализа практически всех видов простых и сложных предложений. Для формирования навыков пунктуационного анализа учащимся можно предложить составить предложение по заданной последовательности знаков препинания:
/ - , , , /
Например, (Деревня – наши истоки, материнское лоно, где зарождался национальный характер.)
Работая над таким заданием, учащиеся выполняют совершенно новую задачу, обратную привычной – расстановке знаков препинания в готовом тексте. Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребятам все многообразие синтаксических значений, выражаемых в пунктуации. Можно быть уверенным, что, несколько раз поиграв в эту игру, особенно по усложненному варианту, правила пунктуации ребята будут знать и помнить гораздо лучше.
В понятие лингвистической компетенции входит также знание изобразительно выразительных средств.
Не следует сводить изучение языка художественного произведения только к уяснению эпитетов, метафор, сравнений. Есть один интересный приём, который профессор А.М. Пешковский назвал “стилистическим экспериментом”. Этот приём состоит в том, что преподаватель исключает из текста красочные слова и предлагает учащихся восстановить текст
Есть в светлости осенних вечеров
…… ………….. , .……… прелесть!..
……….……. блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев …., л……… шелест,
………………. и ……………… лазурь
Над …………………………… землёю
И, как предчувствие сходящих бурь,
…………….. , ….…… ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та ………………. улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
……………. стыдливостью страданья.
Здесь уже не учитель, а сами ученики экспериментируют, подставляя слова, которые, по их мнению, наиболее подходят по смыслу и ярко рисуют картину. После этого они обращаются к тексту для сопоставлений и выясняют, почему писатель употребил в данном случае то, а не иное слово.
Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Кроме этого, задание на разграничение лексического значения слова всегда вызывает затруднение у обучающихся. При работе с данным заданием предлагаю следующее творческое задание:
Лингвистические сказки:
Составьте небольшую сказку 5-7 предложений с одной парой слов.
Пример.
Блестеть и блистать
Ну и порядки в этих гостях!
Вот приходят туфли: нарядные, праздничные, при полном параде. Их бы пригласить в комнату, чтоб они могли там блистать, — не блестеть, что для туфель естественно, а именно блистать в обществе, чтобы общество могло ими любоваться. Ради этого они проходят много кварталов, трясутся в городском транспорте, взбираются по лестницам на верхние этажи, и когда комната уже вот — сделай шаг, и ты в комнате, — им не дают сделать этот последний шаг: их оставляют за дверью, в прихожей.
А вместо них в комнату отправляются старые шлепанцы, которые не то что блистать, а элементарно блестеть не умеют.
Упражнения на развитие творческого мышления и воображения важны при формировании лингвистической компетенции, так как ее основой является развитие школьника как языковой личности, которая может применять свои знания в повседневной жизни.
Формирование лингвистической компетенции осуществляется на основе системы упражнений, которые применяет учитель. Они не всегда должны быть направлены именно на формирование лингвистической компетенции. Они могут быть синтезированными и чаще всего таковыми бывают, то есть при изучении какого-либо материала, учитель неизбежно формирует лингвистическую компетенцию, обращаясь к ученикам с вопросами, требуя аргументировать ответы. Благодаря таким заданиям учащиеся приобретают навыки лингвистической компетенции, что должно стать залогом успешной работы на уроках русского языка и литературы, а также помочь использовать эти навыки во время итоговой аттестации.