Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики
Автор работы:
Усатова Т. А.,
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Огнева Заимка 2016 г.
- «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств - познавательная активность».
Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося
Второй уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Третий уровень – творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
- Новизна учебного материала
- Практическая значимость знаний для ученика
- Оценка (отметка)
- Ситуация успеха
- Использование игр и игровых элементов
- Оригинальная организация учебного процесса
Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»
- Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока
1. Использование более сложных индивидуальных заданий для тех учеников, кто быстро справляется с обычными заданиями. Удобно в этом случае предлагать задания повышенной сложности из учебника и дополнительных источников.
2. Обращение к жизненному опыту учащихся – практические работы, задачи с практическим содержанием.
3. Решение устных задач помогает сделать урок более живым, интересным, выявить склонности и сформировать интерес к изучаемому предмету. Способствует развитию вычислительных способностей учащихся. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений .
4. Установление межпредметных связей. Особенно это актуально в 5 -6 классах, где с успехом будут выполняться рисунки или аппликации по данной теме. Так например, при изучении «Формулы площади прямоугольника». Задание: выполнить аппликацию из прямоугольников на произвольную тему.
5. Использование творческих заданий.
Например, в 7 классе разработка плаката на тему «Виды треугольников»; в 8 классе на тему «Осевая и центральная симметрия». Задание: нарисовать или выполнить аппликацию предметов с осевой и центральной симметрией.
- 6. Задачи «на сообразительность».
Появление догадки свидетельствует о развитии у учащихся таких качеств умственной деятельности, как смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, умозаключений. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, упорство в достижении цели, усидчивость, самостоятельность. А сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
- содержание учебного материала;
- виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
- активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
- искусство учителя, как лектора, оратора;
- искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
- создание благоприятного психологического климата
На уроках математики применяются следующие виды творческих заданий : - составление задач учащимися; - конструирование обратных задач; - творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); - реферат; - доклад; - составление кроссворда по теме; - разгадывание ребусов по математике; - составление тестов для контроля знаний по предмету - составление вопросников; - проект - создание учащимися готового программного продукта.
Важным педагогическим условием активизации познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью. Для решения данной задачи важно, чтобы учащиеся не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
Виды организации деятельности на уроке:
- лекция
- дискуссия
- ролевая игра
- телемост
- КВН
- Гостиная
- Беседа,
- ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника
- конспектирование
- эксперимент, опыты
- работа в парах
- программирование
- совместная деятельность по достижению цели урока
- путешествие
- пресс-конференция
- «крестики-нолики»
- «морской бой»
- Пересказ текста
- Групповая работа
Виды организации деятельности на уроке:
- Творческие задания
- Самостоятельная работа
- Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата
- Работа с картами, контурными картами
- Дидактический материал
- Работа с иллюстрациями
- Составление кроссвордов
- Исследование
- Музыкальная пауза
- Фронтальный опрос
- Взаимопроверка, самопроверка
- Аукцион идей
- Тестирование
- Практическая деятельность
- Сочинения
- сказки по предмету
- карточки для устной работы
- самостоятельное составление заданий
Виды организации деятельности на уроке:
- составление тренажеров для устной и самостоятельной работы
- задания для самостоятельной работы товарищей
- наглядные пособия
- модели фигур, развертки, графики
- доклады
- презентации
- Составление памяток
- издание книг, брошюр
- составление тестов и др.
Используемые ресурсы
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/12/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti
- http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/10/08/master-klass-po-teme-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti
- http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/01/17/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti
- http://gigabaza.ru/download/27854.html
- http://www.portal-slovo.ru/impressionism/48174.php
- http://yana31reg.my1.ru/publ/opyt/razvitie_poznavatelnoj_aktivnosti_uchashhikhsja_na_urokakh_matematiki/2-1-0-3