СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы  и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики»

Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики Автор работы: Усатова Т. А., МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» Огнева Заимка 2016 г.

Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Автор работы:

Усатова Т. А.,

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

Огнева Заимка 2016 г.

«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств - познавательная активность».
  • «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств - познавательная активность».
Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося

Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося

 Второй уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Второй уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

 Третий уровень – творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Третий уровень – творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Новизна учебного материала Практическая значимость знаний для ученика Оценка (отметка) Ситуация успеха Использование игр и игровых элементов Оригинальная организация учебного процесса
  • Новизна учебного материала
  • Практическая значимость знаний для ученика
  • Оценка (отметка)
  • Ситуация успеха
  • Использование игр и игровых элементов
  • Оригинальная организация учебного процесса

Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»

Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»

Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока
  • Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока
1. Использование более сложных индивидуальных заданий для тех учеников, кто быстро справляется с обычными заданиями. Удобно в этом случае предлагать задания повышенной сложности из учебника и дополнительных источников.

1. Использование более сложных индивидуальных заданий для тех учеников, кто быстро справляется с обычными заданиями. Удобно в этом случае предлагать задания повышенной сложности из учебника и дополнительных источников.

 2. Обращение к жизненному опыту учащихся – практические работы, задачи с практическим содержанием.

2. Обращение к жизненному опыту учащихся – практические работы, задачи с практическим содержанием.

3. Решение устных задач помогает сделать урок более живым, интересным, выявить склонности и сформировать интерес к изучаемому предмету. Способствует развитию вычислительных способностей учащихся. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений .

3. Решение устных задач помогает сделать урок более живым, интересным, выявить склонности и сформировать интерес к изучаемому предмету. Способствует развитию вычислительных способностей учащихся. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений .

4. Установление межпредметных связей. Особенно это актуально в 5 -6 классах, где с успехом будут выполняться рисунки или аппликации по данной теме. Так например, при изучении «Формулы площади прямоугольника». Задание: выполнить аппликацию из прямоугольников на произвольную тему.

4. Установление межпредметных связей. Особенно это актуально в 5 -6 классах, где с успехом будут выполняться рисунки или аппликации по данной теме. Так например, при изучении «Формулы площади прямоугольника». Задание: выполнить аппликацию из прямоугольников на произвольную тему.

5. Использование творческих заданий.  Например, в 7 классе разработка плаката на тему «Виды треугольников»; в 8 классе на тему «Осевая и центральная симметрия». Задание: нарисовать или выполнить аппликацию предметов с осевой и центральной симметрией.

5. Использование творческих заданий.

Например, в 7 классе разработка плаката на тему «Виды треугольников»; в 8 классе на тему «Осевая и центральная симметрия». Задание: нарисовать или выполнить аппликацию предметов с осевой и центральной симметрией.

6. Задачи «на сообразительность».  Появление догадки свидетельствует о развитии у учащихся таких качеств умственной деятельности, как смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, умозаключений. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, упорство в достижении цели, усидчивость, самостоятельность. А сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
  • 6. Задачи «на сообразительность».

Появление догадки свидетельствует о развитии у учащихся таких качеств умственной деятельности, как смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, умозаключений. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, упорство в достижении цели, усидчивость, самостоятельность. А сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

содержание учебного материала; виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля; искусство учителя, как лектора, оратора; искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей); создание благоприятного психологического климата
  • содержание учебного материала;
  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  • искусство учителя, как лектора, оратора;
  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
  • создание благоприятного психологического климата
На уроках математики применяются следующие виды творческих заданий :  - составление задач учащимися;  - конструирование обратных задач;  - творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);  - реферат;  - доклад;  - составление кроссворда по теме;  - разгадывание ребусов по математике;  - составление тестов для контроля знаний по предмету  - составление вопросников;  - проект - создание учащимися готового программного продукта.

На уроках математики применяются следующие виды творческих заданий : - составление задач учащимися; - конструирование обратных задач; - творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); - реферат; - доклад; - составление кроссворда по теме; - разгадывание ребусов по математике; - составление тестов для контроля знаний по предмету - составление вопросников; - проект - создание учащимися готового программного продукта.

 Важным педагогическим условием активизации познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью. Для решения данной задачи важно, чтобы учащиеся не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

Важным педагогическим условием активизации познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью. Для решения данной задачи важно, чтобы учащиеся не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

Виды организации деятельности на уроке:   лекция дискуссия ролевая игра телемост КВН Гостиная Беседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника конспектирование эксперимент, опыты работа в парах программирование совместная деятельность по достижению цели урока путешествие пресс-конференция «крестики-нолики» «морской бой» Пересказ текста Групповая работа

Виды организации деятельности на уроке:

  • лекция
  • дискуссия
  • ролевая игра
  • телемост
  • КВН
  • Гостиная
  • Беседа,
  • ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника
  • конспектирование
  • эксперимент, опыты
  • работа в парах
  • программирование
  • совместная деятельность по достижению цели урока
  • путешествие
  • пресс-конференция
  • «крестики-нолики»
  • «морской бой»
  • Пересказ текста
  • Групповая работа
Виды организации деятельности на уроке:   Творческие задания Самостоятельная работа Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата Работа с картами, контурными картами Дидактический материал Работа с иллюстрациями Составление кроссвордов Исследование Музыкальная пауза Фронтальный опрос Взаимопроверка, самопроверка Аукцион идей Тестирование Практическая деятельность Сочинения  сказки по предмету  карточки для устной работы самостоятельное составление заданий

Виды организации деятельности на уроке:

  • Творческие задания
  • Самостоятельная работа
  • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата
  • Работа с картами, контурными картами
  • Дидактический материал
  • Работа с иллюстрациями
  • Составление кроссвордов
  • Исследование
  • Музыкальная пауза
  • Фронтальный опрос
  • Взаимопроверка, самопроверка
  • Аукцион идей
  • Тестирование
  • Практическая деятельность
  • Сочинения
  • сказки по предмету
  • карточки для устной работы
  • самостоятельное составление заданий
Виды организации деятельности на уроке:   составление тренажеров для устной и самостоятельной работы задания для самостоятельной работы товарищей наглядные пособия модели фигур, развертки, графики доклады презентации Составление памяток издание книг, брошюр составление тестов и др.

Виды организации деятельности на уроке:

  • составление тренажеров для устной и самостоятельной работы
  • задания для самостоятельной работы товарищей
  • наглядные пособия
  • модели фигур, развертки, графики
  • доклады
  • презентации
  • Составление памяток
  • издание книг, брошюр
  • составление тестов и др.
Используемые ресурсы http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/12/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/10/08/master-klass-po-teme-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/01/17/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti http://gigabaza.ru/download/27854.html http://www.portal-slovo.ru/impressionism/48174.php http://yana31reg.my1.ru/publ/opyt/razvitie_poznavatelnoj_aktivnosti_uchashhikhsja_na_urokakh_matematiki/2-1-0-3

Используемые ресурсы

  • http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/12/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti
  • http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/10/08/master-klass-po-teme-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti
  • http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/01/17/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti
  • http://gigabaza.ru/download/27854.html
  • http://www.portal-slovo.ru/impressionism/48174.php
  • http://yana31reg.my1.ru/publ/opyt/razvitie_poznavatelnoj_aktivnosti_uchashhikhsja_na_urokakh_matematiki/2-1-0-3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!