СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения занятий по строевой подготовки

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира Строевая подготовка основана на глубоком понимании обучающимися необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.Строевая выучка дисциплинирует обучающихся, вырабатывает у них быстроту и четкость действий, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения занятий по строевой подготовки»

30



САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ















МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Методика проведения занятий по строевой подготовки с суворовцами и

порядок проверки и оценки строевой выучки суворовцев и суворовских

подразделений Санкт-Петербургского суворовского военного училища


























г. Санкт-Петербург

2014 г.






МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Она дисци­плинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.

Строевое обучение, будучи составной частью началь­ного военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка - дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придер­живаясь такой последовательности:

назвать прием (действие) и подать команду, по кото­рой он выполняется;

показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;

научить обучаемых технике выполнения приема (дей­ствия) сначала по разделениям, затем в целом;

тренировать учащихся в выполнении приема (дейст­вия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.

Занятия по строевой подготовке проводятся на строе­вом плацу или на специально оборудованной площадке. Накануне занятий руководителю следует под­готовить командиров отделений в качестве своих помощ­ников.

Занятия рекомендуется проводить в такой последова­тельности: построить группу, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Группа строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый учащий­ся должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует прове­рить выполнение некоторых строевых приемов, изученных ранее.

В основной части урока руководитель занятия пока­зывает технику выполнения изучаемого строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде показанный прием (действие) выполняют учащиеся. Тре­нировку можно проводить попарно: в каждой паре обучаемые поочередно подают команды друг другу. Руководитель занятия следит за действиями обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждый урок должен заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приемов обучаемыми.

Совершенствование навыков обучаемых в выполнении одиночных строевых приемов осуществляется как на спе­циальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам Вооружен­ных Сил, а также при всех построениях, передвижениях и проведении внеклассных мероприятий.

Необходимо добиться, чтобы обучаемые были подтяну­ты, внешне опрятны, умели четко докладывать, и были в постоянной готовности к действию.

Личный пример руководителя в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требова­тельность к точному выполнению строевых приемов - вот путь успешной строевой подготовки обучаемых.


II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ ПРИЕМАМ И ДВИЖЕНИЯМ БЕЗ ОРУЖИЯ


Раскрывая тему «Строевые приемы и движение без оружия», руководитель занятия объясняет и показывает на группе обучаемых, что такое строй, шеренга, фланг и фронт, интервал, дистанция, ширина строя, одношереножный строй и его элемен­ты, затем перестраивает группу в двухшереножный строй и показывает его элементы.

Обучаемые должны знать, что одношереножный и двухшереножный строй может быть сомкнутым и разом­кнутым. В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, ука­занных командиром. Руководитель строит обучаемых в сомкнутый строй и показывает интервалы, после этого перестраивает обучаемых в колонну по одному, а затем по два и объясняет, что колонна применяется для построения подразделения в походный или развернутый строй.

Руководитель занятия должен разъяснить обучаемым, что управляет строем командир, который подает команды и приказы голосом, сигналами и личным примером, а так­же с помощью технических средств. Управле­ние строем осуществляется при помощи команд, например: «Отделение, напра-ВО!», «Шагом МАРШ!»; приказаний: «Связному Соколову передать приказ командиру 1-го от­деления изменить направление движения направо»; си­гналов рукой, флажками, фонарем, например: по команде «Все кругом!» вытягивают левую руку горизонтально в сторону, а правую поднимают вверх и делают ею круговые движения над головой.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную (может быть только исполнитель­ная). Предварительную команду нужно подавать отчет­ливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поня­ли, каких действий требует от них командир. Исполнитель­ная команда подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По исполнительной команде производится не­медленное четкое ее выполнение. Например, в команде «Отделение, напра-ВО!» «напра» - предварительная, а «ВО» - исполнительная.

После этого вызывают из строя двух-трех обучаемых и приказывают им подать команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «отделение, СТОЙ!». Неправильно поданные команды исправляются.

Обучаемые должны обратить особое внимание на сле­дующее:

команды, относящиеся ко всем подразделениям, при­нимаются и исполняются всеми командирами подразделе­ний;

по всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают по­ложение «смирно», а в движении ногу ставят тверже;

с целью привлечь внимание подразделения или от­дельных военнослужащих в предварительной команде называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего, например: «Суворовец Петров, кру-ГОМ!»

Говоря об обязанностях военнослужащего перед пост­роением и в строю, руководитель занятия подчерки­вает, что военнослужащий обязан проверить исправность своего ору­жия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; иметь акку­ратную прическу, аккуратно заправленное обмундирова­ние, правильно надетое и пригнанное снаряжение; помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию, не выходить из строя без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и соблюдать полную тишину, быть внимательным к приказам и командам свое­го командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим.

На приветствие начальника или старшего: «Здравствуйте, товарищи» — все военнослужащие, нахо­дящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравия желаем (желаю)»; если начальник или старший прощает­ся: «До свидания, товарищи», то военнослужащие отвеча­ют: «До свидания», добавляя в конце ответа слово «това­рищ» и воинское звание, например: «До свидания, товарищ капитан».

Руководитель занятия должен лично образцово пока­зать, как правильно принимать строевую стойку, и рассказать, что она принимается по командам «СТАНО­ВИСЬ», «СМИРНО». При этом обучаемых надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и сбоку, под­черкнуть, что строевая стойка является исходным поло­жением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов.

Положение «смирно» на месте принимается без коман­ды: при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время ис­полнения Государственного гимна Российской Федерации, при отдании чести и подаче команды.

После объяснения приступают к практическому обуче­нию выполнению строевой стойки. Разучивание целесооб­разно начинать с подготовительного упражнения - для выработки правильной постановки носков ног.

Для выполнения этого упражнения подаются команды: «Носки вместе, делай - раз», «Носки развести, делай - два» и т. д. Упражнение повторяют пять-шесть раз. Руко­водитель занятий следит за правильностью выполнения приемов.

После этого тренируют обучаемых в выполнении при­ема в целом, для чего подают команды: «Группа, разой­дись!», «Группа, в одну шеренгу становись!», проверяют правильность их выполнения.

Обучаемые стоят прямо, без напряжения, каблуки по­ставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело несколько пода­но вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опу­щены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не вы­ставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готов­ности к немедленному действию.

Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО» а после этого: «Подняться на носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед выполнить эту команду. Возможные ошибки, до­пускаемые обучаемыми при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко, центр тяжести тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад, живот выставляют вперед, голо­ву опускают низко.

Далее обучаемым надо последовательно показать об­разцовое выполнение команд «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», затем приступить к их отработке. Действия обучаемых по этим командам должны быть следующими. По команде «РАВ­НЯЙСЬ» всем обучаемым, кроме правофлангового, повернуть голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выровняться так, чтобы видеть грудь чет­вертого человека, считая себя первым. При выравнивании можно несколько передвигаться вперед, назад или в сто­роны. По команде «Налево равняйсь» всем, кроме лево­флангового, повернуть голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

По команде «СМИРНО» голову ставят прямо и смотрят перед собой. По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаря­жение. Можно негромко разговаривать, при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непо­средственному начальнику. Перед командой «ЗАПРА­ВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТ­СТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекратить вы­полнение приема. По этой команде учащиеся принимают положение, которое было до выполнения приема.

Затем руководитель занятия переходит к изложению действий по команде: «Головные уборы (головной убор) СНЯТЬ». По этой команде военнослужащий без оружия или с оружием в положении «за спину» правой рукой снимает головной убор. Снятый головной убор находится в левой руке. Для его надевания подается команда: «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ». По этой команде головной убор берут правой рукой и надевают. Следует показать выполнение этих команд. Обучаемые должны знать, что с оружием в положении «на ремень», «на грудь» и «у ноги» головной убор снимается и надевается левой рукой.

После отработки всех приемов следует тренировать учащихся в выполнении команд, например: «Группа, РА­ЗОЙДИСЬ», «Группа в две шеренги СТАНОВИСЬ», «Группа, РАВНЯЙСЬ», «Группа, СМИРНО!», «Группа, ВОЛЬ­НО!», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», «ВОЛЬНО».

Для перестроения отделения из одной ше­ренги в две и обратно предварительно производится расчет на первый и второй по команде: «Отделение, на первый и второй РАССЧИТАЙСЬ!» Расчет начинается с правого фланга. Каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо, при этом левофланговый голову не пово­рачивает. Так же производится расчет по общей нумера­ции, для чего подается команда: «Отделение, по порядку РАССЧИТАИСЬ!»

Затем перед строем показывается перестроение отде­ления на месте из одной шеренги в две по разделениям на три счета по команде: «Отделение, в две шеренги СТРОЙСЯ!» По исполнительной команде вторые номера по первому счету «делай - раз» делают с левой ноги шаг назад, а по второму счету «делай—два», не приставляя правой ноги - шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, и по счету «делай - три» приставляют ногу.

Для перестроения отделения на месте из сомкнутого двухшереножного строя в одношереножный отделение предварительно размыкается на один шаг, после чего по­дается команда: «Отделение, в одну шеренгу СТРОЙСЯ!»

Для отработки правильного выполнения приема по­ворота на месте вначале следует объяснить учащим­ся, что повороты на месте применяют при подходе к на­чальнику и отходе от него, при постановке в строй, при поворотах строя. Повороты на месте могут осуществляться направо, налево, кругом, пол-оборота направо, пол-обо­рота налево.

Для отработки правильного выполнения приема по­ворота на месте вначале следует объяснить учащим­ся, что повороты на месте применяют при подходе к на­чальнику и отходе от него, при постановке в строй, при поворотах строя. Повороты на месте могут осуществляться направо, налево, кругом, пол-оборота направо, пол-обо­рота налево. Повороты на месте выполняются на два счета по командам «напра-ВО», «нале-ВО», «кру-ГОМ», «пол-оборота напра-ВО», «пол-оборота нале-ВО».

Поворот направо показывают в целом, а затем по разделениям в замедленном темпе с разъяснением. После этого приступают к тренировке его выполнения по разде­лениям на два счета по команде: «Поворот направо по разделениям: делай - раз, делай - два». По счету «де­лай - раз» обучаемые делают поворот на правом каблу­ке и левом носке, сохраняя положение корпуса и не сги­бая ног в коленях, переносят тяжесть корпуса на правую ногу. По счету «делай - два» кратчайшим путем прис­тавляют левую ногу к правой, не сгибая ее в колене, и принимают положение строевой стойки.

Поворот налево изучается в такой же последователь­ности, как и поворот направо. Учащиеся тренируются в выполнении поворотов налево и направо.

Поворот кругом рекомендуется сначала показать в целом, а затем по разделениям. Поворот по элементам на два счета осуществляется по команде: «Поворот кру­гом по разделениям: делай - раз, делай - два». По этой команде руководителя обучаемые по счету «делай - раз» приподнимают пятку правой ноги и носок левой, резко поворачиваются кругом в сторону левой руки, переносят тяжесть корпуса на левую ногу. По счету «де­лай - два» резко приставляют правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ши­рину ступни.

Выслушав объяснение руководителя занятия, обучае­мые приступают к отработке поворота кругом сначала по разделениям, а затем в целом.

В начале занятия, на котором разучивается строевой шаг, необходимо проверить, как учащиеся усвоили вы­полнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯИСЬ» «СМИРНО», «ВОЛЬНО» и поворота на месте. Затем ру­ководитель занятия показывает движение строевым ша­гом в целом и по разделениям с кратким пояснением.

Обучаемые выполняют подготовительное упражнение для рук на два счета по команде: «Движение руками на два счета: делай - раз, делай - два». По этой команде учащиеся по счету «делай - раз» сгибают правую руку в локте, производят ею движение около тела так, что­бы кисть поднялась выше пряжки пояса на ширину ла­дони и находилась на расстоянии ладони от тела; одно­временно левую руку отводят назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогну­ты. По счету «делай - два» производят движение левой рукой вперед, а правой назад. Это упражнение повторяют пять-шесть раз. При тренировке надо постоянно следить за соблюдением строевой стойки и правильным движени­ем рук.

Затем руководитель занятия показывает подготови­тельное упражнение для движения строевым шагом по разделениям на три счета. По команде обучаемые по счету «делай - раз» делают полный шаг с левой ноги, вынося ногу с оттянутым носком на высоту 15 - 20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню; в это же время отделяют от земли правую ногу и подтягивают ее на полшага вперед, чтобы носок оказался на уровне каб­лука левой ноги. Одновременно с этим делают движе­ние правой рукой вперед, а левой назад до отказа, а затем опускают руки вниз и стоят на левой ноге. По счету «два», «три» делают выдержку. По следующему счету «делай - раз» повторяют движение с правой ноги; при этом левая рука движется вперед, а правая назад. После взмаха руками по счету «делай - три» левую ногу приставляют к правой.

При выполнении упражнений надо обращать внима­ние на то, чтобы обучаемые по предварительной команде «делай» подавали корпус вперед, тяжесть его больше переносили на правую ногу, сохраняя при этом устой­чивость.

Руководитель занятия объясняет, что для прекраще­ния движения строевым шагом подается команда «СТОЙ» под левую ногу. При этой команде надо сделать шаг правой ногой и приставить левую. Указанный прием показывают учащимся и отрабатывают с ними движение строевым шагом.

Разучивание поворотов в движении произво­дится по команде: «Поворот напра – ВО» по разделениям на два счета: «делай - раз, делай - два». По счету «де­лай - раз» необходимо сделать строевой шаг левой но­гой вперед, производя взмах руками в такт шага, и ос­тановиться в положении с опущенными руками; по счету «делай - два» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и произвести взмах руками. По счету «делай - три» левую ногу приставить к правой, сделать шаг в новом направлении. Прием рекомендуется повторить пять - шесть раз.

Обучаемые должны твердо усвоить, что исполнительная часть команды «ВО» при повороте направо и пол-оборота направо подается с постановкой правой ноги на землю. Затем прием выполняется в целом по командам «напра - ВО», «пол-оборота напра - ВО».

Руководитель занятия объясняет, что для изменения скорости движения подаются команды «шире шаг», «ко­роче шаг», «чаще шаг», «полный шаг», показывает, как эти команды выполняются, затем тренирует обучаемых в их выполнении.

Разучивание поворота кругом в движении осуществля­ется по команде: «Поворот кругом по разделениям на четыре счета: делай - раз, делай - два, делай -три, делай - четыре».

По счету «делай - раз» обучаемые делают шаг впе­ред с левой ноги и остаются в таком положении. По счету «делай - два» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и одновременно резко поворачиваются в сторону левой руки на носках обеих ног и остаются в таком положении. По счету «делай - три» делают шаг левой ногой вперед в новом направлении. По счету «де­лай- четыре» приставляют правую ногу к левой. Упраж­нение повторяют несколько раз.

При выполнении упражнения особое внимание руко­водитель должен обратить на резкость поворота, а так­же на движение рук в такт шага и устойчивость тулови­ща. Тренировка обучаемых в выполнении приема в це­лом осуществляется по команде: «кругом - МАРШ». Исполнительная команда «марш» подается с постановкой правой ноги на землю.

При тренировке выполнения поворотов в движении без оружия следует обращать внимание на точное вы­полнение команд, согласованное движение рук и ног и правильную осанку. При отработке приема отдания воинской че­сти на месте вначале руководитель занятия должен показать его выполнение в целом и по разделениям с кратким пояснением.

Отдание воинского приветствия на месте без головного убора по разделениям на два счета следует разучивать в та­кой последовательности. Подается команда: «Отдание воинского приветствия, начальник с фронта (справа, слева) по разделе­ниям: «делай - раз, делай - два». Учащиеся по счету «делай - раз» при движении начальника с фронта за пять-шесть шагов до него быстро принимают строевую стойку (положение «смирно») и смотрят начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову. При движении начальника справа (слева) обучаемые за пять-шесть шагов до него по счету «делай - раз» принимают поло­жение «смирно» и, сопровождая его, поворачивают го­лову в его сторону. После прохождения начальника на 1-2 шага по счету «делай - два» ставят голову прямо и принимают положение «вольно».

Для отработки приемов отдания воинского приветствия на месте размыкают группу на четыре шага по фрон­ту, приказывают снять головные уборы и приступить к отработке приема по разделениям. Руководитель за­нятия, двигаясь от одного обучаемого к другому, следит за их действиями.

После этого обучаемым показывают и объясняют отдание воинского приветствия на месте вне строя при надетом головном уборе на два счета по команде: «Отдание воинского приветствия, начальник с фронта (слева, справа), по разделени­ям: делай - раз, делай - два». По счету «делай - раз» за пять-шесть шагов до начальника обучаемый повора­чивается в его сторону и с приставлением ноги одновре­менно прикладывает руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец ка­сался нижнего края головного убора - (у козырька), а локоть был на высоте плеча. При этом надо смотреть начальнику в лицо, сопровождая его поворотом головы; когда начальник минует отдающего воинское приветствие, поставить го­лову прямо и одновременно с этим опустить руку. Обу­чаемых тренируют в выполнении приема по разделениям и в целом.

Выполнение приема отдания воинского приветствия в движении руководитель занятия показывает в целом и по разделениям. Объясняет, что для отдания воинского приветствия в движении вне строя без головного убора необходимо за пять-шесть шагов до начальника одновременно с поста­новкой ноги на землю прекратить движение руками, по­вернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя мимо начальника, голову ставят прямо и продолжают движение руками.

Обучение отданию воинского приветствия без головного убора в дви­жении вначале производится по разделениям на шесть счетов.

По команде «Отдание воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям: делай - раз, делай - два, и т. д.» необходимо по счету «делай - раз» сделать шаг с левой ноги, прекратить движение рук и повернуть голову в сторону начальника. По счету «делай - два, ..., пять» продолжать движение с прижатыми руками. Упражнение повторяют до команды «стой».

По следующему счету «делай - шесть», пройдя мимо начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками.

Для отработки приемов отдания воинского приветствия в движении учебный взвод размыкают на четыре шага, поворачивают строй направо (налево) и следят за выполнением приема учащимися.

Отдание воинского приветствия в движении с надетым головным убо­ром отрабатывают также сначала по разделениям на шесть счетов. Для этого приказывают одному из обучае­мых стать в десяти шагах перед строем в роли началь­ника. Проходя мимо него в одну и другую сторону, ру­ководитель занятия показывает прием отдания чести в движении в целом и по разделениям.

По команде «Отдание воинского приветствия в движении по разделе­ниям на шесть счетов: делай - раз, делай - два и т. д.» по счету «делай - раз» обучаемые делают шаг с левой ноги, поворачивают голову в сторону начальника и прик­ладывают руку к головному убору. По счету «делай - два, ..., пять» продолжают движение. По следующему счету «делай - шесть» обучаемые, минуя начальника, с постановкой левой ноги на землю голову ставят прямо, а руку опускают.

Отработав выполнение приема по разделениям, тре­нируют обучаемых в выполнении его в целом.

Далее руководитель занятия разъясняет обучаемым порядок ответа на приветствие, когда воен­нослужащие находятся в строю в движении. Следует сказать, что на приветствие начальника или старшего «Здравствуйте, товарищи» военнослужащие отвечают под левую ногу «Здравия желаем» с добавлением слова «товарищ» и воинского звания (без указания рода войск или службы и без упоминания слова «инженер»). Нап­ример: «Здравия желаем, товарищ капитан». Затем обу­чаемые тренируются в выполнении этого приема.

На последующих занятиях обучаемые закрепляют и совершенствуют свои навыки в отдании воинского приветствия и ответе на приветствие в движении. Руководитель за­нятия обращает внимание на то, чтобы обучаемые твер­до усвоили это требование Строевого устава.

Приступая к изложению материала о выходе из строя, подходе к начальнику и возвраще­нии в строй, руководитель занятия поясняет обуча­емым, что выход из строя производится по команде, например: «Суворовец Петров, выйти из строя на пять ша­гов» или «Суворовец Петров, ко мне». По первой части команды, услышав свою фамилию, обучаемый отвеча­ет: «Я», а по второй части команды «Выйти из строя» отвечает: «Есть», выходит на указанное количество ша­гов, останавливается и поворачивается лицом к строю.

При выходе обучаемого из передней шеренги его место занимает стоящий за ним.

При команде «Ко мне (бегом ко мне)» обучаемый, сделав два шага от первой шеренги прямо, на ходу по­ворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем подходит (подбегает) к нему, за пять-шесть шагов пе­реходит на строевой шаг, останавливается в двух-трех шагах, прикладывает руку к головному убору и докла­дывает, например: «Товарищ капитан, суворовец Петров по Вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.

При выходе обучаемого из второй шеренги он накла­дывает левую руку на плечо впереди стоящего, тот де­лает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, за­тем становится обратно на свое место.

По команде «Стать в строй» следует приложить руку к головному убору, ответить «Есть», повернуться в сто­рону движения, с первым шагом опустить руку и, дви­гаясь строевым шагом, встать в строй на свое место.

Ознакомив обучаемых с действиями по выходу из строя и возвращении в строй, руководитель занятия прис­тупает к тренировке обучаемых в выполнении этих при­емов. В ходе тренировки шеренги меняются местами, с тем чтобы обучаемые усвоили порядок выхода и возвра­щения в строй из любой шеренги.


III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ ПРИЕМАМ И ДВИЖЕНИЯМ C ОРУЖИЕМ


При изучении темы «Строевые приемы и движение с оружием», отрабатывая с обучаемыми строевую стойку с автоматом, выполнение приемов «на ремень», «на грудь», «на спину», руководитель занятия указывает, что строевая стойка принимается так же, как и без оружия. При этом автомат с деревянным прикладом надо дер­жать в положении «на ремень» дульной частью вверх, а автомат с металлическим прикладом - дульной час­тью вниз.

После показа и объяснения подается команда «Смир­но», и руководитель занятия, проходя вдоль строя, про­веряет, как обучаемые заняли положение строевой стой­ки с автоматом.

Дальнейшее обучение по этому вопросу заключается в проведении тренировок на правильное выполнение с оружием команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЯСЬ», «СМИР­НО», «ВОЛЬНО», «Головные уборы (головной убор) СНЯТЬ», «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ».

При выполнении приемов «на ремень». «н а грудь», «за спину», показывая их в целом и по раз­делениям с кратким пояснением, руководитель занятия отмечает, что автомат из положения «на ремень» пере­носится «на грудь» по команде «Автомат - на грудь» в три приема.

Для обучения приему по разделениям подается ко­манда: «Автомат - на ГРУДЬ по разделениям: делай - раз, делай - два, делай - три».

По счету «делай - раз» подают правую руку по рем­ню несколько вверх, снимают автомат с плеча и, под­хватив его левой рукой за цевье и ствольную накладку, держат перед собой вертикально, магазином влево, дуль­ным срезом на высоте подбородка.

По счету «делай - два» правой рукой отводят ремень вправо и перехватывают его ладонью снизу, одновремен­но продевая под него локоть правой руки.

По счету «делай - три» закидывают ремень за го­лову и берут автомат правой рукой за шейку приклада, а левую руку быстро опускают.

После выполнения приема «на грудь» по разделениям надо выполнить его в целом, а затем перейти к изучению приема «на ремень» из положения «на грудь».

Для выполнения этого приема по разделениям по­дается команда: «Автомат - на ремень по разделениям: делай - раз, делай - два, делай - три».

По счету «делай - раз» левой рукой надо взять ав­томат за цевье и ствольную накладку снизу и, одновре­менно подавая его несколько вперед вверх, вывести правую руку из-под ремня, взяться ею за шейку приклада, а левой за цевье у груди.

По счету «делай - два» автомат надо приподнять вверх, перекинуть ремень через голову и держать авто­мат перед собой вертикально, магазином влево, дульным срезом на высоте подбородка.

По счету «делай - три» правой рукой следует взяться за верхнюю часть ремня и закинуть автомат за правое плечо в положение «на ремень», а левую руку быстро опустить.

Автомат со складывающимся прикладом из положе­ния «на ремень» в положение «на грудь» берется на два счета по команде: «Автомат - на грудь». По счету «де­лай - раз» правой рукой снять автомат с плеча, не вы­водя локтя правой руки из-под ремня, и, подхватив ав­томат левой рукой за цевье и ствольную накладку снизу, держать его перед собой магазином вниз, дульной частью вверх.

По счету «делай - два» закинуть правой рукой ремень за голову на левое плечо, взять автомат за ствольную коробку у ремня, а правую руку быстро опустить вниз к бедру.

После усвоения последовательности действии при вы­полнении изучаемых приемов по разделениям обучаемый выполняет прием «на ремень» из положения «на грудь» в целом. Затем руководитель занятия показывает обу­чаемым, как автомат из положения «на ремень» и «на грудь» переводится в положение «за спину».

Надо объяснить обучаемым, что при переводе оружия «за спину» из положения «на грудь» автомат предвари­тельно берется в положение «на ремень». При этом сле­дует подчеркнуть, что автомат «за спину» берется без штыка-ножа, который пристегивается к поясу. Для разу­чивания приема взвод размыкается на 2—3 шага и по­дается команда: «Оружие за спину».

По счету «делай - раз» левой рукой взять ремень несколько ниже правого плеча, а правой одновременно взяться за приклад снизу. По счету «делай - два» пра­вой рукой приподнять автомат вверх, а левой закинуть ремень за голову на левое плечо, автомат и руки быстро опустить.

Изучение приема перевода оружия «на ремень» из положения «за спину» руководитель занятия начинает с показа и краткого объяснения порядка выполнения это­го приема по разделениям на два счета и в целом. Взвод, построенный в одну шеренгу, размыкается на 2 - 3 шага. По счету «делай - раз» левой рукой нужно снять ре­мень несколько ниже левого плеча, а правой одновремен­но взяться за приклад. По счету «делай - два» правой рукой автомат приподнять, а левой перекинуть ремень через голову на правое плечо, автомат и левую руку опустить, ремень взять правой рукой и принять строевую стойку.

После этого приступают к тренировке перевода ав­томата в положение «за спину» и обратно в положение «на ремень» в целом.

Для перевода автомата со складывающимся прикла­дом в положение «за спину» из положения «на грудь» правой рукой взять автомат за дульную часть ствола и перевести его в положение «за спину». При изучении приема по разделениям по счету «делай - раз» правой рукой взять автомат за дульную часть ствола, подтяги­вая его этой частью к левому плечу, а по счету «делай - два» перевести автомат в положение «за спину» и пра­вую руку быстро опустить.

Затем тренируют обучаемых в выполнений приемов перевода автомата «на грудь», «на ремень», «за спину».

Изучение темы «Строи отделения» руководитель за­нятия начинает с освещения вопроса о построении отделения в развернутый и походный строй. Развернутый строй отделения - это такое построение, при котором все военнослужащие расположены на одной линии по фронту. При этом они могут находиться в одношере- ножном строю (в шеренге) или двухшереножном. Та­кой строй применяется для первоначального построения, для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также и в некоторых других случаях. Построение от­деления в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде: «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) СТАНОВИСЬ!»

Далее руководитель занятия поясняет, что Строевой устав требует от военнослужащего знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его, в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. В одношереножном строю военнослужащие должны стоять на одной прямой линии, интервалы между ними состав­ляют ширину ладони. Затем руководитель занятия указывает, что в двухшереножном строю военнослужа­щие одной шеренги должны располагаться точно в за­тылок военнослужащим другой, впереди стоящей шерен­ги. Дистанция между шеренгами (военнослужащими) должна быть в один шаг или на расстоянии вытянутой руки, положенной на плечо впереди стоящего военнослу­жащего. В двухшереножном строю впереди стоящая шеренга называется первой, а сзади стоящая - второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Если в отделении четыре человека и менее, то отделе­ние всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение подается команда «РАВНЯЯСЬ» или «направо РАВНЯЯСЬ», по окончании выравнивания - команда «СМИРНО». До команды «ВОЛЬНО» все должны стоять в положении стро­евой стойки, голову не наклонять. По команде «Отделе­ние, вольно - РАЗОЙДИСЬ!» обучаемые выходят из строя.

Затем обучаемых тренируют в выполнении команд построения в одну или две шеренги и перестроения из одной шеренги в две и наоборот.

Для отделения Строевым уставом предусмотрен по­ходный строй в колонну по одному и по два. Руководи­тель занятия разъясняет обучаемым, что походный строй применяется для передвижения отделения с различ­ными целями. При этом отделение в составе четырех человек и менее всегда строится в колонну по одному. Построение отделения в колонну по одному (по два) производится по команде: «Отделение, в колонну по од­ному (по два) СТАНОВИСЬ!» Затем руководитель за­нятия тренирует взвод в построении в колонну по одно­му и по два. При этом обучаемым разъясняют, что в колонне следует стоять строго в затылок впереди стоящему дистанция между военнослужащими - один шаг.

Далее руководитель занятия разъясняет обучаемым; правила перестроения отделения из развер­нутого строя в походный и обратно. Они долж­ны твердо усвоить, что перестроение отделения из развер­нутого строя в походный на месте производится по команде; «НАПРАВО». Затем тренируют обучаемых в перестро­ении из одно (двух) шереножного строя в колонну по од­ному (по два) и наоборот.

В практике часто требуется увеличить интервалы между военнослужащими в строю, например при обуче­нии строевым приемам с оружием, при проведении строе­вого осмотра и т. д. Для этого Строевым уставом преду­сматривается размыкание и смыкание отделения. Для изучения приемов размыкания и смыкания строят учебное отделение в одну шеренгу и разъясняют, что смыкание отделения производится по команде: «Отде­ление, направо (налево, к середине) сом -КНИСЬ!»

Показывают размыкание и смыкание отделения, соп­ровождая выполнение приема пояснением. Например, при размыкании от середины указывают, кто средний. Средний обязан вытянуть вперед левую руку и опустить, например: «Средний, суворовец Иванов, от середины разом- КНИСЬ!»

Обучаемые тренируются в выполнении команд и дей­ствий в составе отделения.

Далее объясняют обучаемым, что для движения отде­ления подается команда: «Отделение, шагом (строевым шагом, бегом) МАРШ!», а если отделение с оружием, то - команда: «Отделение, на ре-МЕНЬ (на пле-ЧО), шагом (строевым шагом) МАРШ!»

Для перемены направления движения подается коман­да: «Отделение, правое (левое) плечо вперед, шагом МАРШ!» (на ходу «МАРШ»), Затем тренируют обуча­емых действиям в составе отделения по выполнению от­работанных приемов.

IV. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ

Сигналы управления строем. Для проведения занятия необходимо иметь Приложение 1 к Строевому ус­таву Вооруженных Сил РФ, флажки сигнальные различных цветов и сигнальные фонари.

Вначале руководитель занятия изучает с учащимися сигналы, подаваемые для управления строем: «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистан­цию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кру­гом», «Все направо (налево)» - и разъясняет их смысл. После этого показывает, как подаются сигналы руками, флажками и фонарем. Следует обратить внимание обуча­емых на то, что каждый сигнал должен подаваться четко. Это особенно важно при подаче сигналов фонарем в тем­ное время суток, при плохой видимости (туман, снегопад). Для контроля усвоения обучаемыми этого учебного воп­роса руководитель занятия опрашивает 2 - 3 человек.

Убедившись, что обучаемые усвоили изучаемый мате­риал, приступают к тренировке их в подаче сигналов. Для этого целесообразно разделить всех на три подгруппы, одна из которых тренируется в подаче сигналов руками, другая - флажками, третья - фонарем. Через 5-6 мин подгруппы меняются местами.

В конце занятия следует проверить, как учащиеся ос­воили подачу ряда сигналов всеми способами (руками, флажками, фонарем). С этой целью руководитель заня­тия вызывает двух - четырех обучаемых и требует проде­монстрировать изученные сигналы.

Изучение темы «Действия военнослужащих у машин и на машинах» начинается с отработки приема пост­роения у машин. Вначале следует кратко рассказать обучаемым, что перед посадкой на машины производятся расчет военнослужащих, проверка оружия. На каждую машину назначается старший из офицеров или сержан­тов. Для наблюдения за сигналами старших начальников и крепления бортовых запоров кузова назначаются наблю­датели (бортовые).

Построение у машины выполняется по команде (сиг­налу): «К МАШИНЕ!» руководитель занятия показывает различные виды построения военнослужащих.

Изучая действия военнослужащих при посадке в ма­шину, руководитель занятия разъясняет обучаемым, что по команде (сигналу): «По МЕСТАМ!» подразделение быстро занимает свои места в машинах.

Посадка в автомобиль производится с заднего борта или с правого (левого), а по возможности со всех трех бортов. При посадке с боковых бортов используются ко­леса. Оружие при посадке берут как удобнее, за исклю­чением пулеметов, которые передают военнослужащим, произведшим посадку или сидящим сзади. После посадки оружие ставят между коленями, а автоматы по команде командира могут быть взяты в положение «на грудь». Бортовые следят за бортами, наблюдатели — за сигналами командиров. Руководитель занятия проводит тренировку обучаемых по посадке в кузов автомобиля.

Обучаемые должны знать, что высадка производится после остановки машины, по команде (сигналу): «К МА­ШИНЕ!» Высадившись из машины, военнослужащие выс­траиваются сзади или сбоку нее, как при посадке.

Используя грузовой автомобиль (или его кузов), руководитель занятий отрабатывает с обучаемыми посад­ку и высадку из машины.

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ СУВОРОВЦЕВ И СУВОРОВСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Строевая подготовка проверяется и оценивается на контрольных занятиях в процессе обучения, в ходе строевых смотров, экзаменах и зачетах.

2. В ходе проверки строевой подготовки проверяются и оцениваются: одиночная строевая выучка суворовца, строевая слаженность подразделений (умение суворовцев четко, однообразно и согласованно действовать в составе курса (группы) в пешем порядке.

3. Общий порядок проверки строевой подготовки осуществляется применительно к положениям Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Строевого устава), а оценочные показатели определяются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Накануне проверки лицо, проводящие проверку, сообщает старшему воспитателю (воспитателю) время, место, форму одежды, а также порядок проверки строевой подготовки.

4. Лицам, назначенным для проверки подразделений по строевой подготовке, необходимо знать соответствующие требования Строевого устава, программы основ военной подготовки суворовцев, сборников нормативов по боевой подготовке, пособия «Строевая подготовка» (М. Воениздат. 1991), Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и иных руководящих документов.

5. Общая оценка строевой подготовки курса (группы) слагается из оценок за одиночную строевую выучку суворовцев и строевую слаженность курса (группы).



II. ОЦЕНКА ОДИНОЧНОЙ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ

6. Одиночная строевая выучка суворовца оценивается за состояние внешнего вида, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности, выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.

Результаты проверки записываются в ведомость (приложение №1).

7. Проверка одиночной строевой выучки начинается с осмотра и оценки внешнего вида суворовца. При получении им положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый суворовец выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (шесть приемов без оружия и четыре с оружием) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе. Проверка знаний положений Строевого устава проводится устно или письменно.

8. Оценка суворовца за внешний вид определяется:

«удовлетворительно», если суворовец имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей (планок с лентами орденов и медалей), нагрудных знаков и значков;

«неудовлетворительно», если сувороец в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить, находясь в строю, или выявлено три недостатка, которые можно устранить, находясь в строю.

Курс (группа) от дальнейшей проверки строевой подготовки отстраняется при наличии в нем (ней) 15 и более процентов суворовцев (групп), имеющих неудовлетворительный внешний вид. При проведении по решению проверяющего повторной проверки внешнего вида суворовцев оценка одиночной строевой выучки курсу (группе) снижается на один балл.

9. Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос определяется:

"удовлетворительно", если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала;

«неудовлетворительно», если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью и были допущены ошибки.

10. Выполнение суворовцем строевого приема оценивается:

«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;

"хорошо", если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка (приложение №2);

"удовлетворительно", если прием выполнен в соответствии требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки (приложение №2);

"неудовлетворительно", если прием, не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более (приложение №2).

11. Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки суворовца определяется:

«отлично», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные — на «хорошо» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;

«хорошо», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлично» и «хорошо», а остальные — на «удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;

«удовлетворительно», если не менее 80 % строевых приемов, внешний вид и знание положении Строевого устава оценены не ниже «удовлетворительно».

12. Оценка одиночной строевой выучки курсов (групп) определяется:

«отлично», если не менее 95 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - «отлично», не менее 30 % - «хорошо»;

«хорошо», если не менее 85 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - не ниже «хорошо»;

«удовлетворительно», если не менее 75 % проверенных оценены положительно;

«неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».


III. ОЦЕНКА СТРОЕВОЙ СЛАЖЕННОСТИ

13. Строевая слаженность курса (групп) определяется по следующим показателям:

действия в развернутом и походном строях;

исполнение строевой песни;

Результаты проверки записываются в сводной ведомости (приложение №3 к настоящей Инструкции).

14. При определении оценки курса (группы) за действия в развернутом и походном строях учитываются и оцениваются следующие показатели:

построение и выравнивание;

перестроение на месте и в движении;

прохождение торжественным маршем (выполнение воинского приветствия в движении).

15. Оценка за каждое действие в развернутом и походном строях в составе курса (группы) определяется:

«отлично», если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, четко и слаженно, при правильной подаче команд старшим воспитателем (воспитателем);

«хорошо», если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом была допущена одна ошибка в действиях личного состава или при подаче команд старшим воспитателем (воспитателем);

«удовлетворительно», если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки в действиях личного состава или при подаче команд старшим воспитателем (воспитателем);

«неудовлетворительно», если действие выполнено неправильно или в действиях личного состава и при подаче команд было допущено три ошибки и более.

16. Общая оценка за действия в развернутом и походном строях определяется:

«отлично», если не менее 50 % действий оценено «отлично», а остальные - «хорошо»;

«хорошо», если не менее 50 % действий оценено «отлично» и «хорошо», а остальные - «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если все действия оценены не ниже «удовлетворительно».

17. При определении оценки курса (группы) за исполнение строевой песни учитываются: ратная направленность содержания песни, наличие в ней идеи зашиты Отечества, любви к военной службе, гордости принадлежностью к Вооруженным Силам Российской Федерации, верности их славным боевым традициям.

Отвечающая этим требованиям песня оценивается по следующим показателям: уровень исполнения (знание личным составом текста песни, правильность мелодии, слаженность звучания), подготовленность запевал, строевая подтянутость личного состава.

18. Оценка курса (группы) за исполнение строевой песни определяется:

«удовлетворительно», если все показатели оценены положительно;

«неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

IV. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

19. Общая оценка строевой подготовки курса (группы) определяется:

«отлично», если курс (группа) за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «отлично»;

«хорошо», если курс (группа) за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «хорошо»;

«удовлетворительно», если курс (группа) за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно», если один из показателей оценен «неудовлетворительно».


Преподаватель-организатор (руководитель)

отдельной дисциплины ОБЖ и основ военной подготовки

А. Ивлев



















































Приложение I



В Е Д О М О С Т Ь


результатов проверки одиночной строевой выучки суворовцев _______ курса (группы) Санкт-Петербургского СВУ








п/п




Воинское звание

Фамилия и инициалы

Оценка за внешний вид

Оценка за выполнение строевых приемов

Оценка за знание положений Строевого устава

Индивидуальная оценка одиночной строевой

выучки

Примечание

без оружия

с оружием

Строевая стойка

Повороты на месте и в движении

Выполнение воинского приветствия

Строевой шаг, изменение темпа движения

Выход из строя и возвращение в строй

Подход к начальнику и отход от него

Автомат «На грудь»

«На ремень»

Оружие «За спину»

«На ремень»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17
































































































































































































































Старший воспитатель (воспитатель) ______ курса (группы) ___________________________________

(воинское звание, подпись, фамилия)










Категории

военнослужащих

По списку

Проверено

О ц е н к и

% положи тельных оценок

Оценка одиночной строевой выучки

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вице-сержанты









Суворовцы









ИТОГО:









Проверяющий_____________________________________

(воинское звание, подпись, фамилии)



« _____ » _______________ 20 __ года
































Приложение № 2


ПЕРЕЧЕНЬ

строевых приемов, команд и действий, проверяемых по одиночной строевой выучке, и наиболее характерные ошибки при их выполнении

Прием, команда,

действие

Ошибки

1

2

Строевая стойка







Повороты на месте





Повороты в движении




Строевой шаг











Выполнение воинского приветствия






Выход из строя и возвращение в строй




Подход к начальнику вне строя и отход от него


















Строевая стойка с оружием


Строевые приемы с оружием


Ноги согнуты в коленях, носки не выровнены по линии фронта и не развернуты на ширину ступни, каблуки не поставлены вместе.

Руки согнуты в локтях, кисти рук находятся не на середине бедра и не обращены ладонями внутрь, пальцы не полусогнуты и не касаются бедра.

Грудь не приподнята, живот не подобран, плечи не развернуты, корпус не подан вперед.

Голова опущена, выставлен подбородок.


После поворота не сохраняется правильное положение корпуса или ног.

Во время поворота ноги (нога) сгибаются в коленях.

Кисти рук не на середине бедер и пальцы не касаются бедра.

Нога приставляется не кратчайшим путем.


Поворот в движении выполнен не своевременно.

Поворот направо (налево) производится не на носке левой (правой) ноги.

При повороте не выполняется движение руками в такт шага.

Поворот кругом выполняется не на носках обеих ног.


Корпус не подан вперед.

Нарушается координация движения рук и ног.

Голова опушена вниз.

Движение руками около корпуса производится не от плеча, а за счет сгибания в локтях.

Движение рук вперед производится значительно ниже (выше) установленной высоты, при этом локоть находится не на уровне кисти руки, а при движении назад рука отводится не до отказа в плечевом суставе.

Не оттянут носок вынесенной вперед ноги.

Нога не ставится твердо на всю ступню.

Нарушается строевая стойка.

Темп движения значительно меньше (больше) 110 - 120 шагов в минуту.


Воинское приветствие выполняется менее или более чем за 3 - 4 шага.

Пальцы руки, приложенной к головному убору, не вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора (у козырька).

Локоть руки не на линии и высоте плеча.

При повороте головы изменилось положение руки у головного упора.

Рука прикладывается к головному убору не кратчайшим путем.


Выход из строя и возвращение в строй производятся походным шагом.

Выход из строя осуществлен не на указанное количество шагов.

После выхода не выполнен поворот лицом к строю.

Нет ответа: «Есть» после команды о выходе из строя.


По команде, например, «Рядовой Иванов» военнослужащий, стоящий лицом к строю, не повернулся к начальнику или не ответил: «Я».

По команде «Стать в строй» военнослужащий не приложил руку к головному убору или не ответил: «Есть».

Нарушается положение строевой стойки.

Возвращение в строй производится не кратчайшим путем.

Остальные недостатки те же, что и при движении строевым шагом. Военнослужащий, услышав свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил: «Я».

При подходе к начальнику за 5 - 6 шагов не перешел на строевой шаг.

Получив приказ, военнослужащий не приложил или неправильно приложил руку к головному убору.

Нет ответа: «Есть» после получения приказа.

При отходе не сделал 3 - 4 шага строевым шагом.

Остальные недостатки тс же, что и при выполнении предыдущих приемов.

При выходе из строя военнослужащий не сделал один - два шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот в сторону начальника.

Подход (отход) осуществлен не кратчайшим путем.

При подходе военнослужащий не одновременно с приставлением ноги приложил руку к головному убору.

Остальные недостатки те же, что при выходе и возвращении в строй.

Недостатки те же, что и при строевой стойке без оружия.


Оружие в положении «На ремень» держится правой рукой не на высоте верхнего обреза поясного ремня (а значительно выше, ниже).


Карабин, пулемет держатся у ноги не в свободно опущенной, правой руке и затыльник не касается ступни правой ноги.

Приемы выполнены с нарушением уставных требований, нарушается положение строевой стойки.





Приложение №3


СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

результатов проверки личного состава ___ курса Санкт-Петербургского СВУ по строевой подготовке


1.ОЦЕНКА ОДИНОЧНОЙ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ


Подразделение

По списку

Сдавало

Оценка

% положительных оценок

Оценка

Примечание

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 группа

2 группа и т.д.

за курс












2. СТРОЕВАЯ СЛАЖЕННОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

а) действие в развернутом и походном строю


Подразделение

Оценочные показатели

Оценка за действия в

развернутом и походном строях

в развернутом строю

в походном строю

Построение и выравнивание

Размыкание и смыкание на месте

Перестроение из одной шеренги в две и обратно

Повороты на месте

Выполнение воинского приветствия на месте

Построение и выравнивание

Перестроение из развернутого строя в походный

Перестроение из колонны по два в колонну по три и обратно

Перемена направления движения

Прохождение торжественным маршем (выполнение воинского приветствия в движении)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 группа

2 группа

и т.д.

за курс













б) исполнение строевой песни


Подразделение

Оценочные показатели

Оценка за исполнение

строевой песни

Уровень исполнения

Подготовленность

запевал

Строевая

подтянутость личного состава

Знание текста

песни

Правильность

мелодии

Слаженность

звучания

Курс



Оценка строевой слаженности (в целом)


Подразделение

Оценочные показатели

Оценка строевой слаженности

Действия в развернутом и

походном строях

Исполнение строевой

песни

Курс










3.ОБЩАЯ ОЦЕНКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ



Подразделение

Оценочные показатели

Общая оценка

Примечание

Одиночная

строевая выучка

Строевая

слаженность

Курс


Проверяющий _____________________________

(воинское звание, подпись, фамилия)

« ___ » _________________ 20 __ года.

















































Оглавление


Методика проведения занятий по строевой подготовке


Общие положения

2

Методика обучения строевым приемам и движениям без оружия

3

Методика обучения строевым приемам и движениям без оружия

18

Методика обучения способам управления строем

19



Порядок проверки и оценки строевой выучки суворовцев и суворовских подразделений

Общие положения

20

Оценка одиночной строевой выучки

21

Оценка строевой слаженности

23

Общая оценка строевой подготовки

25

Приложение №1

27

Приложение №2

28

Приложение №3

29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!