СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения самоподготовки в коррекционной школе VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения самоподготовки в коррекционной школе  VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения самоподготовки в коррекционной школе VIII вида»

Макушкина Надежда Владимировна



Тема: "Методика проведения самоподготовки в специальной (коррекционной) школе.

Цели: Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;

Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков полученных на уроках в самостоятельной работе.

На самоподготовке мы приучаем умственно отсталых детей действовать по определенному алгоритму организации своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец " не находится" или "не вспоминается", смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

Задачи самоподготовки:

Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания.:

1. умения пользоваться дневником;

2.ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами ,образцами выполнения заданий).

3.обращаться за помощью в случаях затруднения;

4. планировать свою деятельность;

5. рационально использовать отведенное на самоподготовку время;

6. самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать не мешая другим и т. д.



Условия эффективности самоподготовки.

1. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

2. Соблюдение охранительного педагогического режима

3. Правильная дозировка домашних заданий

4. Дифференцированное определение учителем домашнего задания



1.Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя- обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя ( не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы у детей самостоятельности.

2. Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проходить после полуторачасовой прогулки. В последней трети прогулки, воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Не рекомендуется проводить перед самоподготовкой воспитательские занятия. Учебный статус самоподготовки и воспитательского занятия- разный. Если самоподготовка - это учебный режимный момент, требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается, как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятия, нужно проанализировать режим школы, либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику проведения занятия (если они отвлекаются просто из-за того, что им неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших -десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе, в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком они - вместе со всей школой- должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором- четвертом классах- до часу. В старших классах до полутора часов.

3. Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного( именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предметув день (или русский язык или математика);задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более 3х, 4х предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительскую часть) отводится в младших классах 30- 40 минут, в старших от 40 минут до часу. Остальное время- это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

4. Дифференцированое определение учителем домашнего задания.



В специальной (коррекционной) школе VIII вида, домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило это означает, что дети второй и третьей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В Воронковой, получают задание, аналогично хорошо разобранному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости группы, могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой» четвертой группы, должны выполнять дома репродуктивные задания ( например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания, в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых самостоятельно, во-вторых за 20-30 минут в начальных классах или50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки.

  1. Организационный момент.

  2. Дидактическая игра.

  3. Работа с дневником.

  4. Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми.

а. Ориентировка в домашнем задании.

б. Выполнение задания.

с. Самопроверка.

д .физкультминутка.

4. Проверка готовности детей к уроку воспитателем.

5. Итог самоподготовки.

Организационный момент.

1.Приготовить рабочее место.

2.Озвучиваеть расписание уроков на следующий день.

3.Рассказать о рациональном использовании рабочего времени.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить, как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

Работа с дневником.

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В 1м и 2м классах дети находят задание по закладке. После введения дневников на первом занятии, надо рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задания.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, только тогда, когда он действительно пользуется им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае, нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя, тоже должен быть недоступен для детей.

На этапе работы с дневником, воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимания нужно больше». Нельзя говорить детям, «что чтение легче, чем математика и русский язык». Это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, а для части детей, чтение- самый трудный предмет.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает им, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Самостоятельное выполнение домашнего задания.

Цель этого этапа- приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя ,его слова, поведение, направлены на то, чтобы создать у детей ощущения самостоятельной деятельности.

Главное требование к деятельности воспитателя, на этом этапе- сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально разобрать занятие( это обязанность учителя на уроке), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса, не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях, он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации, могут быть лишь в тех случаях ,когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана, только с формированием умений работать самостоятельно. Например в 1м, 2м классе, воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание (алгоритм ориентировки в задании). В течение нескольких занятий, он фронтально закрепляет эти правила. Как только, по крайней мере половина детей эти правила усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма, нужно только в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании.При выполнении письменных предметов, воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

  1. Прочитать задание( приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

  2. Повторить правило (ребенку должен определить или вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или карточке и прочитать).

  3. Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

  4. Записать первые строчки (слова) упражнения.

  5. Проверить себя.



Выполнение заданий детьми.

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основных обязанности.

  1. Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя ( в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

  2. Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи, воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

. предложение перечитать задание.

. перечитать правило.

. посмотреть аналогичное задание в классной работе.

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Длительность физкультминутки составляет от 1 до 5 минут и включает комплекс из 3х, 4х правильно подобранных упражнений с повторением 4-6 раз.

3.Самопроверка.

Цель этого этапа- добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля( например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнение обратного, арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, песчитывать легкие примеры, вполне возможно.

4.Проверка готовности детей к уроку воспитателем.

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка- это «забота» воспитателя), затрудняет формирование привычек самопроверки ( так как дети знают, что будет фронтальная проверка и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

5.Итог самоподготовки.

При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает (естественно, качественно), прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка; как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.).

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.



Литература:

Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5 – с.30-35.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.

Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа,1996.-80с.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей.-2-е изд.-М.:Педагогика-Пресс,1993.-48с:илл.

Замский X. С., Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. М., 1995.

Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.

Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1979

Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!