СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика изучения теорий и законов в школьном курсе химии на примере темы: « Теория химического строения А.М.Бутлерова»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему  «Методика изучения теорий и законов  в школьном курсе химии на примере темы: « Теория химического строения А.М.Бутлерова»

Просмотр содержимого документа
««Методика изучения теорий и законов в школьном курсе химии на примере темы: « Теория химического строения А.М.Бутлерова»»

«Методика изучения теорий и законов в школьном курсе химии на примере темы:

« Теория химического строения А.М.Бутлерова»


Теория химического строения, решающая роль, в создании которой принадлежит А. М. Бутлерову, отражена в школьном курсе органической химии в виде нескольких ее основных положений и понятий. Основой теории А. М. Бутлерова является понятие «химическое строение», под которым он подразумевал «...порядок химической связи, существующей между атомами в частице»

Знание химического строения позволяет сделать логический переход к другим понятиям и положениям теории А. М. Бутлерова. Так, химическое строение обусловливает химические свойства соединений. В этом основная идея теории. Установление данной зависимости, позволило доказать возможность познания строения вещества химическими методами, вскрыть внутренние причины, определяющие свойства соединений.

Основные положения и понятия теории химического строения образуют стройную логическую систему, где компоненты теории взаимосвязаны.

При ознакомлении учащихся с теорией А. М. Бутлерова необходимо обратить большое внимание на исходное понятие - «химическое строение» и на важнейшее следствие из него - зависимость свойств от химического строения».

Теория химического строения учит школьников находить причинно-следственные связи. Зная причину (строение), можно вывести следствие (химические свойства). Фактически А. М. Бутлеров обосновал объективную связь: состав — строение — свойства, что позволяет теории химического строения выполнять не только объясняющую, но и прогностическую функцию (функцию предсказания).

Создание теории химического строения, является не только поворотным пунктом в развитии органической химии, но она, зна­менует собой новый этап процесса познания.

Изучение теории химического строения убеждает учащихся в том, что она связана с практикой, что, руководствуясь теорией, можно осуществить важные для народного хозяйства синтезы, т. е. теория проверяется практикой. А. М. Бутлеров активно выступал против попыток оторвать теорию от практики, а также против тех, кто отрицал значение теории; он был против слепого верования в научные теории, которое приводит к непризнанию новых истин. А. М. Бутлеров считал, что теория химического строения, как любая теория, находится в развитии.

Методика формирований понятий теории химического

В формировании понятий теории химического строения важное место отводится системе упражнений. Дидактическая особенность ее заключается в построении по принципу: от простого к сложному. По содержанию упражнения должны иметь преимущественно продуктивный характер.

При ознакомлении с теорией химического строения учащимся предлагаются упражнения, в которых они должны указать отличия в способе написания формул. Например, отличаются ли между собой схемы формул:

С – С – С – С - С и С – С – С – С – С

| |

C C

CC C C

| и / \ /

CC C C


C \

CCCC и С – С - С – С

С / |

C

Найдите вещества одинакового строения среди тех, формулы которых указаны ниже:

СН3

|

СН2 – СН2 СН3 – СН2 – СН – СН3

| |

CH3 CH3


CH3

|

CH3 – CH2 – CH2 – CH3 CH3 - C - CH3

|

CH3

В процессе отработки понятия «изомер» необходимо использовать упражнение типа: напишите структурные формулы всех изомерных гексанов, а также упражнения, для выполнения которых целесообразно использовать модели. В этом плане интересно задание: приготовьте дома модели молекул дифтордихлорметана. Решите при помощи моделирования, одно или два вещества представлены следующими формулами:


F F

| |

Cl - C – Cl Cl - C – F

| |

F Cl

Подобные упражнения с использованием моделей следует ши­роко применять в процессе преподавания.

Для отработки с учащимися понятий «изомер» и « гомолог» целесообразно применять такие задания:

1. Может ли изомер строения СН3 – СН2 – СН – СН3 быть одновременно

|

CH3

гомологом?

2. Напишите все возможные структурные формулы для изомеров состава С5Н12 и С6Н14.
3. Сколько может существовать изомеров состава C4H9Br и С3Н6Сl2? Напишите их структурные формулы.


В подтверждение всему этому уместно привести высказывание А.Н.Несмеянова:

« Созданная в 1861 году теория строения служила и служит стержнем развития органической химии и в настоящее время»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!