МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО» Муниципального образования город Ноябрьск
Методическое пособие.
Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад».
Для 3 (5 –летней программе) и 6(8-летней программе) классов.
по учебному предмету ПО.01. УП 03 Композиция станковая
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского
г. Ноябрьск
Учебный год: 2017 – 2018 г.
Преподаватель: Круглова Светлана Александровна
- Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией по предмету «Композиция станковая», включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом, где проводится беседа и анализ репродукций произведений мастеров искусства, и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические умения состоят из накапливания знаний, изобразительного навыка. Для продуктивного результата сложилось систематическое обучения, которое состоит из последовательных упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции. Занятия строятся, с учётом особенностей пространственного мышления и возрастных особенностей детей. Упражнение по «Композиции станковой» тесно связанна с программами по рисунку, живописи и летней учебной практике «Пленэр».
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- знания законов линейной и воздушной перспективы;
- умение применять законы на практике;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
- навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ.
Второй год обучения. Тема 1 Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». Основные понятия: 1. Продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности городского пейзажа; 2.Закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «состояние», «выделение главного»; 3.Выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции; 4.Передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с учетом перспективных построений и соблюдением масштаба и соразмерности элементов пейзажа в их отношении друг к другу и к человеку; 5.Организации листа с помощью простейших видов и форм ритма, пропорций тональных отношений: 6.Выделение главного; 7. Понятие горизонтали и вертикали в станковой композиции. 8.Понятие диагонального направления. Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений.
№
Наименование раздела,
1.
Вид учебного занятия
темы
Общий объем времени (в часах).
Ритм в станковой композиции.
Максимальная учебная нагрузка
Теоретическая
Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад».
Самостоятельная работа
8 уроков
часть
24
Аудиторные занятия
16
Тема 1 Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». Упражнение 1. Выполнить серию зарисовок с натуры «Листья», «Веточки» Материал: карандаш, акварель, бумага.
Тема 1 Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». Упражнение 2 . В отличие от орнаментального ритма, ритм в станковой композиции не носит математического характера. Важно понимание того, что повторение и чередование масс, форм, расстояний, насыщенностью деталями, направлений движения и пр. не должны восприниматься буквально. Учащимся предлагается выполнить композицию на тему: “Падающие листья”, “Листья на траве”, “Листья на реке”, и пр. по выбору . Задача: выразительно использовать плоскость листа. Найти ритмичное расположение предметов. Сочинить уравновешенную композицию. Материал: карандаш, акварель, бумага.
Тема 1 Равновесие в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». Упражнение 3.
Выполнить эскиз используя закон равновесия.
Законы равновесия определяются тремя источниками: натурой, её законами и свойствами (форма предмета, его цвет, положение в пространстве), законами зрительного восприятия натуры (целостность – композиционность виденья) и, наконец, законами картинной плоскости, её формата, предполагающими цельное изображение на плоскости.
Тема 1 Равновесие в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень»,
«Листопад».
Упражнение 4.
Выполнить эскиз в цвете с использованием линейной и воздушной перспективы.
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу. Кроме того, нужно учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».
Основные закономерности линейной перспективы
Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).
Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.
Городской пейзаж со стаффажем. «Осень»,
«Листопад».