Разработал преподаватель ГБПОУ КК СМТТ
Конарев В.А.
2016 год
«Информатика и ИКТ»
Знакомство с ПК. Архитектура компьютера. Принципы фон Неймана. Логические узлы компьютера. Выполнение программы. |
Методическое пособие |
Знакомство с понятием архитектуры, с аппаратным обеспечением персонального компьютера. Принципы фон Неймана. Логические узлы компьютера. Выполнение интерактивных заданий и компьютерного теста по теме. |
Тема: Знакомство с ПК. Архитектура компьютера. Принципы фон Неймана. Логические узлы компьютера. Выполнение программы
Цель: Ознакомиться с понятием архитектуры, с аппаратным обеспечением персонального компьютера, принципами фон Неймана, логическими узлами компьютера. Выполнение интерактивных заданий и компьютерного теста по теме.
Подготовка к работе: Изучить теоретический материал и конспект лекций по теме
Краткие теоретические сведения.
На бытовом уровне термин «архитектура» у большинства людей прочно ассоциируется с различными зданиями и другими инженерными сооружениями. Так, можно говорить об архитектуре готического собора, Эйфелевой башни или оперного театра. В других областях этот термин применяется достаточно редко, однако для компьютеров понятие «архитектура ЭВМ» (электронно-вычислительная машина) уже прочно устоялось и широко используется, начиная с 70-х годов прошлого века. Для того чтобы разобраться в том, каким образом происходит выполнение программ, сценариев на компьютере, необходимо в первую очередь знать, как устроена работа каждой из его составляющих. Основы учения об архитектуре вычислительных машин, которые рассматриваются на уроке, были заложены Джоном фон Нейманом. Более подробно о логических узлах, а также о магистрально-модульном принципе архитектуры современных персональных компьютеров можно будет узнать на этом уроке.
Введение
Современную обработку информации невозможно представить без такого устройства, как компьютер. Его следует рассматривать, как совокупность двух составляющих:
Также аппаратную часть иногда называют «железо».
Архитектура компьютера Архитектура компьютера – это его устройство и принципы взаимодействия его основных элементов – логических узлов, среди которых основными являются процессор, внутренняя память (основная и оперативная), внешняя память и устройства ввода-вывода информации (периферийные) (Рис. 1).
Рис. 1. Условная модель структуры архитектуры ЭВМ (Источник)
Принципы фон Неймана Принципы, лежащие в основе архитектуры ЭВМ, были сформулированы в 1945 году Джоном фон Нейманом, который развил идеи Чарльза Беббиджа, представлявшего работу компьютера как работу совокупности устройств: обработки, управления, памяти, ввода-вывода.
Принципы фон Неймана.
1. Принцип однородности памяти. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.
2. Принцип адресуемости памяти. Основная память структурно состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так чтобы к хранящимся в них значениям можно было бы впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программы с использованием присвоенных имен.
3. Принцип последовательного программного управления. Предполагает, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
4. Принцип жесткости архитектуры. Неизменяемость в процессе работы топологии, архитектуры, списка команд.
Гарвардская архитектура Компьютеры, построенные на принципах фон Неймана, имеют классическую архитектуру, но, кроме нее, существуют другие типы архитектуры. Например, Гарвардская. Ее отличительными признаками являются:
Этапы развития ЭВМ В истории развития вычислительной техники качественный скачок происходил примерно каждые 10 лет. Такой скачок связывает с появлением нового поколения ЭВМ. Идея делить машины появилась по причине того, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения ее структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования. Более подробно все этапы развития ЭВМ показаны на Рис. 2. Для того чтобы понять, как и почему одно поколение сменялось другим, необходимо знать смысл таких понятий, как память, быстродействие, степень интеграции и т. д.
Рис. 2. Поколения ЭВМ (Источник)
Среди компьютеров не классической, не фон Неймановской архитектуры, можно выделить так называемые нейрокомпьютеры. В них моделируется работа клеток головного мозга человека, нейронов, а также некоторых отделов нервной системы, способных к обмену сигналами.
Функции некоторых узлов компьютера Каждый логический узел компьютера выполняет свои функции. Функции процессора (Рис. 3):
- обработка данных (выполнение над ними арифметических и логических операций);
- управление всеми остальными устройствами компьютера.
Рис. 3. Центральный процессор компьютера (Источник)
Программа состоит из отдельных команд. Команда включает в себя код операции, адреса операндов (величин, которые участвуют в операции) и адрес результата.
Выполнение команды делится на следующие этапы:
· выборку команды;
формирование адреса следующей команды;
декодирование команды;
вычисление адресов операндов;
выборку операндов;
исполнение операции;
формирование признака результата;
запись результата.
Не все из этапов присутствуют при выполнении любой команды (зависит от типа команды), однако этапы выборки, декодирования, формирования адреса следующей команды и исполнения операции имеют место всегда. В определенных ситуациях возможны еще два этапа:
Оперативная память (Рис. 4) устроена следующим образом:
прием информации от других устройств;
запоминание информации;
передача информации по запросу в другие устройства компьютера.
Рис. 4. ОЗУ (Оперативное запоминающее устройство) компьютера (Источник)
Магистрально-модульный принцип В основе архитектуры современных ЭВМ лежит магистрально-модульный принцип (Рис. 5). Модульный принцип позволяет комплектовать нужную конфигурацию и производить необходимую модернизацию. Он опирается на шинный принцип обмена информацией между модулями. Системная шина или магистраль компьютера включает в себя несколько шин различного назначения. Магистраль включает в себя три многоразрядные шины:
шину данных;
шину адреса;
шину управления.
Рис. 5. Магистрально-модульный принцип построения ПК (Источник)
Шина данных используется для передачи различных данных между устройствами компьютера; шина адреса применяется для адресации пересылаемых данных, то есть для определения их местоположения в памяти или в устройствах ввода/вывода; шина управления включает в себя управляющие сигналы, которые служат для временного согласования работы различных устройств компьютера, для определения направления передачи данных, для определения форматов передаваемых данных и т. д.
Такой принцип справедлив для различных компьютеров, которые можно условно разделить на три группы:
В системном блоке стационарного компьютера или в корпусе компактного находятся основные логические узлы – это материнская плата с процессором, блок питания, накопители внешней памяти и т. д.
Задание. Выполнение практических заданий и компьютерное тестирование в обучающей программе «Учебник компьютерной грамотности».
Найти на Рабочем столе значок программы «Учебник компьютерной грамотности» и запустить программу.
После запуска нажать кнопку Далее, в правом нижнем углу окна программы.
В появившемся окне выбрать тему «Знакомство с ПК».
Ознакомиться с теоретическим материалом.
Выполнить интерактивные практические задания по теме.
Пройти проверочный тест по теме (критерии оценивания: менее 70% правильных ответов – оценка «2». 70-84% правильных ответов – оценка «3». 85-95% правильных ответов – оценка «4». 96-100% правильных ответов – оценка «5».
Окно программы «Учебник компьютерной грамотности»
Проверочный тест
Теория
Интерактивные практические задания
Интерактивные практические задания
Проверочный тест по теме
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы для студентов:
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ М.: 2014:
Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2013
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2014
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. 2014.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2014.