Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
к практическим занятиям
по учебной дисциплине
«Статистика»
для студентов специальности
21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
ВВЕДЕНИЕ
В системе экономического образования значительная роль отводится статистике как фундаментальной дисциплине из цикла общепрофессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования базовой подготовки.
Коренные экономические преобразования в России, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, существенно изменили требования к качеству подготовки специалистов экономической направленности. Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо владеть современным статистическим инструментарием анализа экономической информации.
Цель пособие - облегчить студентам самостоятельную работу над курсом, так как в нём излагаются основные теоретические сведения, рассмотрены примеры решения задач, а также даны задачи для самостоятельной работы.
Практические занятия проводятся параллельно с изучением теории, после усвоения студентами программного материала, предусмотренного соответствующими разделами и темами дисциплины с целью закрепления знаний и привития практических навыков и умений.
Перед практическими занятиями студенты во внеурочное время должны повторить рекомендуемый преподавателем теоретический материал, уяснить цель работы и получить от преподавателя индивидуальное задание.
Тематика практических занятий дана в соответствии с программой.
Каждый специалист должен:
уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники
знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учёта;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчётности;
- технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Ведущей целью практических занятий по дисциплине «Статистика» является формирование практических умений – профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по специальным дисциплинам; практические занятия занимают преимущественное место при изучении различных дисциплин.
Наряду с формирование умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.
Каждая практическая работа оформляется студентов в виде отчета, выполненного на листах формата А4 машинописным текстом и наличием мотивированного вывода по итогам практического занятия.
Оформление отчета о выполнении практической работы:
Титульный лист;
Далее указывается Практическая работа № ...;
Тема (название);
Цель:
План:
Оборудование (учебник, Интернет-ресурс, бумага);
Ход работы: (теоретическая часть – ответы на поставленные вопросы);
(практическая часть – составление схем, таблиц, чертежей и пр.).
Вывод: (усвоил тему).
Титульный лист
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Отчет
О выполнении практических работ по дисциплине:
«СТАТИСТИКА»
для специальности:
- 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»;
-
для специальности:
- 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень;
Выполнил(а):
Студент (студентка)
Группы ЗО-21 Земеров И.А.
Проверил:
Преподаватель Кузьминых Л.А.
г. Талица
Практическая работа №1.
Тема: «Классификация статистических признаков и показателей».
Цель: Приобретение навыка классификации статистических признаков.
Оборудование:
Лекции и учебник «Статистика» Авторы: А.В.Сиденко, Г.Ю.Попов, В.М.Матвеева.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Что изучает статистика?
Назвать предмет и метод статистики.
Задание №2.
Выполнить классификацию признаков и показателей.
Практическая работа №2.
Тема: «Виды статистического наблюдения».
Цель: Приобрести навыки в проведении арифметического и логического контроля при работе со статистическими таблицами и бухгалтерскими документами.
Оснащение:
Учебник «Статистика» Автор: А.В.Сиденко, Г.Ю.Попов, В.М.Матвеева.
Содержание практической работы:
Задание№1.
Дать понятие статистического наблюдения. И кем оно может проводиться.
Задание №2.
Составить таблицу форм и видов статистического наблюдения.
Задание №3.
Составить таблицу этапов статистического наблюдения.
Задание №4.
Из каких источников могут быть собраны данные статистического наблюдения.
Задание №5.
Задача: Имеются следующие данные из формы отчетности о поступлении, продажи и остатках товаров в торговой организации за квартал в 1000 рублей. Требуется проверить правильность исчисления графы 4 и подсчитать итоговых показателей.
Практическая работа №3.
Тема: «Сводка и группировка».
Цель:
Закрепление изученного теоретического материала по второму этапу статистического исследования.
Осознание сущности методов и приемов статистического исследования.
Оснащение:
Учебник «Теория статистики »под редакцией Р.А.Шмойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовникова, Е.Б.Шувалова.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Составить таблицу признаков характеризующих сводку.
Задание №2.
Дать понятие группировки. Составить таблицу видов группировок и определить их понятия.
Задание №3.
Составить таблицу группировок предприятий и организаций по формам собственности в России.
Задание №4.
Составить таблицу распределение численности группы ЗО -21 по половому признаку и возрастному.
Практическая работа №4.
Тема: «Абсолютные и относительные величины в статистике».
Цель:
Закрепить полученные теоретические знания по абсолютным и относительным величинам.
Осознать значение абсолютной и относительной величины, формирование результатов статистического исследования.
Оснащение:
Учебник «Теория статистики » под редакцией Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Ответить на вопросы:
1. Дайте определение абсолютной статистической величины.
2. Дайте определение относительной статистической величины. Укажите основные виды относительных величин.
3. Дайте определение и укажите формулу индекса изменения (динамики). Укажите критериальное значение индекса динамики.
4. Дайте определение и укажите формулу индекса планового задания.
5. Дайте определение и укажите формулу индекса выполнения плана.
6. Дайте определение и укажите формулу индекса интенсивности.
7. Дайте определение и укажите формулу индекса сравнения.
Задание№2.
Решение задач.
1. Определить общее производство моющих средств в условных тоннах (условная жирность 40%) по плану и фактически, а также процент выполнения плана по следующим данным:
Вид продукта Жирность, % Физическая масса, т
по плану фактически
Мыло хозяйственное 60 500 600
Мыло туалетное 80 1000 1500
Стиральный порошок 10 50000 40000
2. Рассчитать индекс и темп изменения, если в мае произведено продукции 210 тонн, а в апреле 170 тонн.
3. Рассчитать индекс и темп изменения, если в июле произведено продукции 60 тонн, а в июне 70 тонн.
4. Рассчитать индексы планового задания, выполнения плана и динамики, если выпуск продукции в отчетном году составил 200 млн. рублей, на следующий год планировалось 250 млн. рублей, а фактически получено 220 млн. рублей.
5. Запасы кефалевых рыб к концу 90-х годов в Азовском море составляли 6000 т, а в Черном море 13000т. Рассчитать относительные величины сравнения запасов кефалевых рыб этих морей.
6.Рассчитать относительную величину интенсивности валового внутреннего продукта (ВВП) в сумме 1586,6 млрд. $ на душу населения в России в 2010 году при численности населения в 156,4 млн. человек.
Практическая работа №5.
Тема: «Расчет средних величин».
Цель:
Закрепление теоретического материала по теме расчет средних величин.
Научиться исчислять средние величины путем решения задач.
Оборудование:
Методические рекомендации по выполнению работ по статистике.
Учебник «Теория статистики» Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Ответить на вопросы:
1) Охарактеризуйте главное свойство средней величины.
2) Приведите примеры экономических показателей, основанных на вычислении средних величин.
3) Назовите основные виды средних величин и укажите их формулы.
4) Назовите основные показатели вариации и укажите их формулы.
5) Для чего используется коэффициент вариации? Укажите его формулу.
Задание №2.
1) Дан ряд чисел: 3,5,6,5,8,1,4,5,1,2. Найти размах, среднее арифметическое, медиану и моду этого ряда.
2) Имеется информация о численности студентов групп 3 курса РТТС и удельном весе студентов, обучающихся на отлично:
№ группа | Общее число студентов (чел.) | Из них удельный вес, обучающихся на отлично (%) |
12 | 25 | 20 |
16 | 32 | 40 |
17 | 30 | 30 |
Определить средний удельный вес студентов, обучающихся на отлично и число этих студентов.
3) Сумма невыплаченной своевременно задолженности по кредитам на 1 ноября составила 97,6 млн. денежных единиц. По отдельным отраслям экономики она распределялась следующим образом:
Отрасль народного хозяйства | Сумма невыплаченной задолженности (млн.) | Удельный вес невыплаченной задолженности в общем объеме кредитов, % |
А | 47 | 18 |
Б | 16 | 26 |
В | 34,6 | 12 |
Определить средний процент невыплаченной своевременно задолженности.
4) При изучении влияния рекламы на размер среднемесячного вклада в банках района обследовано 2 банка. Получены следующие результаты:
Размер месячного вклада, рубли | Число вкладчиков |
Банк с рекламой | Банк без рекламы |
До 700 | - | 20 |
700-740 | - | 14 |
740-780 | 15 | 8 |
780-820 | 10 | 4 |
820-860 | 13 | 7 |
860-900 | 6 | 7 |
900-940 | 8 | - |
940-980 | 5 | - |
980-1020 | 3 | - |
Итого | 60 | 60 |
Определить:
1) для каждого банка: а) средний размер вклада за месяц; б) дисперсию вклада;
2) средний размер вклада за месяц для двух банков вместе;
3) Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от рекламы;
4) Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от всех факторов, кроме рекламы;
5) Общую дисперсию используя правило сложения;
6) Коэффициент детерминации;
7) Корреляционное отношение.
5) Имеется группировка предприятий по величине товарной продукции:
Группы предприятий по величине товарной продукции, тыс. руб. | Число предприятий |
До 400 | 7 |
400-800 | 8 |
800-1200 | 20 |
1200-1600 | 6 |
1600-2000 | 3 |
2000 и более | 4 |
Итого | 48 |
Определить: 1) дисперсию величины товарной продукции; 2) среднее квадратическое отклонение; 3) коэффициент вариации.
Практическая работа №6.
Тема: «Ряды динамики».
Цель:
Изучить ряды динамики.
Осознать значение рядов динамики при описании изменений показателей во времени и динамики социально – экономических показателей.
Оборудование:
Учебник «Теория статистики» Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова.
Лекция.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Ответить на вопросы:
1) Дайте определение процесса динамики, ряда динамики.
2) Перечислите различные виды рядов динамики.
3) Назовите основные показатели изменения уровней рядов динамики. Укажите основные формулы для вычисления средних показателей ряда динамики.
Задание №2.
Выполнить задания:
1) Данные о площадях под кукурузу до и после изменения границ района, тысяч гектаров. Сомкнуть ряд, выразив площадь под кукурузу в условиях изменения границ района.
Периоды Площадь под кукурузу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
До изменения границ района | 112 | 116 | 120 | 115 | - | - | - |
После изменения границ района | - | - | - | 206 | 204 | 231 | 226 |
2) Имеется информация об экспорте продукции из региона за ряд лет.
Определить:
1) цепные и базисные: а) абсолютные приросты; б) темпы роста; в) темпы прироста;
2)абсолютное содержание одного процента прироста;
3) средние показатели: а) средний уровень ряда; б) среднегодовой абсолютный прирост; в) среднегодовой темп роста; г) среднегодовой темп прироста.
Год | Экспорт, млн. рублей |
2011 | 36588 |
2012 | 39126 |
2013 | 41257 |
2014 | 53258 |
итого | 170229 |
3) По следующей информации определить средний размер имущества предприятия за квартал:
Дата | Размер имущества, млн. рублей |
На 15 января | 60 |
На 15 февраля | 50 |
На 15 марта | 70 |
На 15 апреля | 80 |
На 15 мая | 70 |
Практическая работа №7.
Тема: «Решение задач на определение ряда динамики».
Цель:
Закрепить полученные теоретические знания по теме ряд динамики.
Научиться решать задачи на определение ряда динамики.
Оборудование:
Учебник «теория статистики» Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Дать понятие ряду динамики.
Задание №2.
Решить задачу по таблице численности работников ОАО «Ново - Вятка».
Задание №3.
Построить график динамики среднегодовой численности работников ОАО «Ново - Вятка».
Практическая работа №8.
Тема: «Статистические методы построения взаимодействия
линейной парной корреляции».
Цель:
Приобрести навык в построении линейного уравнения регрессии для эмпирических данных, в нахождении параметров уравнения на основе этих данных.
Оборудование:
Учебник «Теория статистики» Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б.Шквалова.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Дайте ответы на вопросы:
Какие виды связей между признаками в статистике знаете?
Какие виды управления регрессии знаете?
Что называется корреляционной связью?
Дайте понятие жестко детерминированной связи в статистике.
Дайте понятие стохастические детерминированной связи в статистике.
Какой признак в статистике является факторам?
Какой признак в статистике является результативным?
Что показывает коэффициент корреляции?
Что показывает коэффициент детерминации?
Задание №2.
Решить задачу:
Имеются данные по однотипному предприятиям торговли о возрасте (предпринимательской эксплуатации) типового оборудования и затратах на его ремонт. Рассчитать параметры линейного уравнения парной корреляции, коэффициенты тесноты связи, наименьший возраст оборудования, при котором исчисляются амортизационные отчисления. Сделать выводы по результатам работы.
№ предприятия | Возраст оборудования | Затраты на ремонт в 1000 руб. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 4 5 5 6 8 10 8 7 11 6 | 1.5 2 3.4 3.6 3.7 4 3.3 2.5 6.6 3.7 |
Составить расчетную таблицу.
Практическая работа №10.
Тема: «Экономические индексы».
Цель:
Изучить и осознать значение индексов как показателей характеризующих соотношение несоизмеримых величин.
Содержание практической работы:
Задание №1.
Что такое экономические индексы и как они обозначаются.
Задание №2.
Составить таблицу классификации экономических индексов.
Задание №3.
Дать понятие индивидуальным и общим индексам с обозначениями их формулами.
Задание №4.
Рассчитать индивидуальные индексы по данным об их количестве и стоимости проданных товаров.
Задание №5.
Дать понятие агрегатному индексу и применить формулу и рассчитать индекс стоимости продукции.
Задание №6.
Опишите, что такое показатели структуры и структурных сдвигов на примере таблицы 11.1 страница 486.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Руденко В. И. Статистика: Пособие студентам для подготовки к экзаменам. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». – 2013. – 188с.
2. Толстик Н. В. Статистика: учебник / Н. В. Толстик, Н. М. Матегорина. – изд. 4-е, допол. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 344с. (СРО)
3. Учебник «Теория статистики» Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б.Шквалова. - М.: Финансы и статистика, 2014, 416с.
Дополнительная
1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 296с.
Интернет-ресурсы
1. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А. Практикум по теории статистики. М.: Финансы и статистика, 2014, 416с. http://institutiones.com/download/books/1438-praktikum-po-teorii-statistiki.html
2. Теория статистики / под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 560с. http://www.knigka.info/2011/03/23/teorija-statistiki.html
3. И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика. 2015г. 657с. http://institutiones.com/download/books/ 1288-obshhaya-teoriya-statistiki-eliseeva.html