Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Новотроицкий политехнический колледж»
Оренбургской области
Методические указания для выполнения
самостоятельных работ
ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов
по профессии 19.01.07 Повар, кондитер
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК _______________________________ Протокол №____ от «____»_____________20____г Председатель ПЦК ________________ Л.Р. Маняпова | СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель _______ В.В.Солопова _______________________ |
ВВЕДЕНИЕ.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится до 50% часов от учебного плана. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Выполнение самостоятельной работы МДК по профессии начального профессионального образования 19.01.17«Повар, кондитер» способствует формированию и развитию общих компетенций:
Задания самостоятельной работы направлены на формирование профессиональных компетенций междисциплинарного курса ПМ 01.01Приготовление блюд из овощей и грибов.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
- практические умения и навыки:
технику обработки овощей, грибов, пряностей;
способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей и грибов;
температурный режим и правила приготовления простых блюд и гарниров из овощей и грибов;
правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
правила хранения овощей и грибов;
виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемых при обработке овощей, грибов, пряностей; правила их безопасного использования.
- учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать;
анализировать, оценивать;
- специальные учебные умения:
проверять органолептическим способом годность овощей и грибов;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
обрабатывать различными методами овощи и грибы;
нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов;
охлаждать и замораживать нарезанные овощи и грибы.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
для овладения знаниями: | для закрепления и систематизации знаний: | для формирования умений: |
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) | работа с конспектом лекции | решение задач и упражнений по образцу |
составление плана текста | повторная работа над учебным материалом | решение вариантных задач и упражнений |
графическое изображение структуры текста | составление плана и тезисов ответа | выполнение чертежей, схем |
конспектирование текста | составление таблиц для систематизации учебного материала | выполнение расчетно-графических работ |
работа со словарями и справочниками | изучение нормативных материалов | решение ситуационных производственных (профессиональных) задач |
работа с нормативными документами | ответы на контрольные вопросы | подготовка к деловым играм |
учебно-исследовательская работа | аналитическая обработка текста | проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности |
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет им др. | подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции | подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) |
создание фильмов, мультимедийных презентации. | подготовка рефератов, докладов | экспериментально-конструкторская работа |
| составление библиографии | опытно-экспериментальная работа |
| тестирование и др. | упражнение на тренажере |
| | упражнения спортивно-оздоровительного характера |
| | рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МДК.01.01 Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
Тематический план самостоятельной работы
№ и название темы | Наименование самостоятельной работы | Формы выполнения | Время (час) |
Раздел 1. Первичная обработка нарезка и формовка традиционных видов овощей и плодов, подготовка пряностей приправ. | 7 |
Тема 1.1. Обработка корнеплодов, клубнеплодов капустных, луковых и плодовых овощей | «Классификация овощей» «Обработка корнеплодов, клубнеплодов » «Подготовка сырья и приготовление блюд из овощей, плодов и грибов» | Схема Кроссворд Глоссарий | 1 1 1 |
Тема 1.2. Обработка салатных, десертных и консервированных овощей. Требования к качеству. Отходы овощей и их использование | -«Обработка салатных, десертных и консервированных овощей» - «Отходы овощей и их использование» «Требования к качеству сырья» | Алгоритм Решение задач Написание конспекта | 1 2 1 |
Тема2. Блюда и гарниры из овощей и грибов | 23 |
Тема2.1.Общие сведения о блюдах из овощей и грибов. | «Первичная обработка, и формовка овощей». | Выполнить работу по представленному алгоритму.
| 1 |
Тема 2.2. Приготовление блюд из вареных овощей. | «Подготовка плодов для приготовления блюд и изделий» | слайд презентация | 4 |
Тема 2.3. Приготовление блюд из жареных овощей | «Подготовка пряностей и приправ при приготовлении блюд» | Презентация | 8 |
Тема 2.5. Приготовление блюд из тушеных овощей | «Блюда из овощей» | Презентация | 4 |
Тема 2.6. Приготовление блюд из запеченных овощей | «Блюда из овощей» | Презентация | 3 |
Тема 2.7. Приготовление блюд из грибов. | «Блюда из овощей» Соответствие приправ и пряностей блюдам Подача овощных блюд «Блюда из овощей грибов» | Презентация Таблица Технологическая карта | 1 1 1 |
Всего | 34 |
Виды заданий для самостоятельной работы
Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка материала.
Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач, составление схем в MS Excel, создание презентации в MS Power Point.
Формы самостоятельной работы
Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Исследовательская работа.
Составление информационных моделей объектов и их анализ.
Самостоятельная работа № 1
Задание 1.
Составить схему на тему «Классификация овощей»
Форма выполнения задания: Схема
Самостоятельная работа № 2
Задание 1.
Сделать слайд презентацию на тему «Обработка корнеплодов, клубнеплодов, луковых и плодовых овощей»
Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Техника нарезки корнеплодов и клубнеплодов: соломкой и тонкой соломкой (жульен), крупными и мелкими брусочками, крупными и мелкими кубиками, кружочками, ломтиками, дольками. Техника нарезки луковичных овощей: соломкой и очень тонкой соломкой (жульен), кубиками и очень мелкими кубиками (мелюсье), дольками, кольцами и полукольцами. Техника нарезки томатных и тыквенных овощей: ломтиками, кубиками, дольками, кружочками, а также томатов без кожицы, жидкости и семян. Техника формовки овощей в виде бочонка, крупного шарика, орешка, стружки (пай), лодочки, чесночка. Техника подготовки овощей и грибов для фарширования. Техника нарезки грибов ломтиками и формовки грибов.
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 3
Задание:
Составить глоссарий на тему «Подготовка сырья и приготовление блюд из овощей, плодов и грибов» следующих понятий:
Артишоки; Топинамбур; Батат; Голубцы; Драники; Жюльен; Капустники; Крокеты; Карбование; Карвинг; Пюре; Спаржа; Бланшировать; Трюфели; Приправы; Пряности; Сотэ; Лечо
Форма выполнения задания: глоссарий
Самостоятельная работа № 4
Задание:
Составить алгоритм работы на тему «Обработка салатных, десертных и консервированных овощей»
Техника нарезки капустных овощей: соломкой и очень тонкой соломкой (жульен), шашками, кубиками, крупными дольками.
Форма выполнения задания: алгоритм
Самостоятельная работа № 5
Задание:
Решение задач на тему «Отходы овощей и их использование»
Какое количество отходов получится при обработке 80 кг моркови в январе?
Какое количество отходов получится при обработке 40кг моркови и 60кг свеклы в марте?
Какое количество отходов получится при первичной обработке 15кг петрушки и 30кг укропа?
Форма выполнения задания: Решение задач
Самостоятельная работа № 6
Задание:
Решение задач на тему «Отходы овощей и их использование»
Определите массу отходов, полученных при механической кулинарной обработке 0,756 кг молодого картофеля, если нормативное количество отходов для данного вида продукта составляет 20 %.
Определите количество отходов при обработке 100 кг моркови в октябре.
Форма выполнения задания: Решение задач
Самостоятельная работа № 7
Задание:
Написание конспекта на тему «Требования к качеству сырья»
Форма выполнения задания: Конспект
Самостоятельная работа № 8
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Первичная обработка, нарезка овощей». Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Виды обработанных овощей и грибов в соответствии с методами обработки и типом овощей и грибов: мытые в кожуре клубни картофеля и корнеплоды (морковь, сельдерей и свекла); мытые и очищенные от кожуры клубни картофеля и корнеплодов (морковь, сельдерей и свекла); мытые и очищенные луковые овощи (зелень лука, репчатый лук, лук порей); мытые и зачищенные капустные овощи (белокочанная капуста, брокколи, кольраби, цветная и брюссельская капуста); белокочанная капуста с удаленной кочерыжкой; мытые и зачищенные соцветия, листья и стебли салатно-шпинатных, пряных и прочих овощей; мытые и зачищенные грибы (с удалением кожицы со шляпки и без).
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 9
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Подготовка плодов для приготовления блюд и изделий». Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ:
Последовательность и правила очистки следующих типов плодов: очищенных от косточек и семечек яблок, груш, манго; очищенного от косточек и кожицы апельсина; очищенных долек апельсина;
Последовательность и правила нарезки и измельчения плодов: яблок, нарезанных дольками и кольцами; груш, нарезанных кубиками, дольками и тонкими ломтиками; нарезанного кольцами ананаса; нарезанных консервированных фруктов;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 10
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Подготовка плодов для приготовления блюд и изделий». Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Последовательность и правила очистки следующих типов плодов: очищенных от косточек слив, вишни, винограда, абрикосов, персиков; очищенных от кожуры киви; очищенного от кожуры и сердцевины ананаса; очищенных от плодоножек земляники и крыжовника; очищенных от веточек ягод красной смородины;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 11
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Подготовка плодов для приготовления блюд и изделий». Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Последовательность и правила очистки следующих типов плодов: очищенных от кожицы грецких орехов, фундука, арахиса.
Последовательность и правила нарезки и измельчения плодов: крошки ореховой; орехов, нарезанных на кусочки; шинкованных орехов.
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 12
Задание:
Подготовить сообщение на тему «Подготовка пряностей и приправ при приготовлении блюд».
Форма выполнения задания: сообщение
Самостоятельная работа № 13
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: картофеля отварного в молоке;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 14
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: капусты брокколи отварной с сыром; капусты брюссельской припущенной; капусты цветной припущенной;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 15
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: смеси овощей в молочном соусе;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 17
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: картофеля жареного из отварного;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 18
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: перца сладкого жаренного; помидоров жареных; баклажанов жареных; кабачков жареных;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 19
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: жареных овощных изделий (котлеты, зразы, шницеля);
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 20
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: капусты (свежей и квашеной) тушеной;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 21
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: свеклы тушеной в сметане;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 22
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: икры овощной; лечо; сотэ;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 23
Задание:
Сделать слайд презентацию на «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: помидоров фаршированных;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 24
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: перца фаршированного;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 25
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: кабачков фаршированных;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 26
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: голубцов с мясом;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 27
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: голубцов со шпинатом;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 28
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: картофельной запеканки;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 29
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: картофеля, запеченного с сыром;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 30
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: овощей, запеченных под соусом;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 31
Задание:
Сделать слайд презентацию на «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: солянки овощной; рагу из овощей;
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 31
Задание:
Сделать слайд презентацию на тему «Блюда из овощей». Способы сервировки и варианты оформления. Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления основных блюд из овощей в соответствии с методами приготовления, типом овощей и питания: котлет морковных (картофельных, свекольных) жареных; зраз картофельных; запеканки из тыквы; оладей из тыквы; оладьей картофельных.
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 32
Задание 7
Сделать слайд презентацию на тему «Приготовление блюд из грибов. Способы сервировки и варианты оформления». Выполнить работу по представленному алгоритму.
Перечень работ
Технология приготовления блюд из грибов в соответствии с методами приготовления и типом грибов: блюд из припущенных, жареных, тушеных, запеченных грибов (грибы, жареные на гриле; грибы жареные с картофелем; лисички жареные; грибы тушеные в сметанном соусе; грибы, запеченные с сыром; грибы жареные в панировках во фритюре; жульен из грибов), начинок из грибов.
Форма выполнения задания: презентация
Самостоятельная работа № 33
Задание 1
Используя учебную литературу, сборник технологических нормативов и электронные ресурсы заполнить таблицы 1, 2.
Таблица 1 – Соответствие приправ и пряностей блюдам
Блюда по виду сырья | Приправы | Пряности |
Овощные |
|
|
Рыбные |
|
|
Мясные |
|
|
Таблица 2 – Подача овощных блюд
Овощные блюда в зависимости от способа теплой обработки | Посуда для подачи | Столовые приборы |
Отварные овощи |
|
|
Запеченные овощи |
|
|
Отварные с соусом |
|
|
Жареные овощи |
|
|
Самостоятельная работа № 34
Задание
Используя учебную литературу и сборник технологических нормативов составить технологические схемы приготовления основного блюда из овощей и грибов: «Оладьи из тыквы», «Грибы, запеченные с сыром».
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Требования к оформлению презентации
Оформление слайдов |
Стиль | необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Фон | для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представление информации |
Содержание информации | следует использовать короткие слова и предложения; время глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение информации на странице | предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты | для заголовков не менее 24; для остальной информации не менее 18; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные) |
Способы выделения информации | Следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки ; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации | не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:
Контроль сообщений осуществляется на уроках.
Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и конференциях внутри колледжа.
Литература и источники
Анфимова Н. А, Татарская Л. А. Кулинария: Учеб. для нач. проф. Образования. – 2-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2011.- 328 с.
Бутейкис Н. Г. – Технология приготовления мучных и кондитерских изделий: Учебник для нач. проф. образования: учебное пособие для сред. проф. образования / Н. Г. Бутейкис, А. А. Жукова – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 304 с.
Мармузова Л.В. – Технология хлебопекарного производства. Сырье и материалы: учебник для нач. проф. образования / Л.В. Мармузова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
Похлебкин В.В. – Кулинарный словарь. – «Классики кулинарного искусства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2008. -503с.
Цыганова Т.Б. – Технология хлебопекарного производства: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2010. – 432 с.
Шатун Л. Г. «Повар»: Учебное пособие для учащихся проф. Училищ, лицеев, курсовой подготовки / Л. Г. Шатун.- 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. -320 с
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий общественного питания/ Авт.- сост.: А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко. – М.: «ИКТЦ «Лада», К.: «Издательство «Арий», 2011; - 680 с.
Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий: Для предприятий общественного питания/Авт.-сост.: А.В.Павлов. СПб.: «Издательство «ПРОФИКС», 2015; - 296 с.
«Питание и общество», «Гастроном», «Кулинарные ведомости», «Школа гастронома», «Хлебосол», «Уроки кулинара».
Интернет-ресурсы:
«Кулинарный портал». Форма доступа: http:// www.kulina.ru., http:// povary.ru., http:// vkus.by.
Главный портал индустрии гостеприимства и питания. Форма доступа: http:// www.horeca.ru
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru